В поисках золотых талантов

833

ГМПИ им. М.М.Ипполитова-Иванова отмечает 100-летие двумя всероссийскими конкурсами-фестивалями, которые при государственной поддержке Фонда президентских грантов и «Российского фонда культуры» проводит фонд «Русское исполнительское искусство».

Всероссийский открытый конкурс-фестиваль исполнительского искусства имени М.М. Ипполитова-Иванова стартует 25 сентября. Торжественное открытие и первые отборочные туры пройдут в Гатчине – на родине одного из столпов отечественной системы музыкального образования, композитора, дирижера, этнографа Михаила Михайловича Ипполитова-Иванова. Следующие конкурсные прослушивания состоятся в городах, также связанных с жизнью и творчеством выдающегося музыкального общественного деятеля – Ростове-на-Дону, Костроме и Москве. Завершится творческий марафон гала-концертом победителей 7 ноября 2020 года в московском концертном зале «Зарядье».

Всероссийский конкурс-фестиваль «Золотые таланты России» пройдет со 2 октября по 22 ноября 2020 года в Сургуте, Твери, Чебоксарах, Севастополе и Москве.

В канун открытия конкурсов ректор Ипполитовки Валерий Ворона рассказывает о многолетних поисках золотых талантов по всей России, многие из которых стали известными музыкантами, а сами они дают напутствия нынешним молодым конкурсантам.

Валерий ВОРОНА: «Русская исполнительская школа – это эпоха, сопоставимая с эпохой Возрождения»:

– В 1992 году мы основали Фонд «Русское исполнительское искусство», ставший одной из первых общественных организаций нового времени. Фонд ставил перед собой задачу консолидации музыкального сообщества и сохранения великих традиций отечественной исполнительской школы. Мы попытались выявить новые финансовые ресурсы, появившиеся в обществе, с помощью которых могли воплощать в жизнь проекты, отвечающие запросам времени, и таким образом помогать государству. За 28 лет мы, привлекая спонсоров, провели множество акций общероссийского и международного масштаба, в которых участвовали мега-звёзды классической музыки и крупнейшие музыкальные коллективы. Наши мероприятия удостоили своим посещением Президенты РФ Борис Ельцин и Владимир Путин, премьер-министр Японии Рютаро Хасимото и другие крупные государственные деятели.

Проекты фонда «Русское исполнительское искусство» связаны с развитием отечественной музыкальной культуры и образования. Одно из генеральных направлений деятельности фонда – системная поддержка новой генерации музыкантов. Сперва селекция, затем материальная и профессиональная поддержка лучших из лучших, их реклама и продвижение, выдвижение на международную орбиту.

Наша работа по выявлению юных дарований началась в 1998 году с создания фонда «Слава/Gloria», который мы учредили совместно с великим маэстро Мстиславом Ростроповичем. Тогда мы вместе с Мстиславом Леопольдовичем впервые представили более 30 российских молодых музыкантов на его фестивале в Эвиане во Франции. Концерт «Русские чудеса» с участием талантливой молодёжи состоялся в специально построенном для Ростроповича зале «Сеновал у озера» – деревянном, вмещающем более 1000 мест, с прекрасной акустикой и оригинальным интерьером – задник сцены представлял собой настоящую берёзовую рощу! В концерте выступили популярные «Терем-квартет» и ансамбль «Бабье лето», певица Пелагея, которой тогда было 12 лет. Мы поддерживали первых лауреатов телевизионного конкурса «Щелкунчик»: один из них, Ростислав Бальчюнас, в возрасте 8 лет проявлявший виртуозные способности как исполнитель на ударных инструментах, сегодня уже зрелый музыкант. Виолончелист Денис Шаповалов тоже один из первых стипендиатов фонда, в 1998 году стал золотым медалистом конкурса имени П.И. Чайковского.

С 2002 года мы осуществляли, пожалуй, самую крупную в России негосударственную стипендиально-премиальную программу «Золотой талант». Президентских грантов, стипендий Министерства культуры и многочисленных благотворительных фондов тогда ещё не было, а мы выплачивали молодёжи стипендии по 200 долларов в месяц – по тем временам большие деньги.

