Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

РАСПРОДАЖА

Новое на сайте

ДомойГалереи и музеиВеликому русскому художнику Карлу Брюлову исполнилось 220 лет!

Великому русскому художнику Карлу Брюлову исполнилось 220 лет!

23 декабря 2019 года исполнилось 220 лет со дня рождения Карла Павловича Брюллова. В собрании Ульяновского областного художественного музея хранится несколько живописных и графических работ великого русского художника.

Портрет Иулиании Ивановны Клодт принадлежит к числу произведений, созданных Брюлловым по внутреннему побуждению, экспромтом. В этих случаях образ человека, которого художник знал близко и глубоко, рождался в порыве вдохновения во всей жизненной полноте физического и духовного облика. Особая психологическая наполненность портрета Клодт определяется еще и тем, что в нем нашли отражение глубокие переживания самого художника. В 1839 году – предположительно, именно в этом году создан портрет И.И. Клодт – художнику было суждено пережить личную драму – скоропалительный брак с юной пианисткой Э. Тимм и последовавший через несколько месяцев развод. Светское общество, как это было совсем недавно с Пушкиным, отвернулось от художника. Брюллов в дни тягостных испытаний часто бывал в гостеприимном и хлебосольном доме известного скульптора П.К. Клодта, женой которого была Иулиания Ивановна. Как пишет исследователь творческой биографии Брюллова Г.К. Леонтьева, «…В доме царила необыкновенно теплая атмосфера согласия и радушия, на воскресных обедах, скромных, но сытных, … садилось человек двадцать гостей. Венецианов, Агин, Брюллов, актер Самойлов со временем стали завсегдатаями. Дети, друзья, мастеровые, звери – на всех в доме Клодтов доставало заботы, нежности, участия. Всех кормили, всем помогали, хотя достаток в доме был более чем скромный…. Душою дома была Иулиания Ивановна». Сын Иулиании Ивановны художник-жанрист М.П. Клодт вспоминал о матери: «Она была не так красива, как миловидна и грациозна, и главное – в ней был неиссякаемый источник жизнерадостности и веселья».

Когда Брюллов потерпел крах в своей недолгой семейной жизни, он в доме Клодтов обретал утраченное равновесие. Вероятно, тогда и был написан портрет Иулиании Ивановны. Душевная щедрость и способность к состраданию – качества такие же редкие, как всякий подлинный талант, – стали главной темой портрета. Автор проявил себя в этом произведении как истинный художник-романтик, тонкий и проницательный психолог, мастер блестящей живописно-пластической композиции. Художник избрал далеко не распространенную в 1830-е годы форму овала, пережившего свою популярность в конце XVIII века. В условиях строгих границ овала художник избирает, на первый взгляд, достаточно простое композиционное решение. Он располагает погрудное изображение модели фронтально, максимально приближая лицо портретируемой к зрителю. Однако резкая асимметрия линии плеч, равно как и легкий поворот торса вправо, возникают как зримое воплощение импульсивного характера модели.

Колористическое решение портрета на первый взгляд кажется вполне традиционным для Брюллова 1830-1840-х годов. Контрастные сопоставления излюбленных тонов красного и синего звучат во множестве градаций. Художник интуитивно, ориентируясь прежде всего на натуру, избирал те или иные соотношения цвета и тона, и они начинали резонировать с символами. Мягкость и женственность модели подсказали живописцу синий – «цвет больших глубин… цвет мудрости, верности, постоянства, чистых побуждений». Сопоставление синего с красным, вызывающим ассоциации с такими понятиями как «любовь, радость, горение, энергия», качества, вполне согласуемые с кипучей натурой изображенной.

Огромное значение имеют белые, не тронутые кистью, пространства загрунтованного холста. Обогащая портрет фактурно, придавая насыщенность и светоносность краскам, непрописанные поля содержат собственную смысловую нагрузку, вносят особый свет тихости и нежности в этот портрет. Безусловно, незаконченность портрета, – а он считается таковым, – лишь кажущаяся. Незавершенность, как известно, категория романтического искусства, стремящегося запечатлеть в зримых формах процесс становления, создания, рождения образа.

В живописи лица мягко и деликатно лепятся объемы, словно примиряются контрасты, сплавленные воедино тончайшими лессировками. В чуть скуластом лице И.И. Клодт с по-детски припухшими губами самое удивительное – глаза, точнее, взгляд будто затуманенный печалью. Вся живописно-пластическая структура произведения несет в себе некую двойственность, неотъемлемое качество романтизма. В эмоциональной партитуре портрета слышны как бы две мелодии: одна рождена сокровенной сутью бытийного, материального, объективного существования героини, другая, щемяще-печальная, возникает как отражение душевного контакта, незримого диалога, который ведут модель и автор, модель и зритель в конечном итоге.

Неповторимая прелесть Иулиании Ивановны Клодт навсегда осталась запечатленной на маленьком холсте в овальной раме, словно еще раз подтверждая мысль Стасова о подобных портретах Брюллова: «В этих портретах каждый человек изображен так просто, так естественно; все самое важное в его характере, уме, душе схвачено так глубоко и живо … Чем больше всматриваешься в брюлловский портрет, тем больше в нем открываешь всесторонней правды и глубины».

Л.П. БАЮРА, зам. директора по научной работе

Новое в рубрике

Рейтинг@Mail.ru