И ещё мы первыми начали поддерживать музыкальных педагогов. Рождение звезды возможно лишь в тандеме опытного педагога и одарённого ученика. В академической культуре, где обучение юного музыканта начинается с 5 лет и продолжается до 25-ти, где нельзя пропустить ни одного года, ни одного дня занятий, чтобы стать профессионалом, учитель играет важнейшую роль. Даже уникальный самородок не состоится без наставника. Поэтому мы выплачивали профессорам ежемесячные премии, в три раза превышающие зарплату консерваторского профессора. Искусство педагога-музыканта требует не меньшего таланта и мастерства, чем, скажем, футбольного тренера, но их материальная составляющая не сопоставима…

Без выдающихся педагогов не будет прекрасных исполнителей. Лишь исполнители, равновеликие композиторам по масштабу дарования и мастерства, способны явить публике музыкальную сокровищницу во всём её блеске и величии. Без выдающихся исполнителей мировая музыкальная сокровищница померкнет, и мы не поймём её значимость для человечества. Поэтому опытных музыкальных педагогов надо ценить и поддерживать всем миром.

Российская музыкальная педагогика оказывает огромное влияние на уровень исполнительской культуры во всём мире. Мы неслучайно назвали наш фонд «Русское исполнительское искусство»: ведь русское исполнительское искусство – целая эпоха в мировой музыке! Россия более 100 лет даёт миру выдающихся музыкантов. В этом смысле значение русской исполнительской школы в контексте мировой музыкальной культуры сопоставимо с эпохой Возрождения, давшей миру бессмертные шедевры живописи и архитектуры.

Поддерживая юные дарования и педагогов, мы пытались стабилизировать непростую ситуацию, когда в нашей стране на рубеже XX – XXI веков культура оказалась на периферии общественного сознания. Наши усилия были направлены на сохранение новой генерации музыкантов: финансовую помощь регулярно получали более 3000 человек не только в России, но и по всему СНГ. Среди них более 400 музыкантов за 7 лет жизни программы «Золотой талант» стали лауреатами международных конкурсов, многие из них приобрели всемирную известность. Достаточно назвать такие имена, как виолончелисты Борис Андрианов, Александр Бузлов и Денис Шаповалов, скрипачи Никита Борисоглебский и Алёна Баева, баянист Айдар Гайнуллин и гармонист Павел Уханов.

Стипендиально-премиальная программа «Золотой талант» – самая масштабная негосударственная программа за всю историю России с точки зрения финансовой поддержки – осуществилась благодаря тому, что нас поддержали крупнейшие представители деловых кругов. Люди, для которых помощь музыкантам – не политика и не бизнес, а искреннее проявление доброй воли, и мы бесконечно этим людям благодарны.

Выбор лучших из лучших – трудоёмкий процесс. Наша комиссия проделала тогда огромную работу: просматривала сотни, даже тысячи видеокассет VHS. Тогда ещё невозможно было прислать видео- и аудиозапись по электронной почте, увидеть выступление в YouTube. Видеокассеты присылали нам на почтовое отделение со всей России и стран СНГ, и наша отборочная комиссия каждый год занималась прослушиваниями этих кассет в течение нескольких месяцев.

Кризис 2009 года приостановил программу «Золотой талант», и тогда мы трансформировали её в проект «Золотые таланты Содружества» для молодых музыкантов Центрального федерального округа России, Белоруссии и Украины. Москвичей не приглашали осознанно: хотели выявить таланты в малых городах. Молодёжь из 18 областей Центрального ФО участвовала в проекте бесплатно при поддержке местных властей. Мы находили одарённых детей в провинции и открывали им путь в московские музыкальные учебные заведения, на наши мастер-классы, творческие школы и фестиваль российско-итальянской культуры «Очи чёрные», который ежегодно проходит в Италии, в городе Монтекатини Терме – термальном курорте всемирного значения.

Одно из главных событий нашего итальянского фестиваля – концерт «Будущее большой музыки» с участием юных дарований России и Италии — неизменно вызывает восторг публики. Вундеркинды покоряют даже знатоков и удивляют больше, чем признанные мастера. Когда дети играют на уровне зрелых музыкантов, это становится сенсацией, к тому же публика действительно может заглянуть в будущее: увидеть грядущих звёзд. В Италии выступали братья Бессоновы – Даниил и Иван, победивший в 2018 году на международном конкурсе Eurovision Young Musicians. Играла, будучи семилетним ребёнком, пианистка Александра Довгань, ставшая в 2018 году обладательницей Гран-при II Международного конкурса молодых пианистов Grand Piano Competition, ныне она активно концертирует. Мы первыми представили в Европе одарённых детей, которых тогда ещё не знала широкая аудитория. Сегодня они звёзды!

Более 20 лет нашей системной работы по выявлению молодых дарований не остались не замеченными государством, и в этом году наш фонд впервые получил государственную поддержку, чему мы очень рады. Мы получили грант «Российского фонда культуры» на проведение Всероссийского конкурса-фестиваля «Золотые таланты России», посвященного 100-летию ГМПИ имени М.М.Ипполитова-Иванова. Региональный отбор пройдёт в городах Сургут, Тверь, Чебоксары и Севастополь. В закрытых из-за карантина регионах придётся провести отборочные туры по видеозаписям. Финальный тур состоится в Москве. Приглашаем публику на гала-концерт лауреатов 22 ноября 2020 в Рахманиновский зал Московской консерватории.

Параллельно пройдёт такой же масштабный Всероссийский открытый конкурс-фестиваль исполнительского искусства имени М. М.Ипполитова-Иванова в честь 160-летия со дня рождения М.М.Ипполитова-Иванова и 100-летия института его имени. Идею форума, направленного на привлечение внимания молодёжи к творческому наследию Ипполитова-Иванова, поддержал Фонд президентских грантов. Отборочные туры конкурса пройдут в городах, связанных с жизнью и творчеством композитора, где есть музыкальные учебные заведения его имени – Гатчине, Костроме, Ростове-на-Дону и Москве. Финалисты сыграют в Москве, и мы приглашаем зрителей на гала-концерт лауреатов 7 ноября в Концертный зал «Зарядье».

Хочу еще раз выразить благодарность Фонду президентских грантов и «Российскому фонду культуры» за поддержку наших проектов. Оба конкурса охватывают все регионы нашей страны. Заявки идут со всех концов России – от Калининграда до Урала, Сибири и Владивостока.

Борис АНДРИАНОВ (виолончель), заслуженный артист России, лауреат Международного конкурса им. П.И.Чайковского:

– Мои старшие школьные годы, да и студенческие тоже, попали на трудные 1990-е годы, когда даже с едой-то было сложно, а с творчеством – тем более. В те нелёгкие для страны времена фонд «Русское исполнительское искусство» был одним из немногих, кто оказывал финансовую помощь. Талантам надо помогать, причём своевременно, пока они растут и развиваются, чтобы молодые могли учиться, оттачивать мастерство, разучивать новый репертуар, готовиться к конкурсам и концертировать, а не думать о том, где бы заработать на хлеб. Юный музыкант не должен тратить своё драгоценное время на халтуры!

Валерий Иосифович Ворона – замечательный человек, прекрасный музыкант и дальновидный общественный деятель. Сочетание его человеческих и творческих качеств привлекает к нему людей, и не только музыкантов. Одновременно как скрипач, дирижёр и общественный деятель он вместе со своим фондом делает большое, хорошее, доброе дело. Дай Бог ему здоровья. Огромная от меня благодарность и пожелание беречь себя – для нас всех.

Молодым конкурсантам желаю стремиться к лучшему результату и в то же время помнить о том, что участие в конкурсе – это уже прекрасно. Процесс подготовки к конкурсу улучшает качество игры, потому что у музыканта есть стимул, сильная мотивация, он работает над собой, значит все его труды пойдут впрок. Главный результат участия в конкурсах – не премии, а улучшение качества игры! Играя на конкурсе, важно помнить, что музыка – не спорт.

Как человек, имеющий большой опыт работы в жюри конкурсов, я в первую очередь хочу услышать яркую индивидуальность и найти действительно золотой талант. Желаю конкурсантам, чтобы за волнением и желанием точно сыграть все ноты не исчезла ваша индивидуальность. Чтобы вы были честны, открыты и искренни в музыке.

Айдар ГАЙНУЛЛИН (баян), заслуженный артист Республики Татарстан, композитор, обладатель Национальной кинопремии «Ника»:

– Стипендия от фонда «Русское исполнительское искусство» была важной финансовой поддержкой для бедного студента. Родители мне помогали, стараясь создать условия, необходимые для творческого роста, но дорогой музыкальный инструмент был нашей семье не под силу… Благо, есть такие фонды, как «Русское исполнительское искусство» и такие люди, как Валерий Иосифович Ворона – замечательный музыкант и, главное, потрясающий человек! Никогда не забуду его героический поступок, когда Валерий Иосифович со сломанной рукой прилетел с Московским молодёжным камерным оркестром ко мне на фестиваль и продирижировал одной рукой, вызвав бурный шквал аплодисментов в Берлинской филармонии.

Желаю успехов участникам конкурса и их педагогам, которые много труда вкладывают в достижения своих учеников. Юным музыкантам желаю искренности и любви к музыке: только при этом условии искусство становится настоящим и вечным!

Денис ШАПОВАЛОВ (виолончель), лауреат Международного конкурса им. П.И.Чайковского, композитор:

– Любая поддержка – как моральная, так и материальная – будущему артисту необходима. Только при поддержке – если ещё повезёт! – начинающий музыкант сможет вырасти в большого артиста. Тут, как и в природе: чем лучше, заботливее и раньше начинают удобрять молодое и хрупкое растение, тем больше у него шансов вырасти в могучее и красивое дерево. Приветствую поддержку юных музыкантов и рад, что доброе начинание развивается: стипендиальная программа «Золотой талант» переросла в масштабный Всероссийский конкурс-фестиваль «Золотые таланты России».

В конце 1990-х годов ежемесячная стипендия от фонда «Русское исполнительское искусство» мне, студенту Московской государственной консерватории, очень помогла. Благодарен всем, кто тогда помогал мне, а теперь – подрастающему поколению молодых артистов. И прежде всего хочу сказать спасибо Валерию Иосифовичу Вороне. Он сторонник прогрессивных взглядов, ректор прекрасного музыкального учебного заведения, и самое главное – хороший, порядочный и добрый человек.

Желаю конкурсантам успеха и победы на конкурсе. В глобальном смысле хотел бы пожелать всем нам успешно выйти из непростой нынешней ситуации, связанной с мировой культурой в целом. К сожалению, сегодня реальность стремится нас, людей культуры, немного… потеснить. Именно поэтому мы должны удвоить творческие усилия, чтобы заявить миру о том, что культура – единственное, что спасёт человечество. Мы, музыканты, – воины света. Поэтому отстаивайте позицию культуры в любой стране, где бы вы ни играли, поскольку культура – двигатель прогресса и цивилизации. Помните, что вокруг вас прекрасный мир. Занимайтесь музыкой! И музыка нас всех спасёт.

Павел УХАНОВ (гармонь), старший преподаватель по классу «Русская гармонь» на кафедре «Национальные инструменты народов России» РАМ им. Гнесиных:

– Шесть лет фонд «Русское исполнительское искусство» выплачивал мне стипендию, которая существенно помогла: я воспитывался одной бабушкой, и для меня, жившего тогда в Орле, стипендия 200 долларов в месяц – это были огромные деньги, за которые я смог приобрести дорогостоящий профессиональный музыкальный инструмент. От фонда я участвовал в концертах, конкурсах и фестивалях. По совету руководителя фонда Валерия Иосифовича Вороны поступил и закончил институт в ГМПИ им. М.М.Ипполитова-Иванова, а затем и аспирантуру. Валерий Иосифович отнёсся ко мне по-отечески, за что я ему безмерно благодарен. Ипполитовка вместе с фондом «Русское исполнительское искусство» дали мне путёвку в жизнь!

Участникам конкурсов желаю мечтать о несбыточном, тогда больше и сбудется. Ставьте перед собой грандиозные цели! Если на горизонте глобальная цель, то идти к ней вы будете огромными шагами. И даже если великой цели не достигнете, в итоге всё равно многого добьётесь.

Никита БОРИСОГЛЕБСКИЙ (скрипка), заслуженный артист России, лауреат Международного конкурса им. П.И.Чайковского:

– Я учился в консерватории с 2000 по 2005 годы, и для меня, как и любого студента, поддержка в виде стипендии или участия в концертах лауреатов была и почётна, и полезна. Валерий Иосифович Ворона и фонд «Русское исполнительское искусство» два года оказывали мне финансовую помощь, за что я очень благодарен.

Нынешним конкурсантам могу пожелать лишь усердия и большой любви к музыке – делу, которому решили посвятить жизнь. Сочетание высокой работоспособности с любовью к музыке обязательно принесёт хорошие плоды! Желаю не унывать. Всегда находиться в творческом и жизненном поиске. Приступая к изучению произведения, всегда пробовать разные подходы, варианты. Или взять хотя бы такой житейский момент, как… еда. Полезно открывать новые вкусовые сочетания: даже они могут внезапно помочь тебе каким-то образом в музыке, как ни странно. Или красивая цветовая гамма: смотришь на закатное небо, и у тебя в голове возникает музыкальный образ. В мире всё взаимосвязано! Все краски жизни – это подпитка для творческой энергии и способности к импровизации на сцене. Поэтому желаю молодым музыкантам, не замыкаясь на профессии, сохранять в себе любопытство ко всему, что окружает нас ежедневно, и уметь это жизненное многообразие впитывать, осмысливать, а потом воплощать в музыке. А такие люди, как Валерий Иосифович Ворона и фонд «Русское исполнительское искусство», помогают справиться с житейскими проблемами и дают больше творческой свободы молодым музыкантам – золотым талантам! Поэтому желаю конкурсантам усердия и любви к музыке, а фонду – процветания и долгой жизни.

Материал подготовила Лилия ЯЩЕНКО

Подробнее о конкурсах можно узнать на сайтах:

  • www.goldentalent.ru
  • www.e-fest.org
Оригинал публикации находится на сайте сетевого СМИ artmoskovia.ru | Если вы читаете её в другом месте, не исключено, что её украли.