Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

РАСПРОДАЖА

Новое на сайте

ДомойИнтервьюВиктор ХУДОЛЕЙ: «Все мероприятия II Международного конкурса дирижёров им. Валерия Халилова будут...

Виктор ХУДОЛЕЙ: «Все мероприятия II Международного конкурса дирижёров им. Валерия Халилова будут доступны не только москвичам»

С 14 по 18 ноября 2021 года в Москве пройдут мероприятия II Международного конкурса дирижеров имени Валерия Халилова. Об идее и программе конкурса, этапах проведения музыкальных состязаний, итогах отборочного тура и развитии современной школы дирижерского искусства рассказывает Виктор Худолей — художественный руководитель конкурса, профессор Российской академии музыки имени Гнесиных, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, кандидат искусствоведения, художественный руководитель и дирижер Концертного духового оркестра РАМ имени Гнесиных.

– Конкурс дирижеров носит имя Валерия Халилова. Как и кому пришла идея проведения конкурса? Кто его организатор?

– Идея конкурса принадлежит дирекции Тувинской филармонии, носящей имя Валерия Халилова. Она же организовала и провела в 2018 году Первый международный конкурс дирижеров имени Валерия Михайловича Халилова.

Конечно, это не случайно. Валерий Халилов неоднократно прилетал в эти заповедные края с Центральным военным оркестром Министерства обороны Российской Федерации, дирижировал концертами симфонического оркестра филармонии и даже посвятил гостеприимной республике один из своих маршей – «Тыва». Эти приезды стали не просто культурными событиями для тувинцев, но и послужили своеобразным импульсом к пробуждению большого интереса к оркестровой музыке, оркестровому искусству.

В 2020 году, чтобы конкурс мог успешно развиваться и дальше, Тувинская филармония передала права на его проведение Благотворительному фонду имени Валерия Халилова: фонд и организует нынешний, второй, конкурс. Проект получил грант Российского фонда культуры в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура», а также поддерживается Департаментом культуры Министерства обороны Российской Федерации и ООО «Газпром трансгаз Москва».

– В чем же проявляется развитие этого конкурса?

– Убежден, что это проявляется во всех основных содержательных компонентах конкурсной истории, отвечающей сегодняшнему международному уровню.

Если коротко, то это по-настоящему сложный оркестровый репертуар, который должны освоить конкурсанты; высокопрофессиональные оркестры, обеспечивающие проведение второго и третьего отборочных туров: Кремлевский государственный оркестр при администрации Президента РФ и Губернаторский оркестр Губернского драматического театра Московской области. Для проведения конкурса сформировано весьма авторитетное жюри во главе с народным артистом России и Республики Татарстан Александром Сладковским – художественным руководителем и главным дирижером ГСО Татарстана, известными российскими и зарубежными дирижерами, работающими в области духовой музыки: Филлипом Лангле (Франция) и Янисом Пуриньшом (Латвия). В жюри входят также заслуженные артисты РФ Андрей Колотушкин, директор Государственного Кремлевского оркестра Управления делами Президента; Сергей Дурыгин, начальник Центрального военного оркестра Министерства обороны Российской Федерации; композитор, профессор МГК им. П.И. Чайковского Игорь Савинов, художественный руководитель и создатель Государственного духового оркестра Республики Казахстан Канат Ахметов.

И, наконец, важную роль в развитии конкурсной истории играет место проведения: все туры и гала-концерт будут проходить в Концертном зале Российской академии музыки имени Гнесиных, где в последние годы наряду со службой преподавал Валерий Халилов.

– Расскажите про отборочный тур. Вы просмотрели и прослушали множество участников, какое у вас общее впечатление от уровня?
 
– Уровень разный, в целом достаточно высокий с учетом дирижерского опыта. Это естественно для первого тура, когда одни конкурсанты представляли ссылки на ролики в YouTube с филармонических концертов, другие – специальные видеозаписи с оркестром для конкурса, третьи – видеозапись с двумя роялями из учебного класса. Главное, что нет провальной разницы в дирижерской подготовке. К сожалению, не все участники смогли подобрать контрастный репертуар, чтобы выгодно показать себя. При этом заметно, что все молодые конкурсанты, как говорится, в своей профессии. Просто студентам, например, реально трудно конкурировать с дирижерами, имеющими уже филармонический опыт. Хотя впереди очные второй и третий туры, и это мнение может быть опровергнуто.

– Расскажите, какие произведения были отобраны для  исполнения участниками в очных турах и гала-концерте.

– Если в отборочном туре (по видеозаписям) участники сами определяли произведения, с которыми шли на конкурс, то во втором и третьем турах им придется работать с репертуаром огромного диапазона, не только исторического, но и стилевого: от Римского-Корсакова, Стравинского, Хиндемита до произведений середины и конца XX, начала ХХI века: сочинений, например, Макарова, Калинковича, Диева, Готковски, Хидаша, наших современников Машима, Пишаро, Савинова, Халилова и других. В гала-концерте мы не отходим от традиций исполнительских конкурсов, когда лауреаты исполняют произведения финального тура, так будет и в этот раз.

– Конкурс международный, однако большинство участников, прошедших во второй тур, – из России, есть также из Белоруссии. Связано ли это с ограничениями пандемии либо на то есть другие причины?

– Статус конкурса определяется не по финалистам, а по всем участникам: кроме Республики Беларусь заявки на конкурс прислали дирижеры из Южной Кореи, Латвии, Казахстана. Что касается пандемии, не буду отрицать: определенное напряжение эта ситуация создает, но, думается, это не самое главное. Дирижер – далеко не самая массовая исполнительская профессия, и то, что в такое короткое время (с 1 июля 2021 года), при очень высокой конкурсной «репертуарной планке» поступили 33 заявки от участников, чей уровень большей частью адекватен друг другу, в нас вселяет оптимизм.

– Какие награды ждут лауреатов конкурса?


– Отвечу немного шире на ваш вопрос. Несмотря на то, что формально это второй конкурс, его уникальность в том, что впервые он проводится среди дирижеров только в области духовой музыки. Поэтому тщательно разрабатывалась структура конкурса, разнообразный для каждого тура репертуар, привлекательные для конкурсантов условия. Участие в таком конкурсе для дирижера – большой шаг вперед в своей профессии. При этом, безусловно, огромная благодарность нашему спонсору «Газпром трансгаз Москва», поддержавшему материально будущих лауреатов призовым фондом в 600 000 рублей.

– В одном из интервью вы рассказывали, что главная цель конкурса – поддержка и развитие современной школы дирижёрского искусства и выявление молодых талантливых дирижёров.

– Безусловно, это главная цель, которая, в свою очередь, должна способствовать развитию в стране одного из самых демократичных и любимых народом жанров оркестровой музыки – духовой. Вопреки давно бытующему мнению о том, что дирижирование – это профессия второй половины жизни, у нас все участники подходят под категорию молодых талантов, на которых возлагаем наши надежды. Наряду с целью реализации профессионального роста молодых дирижеров, конкурс нацелен на поднятие престижа дирижерской профессии и стимул к ее получению.

– Будет ли открыто для зрителей посещение мероприятий конкурса? Смогут ли зрители из других городов увидеть, как проходит конкурс?

– Дирижер, как и другие исполнительские профессии, профессия публичная.

Слушатели, безусловно, добавляют градус в работе конкурсантов. Все мероприятия конкурса будут доступны не только москвичам (по установленным правилам посещения театров и концертных залов), но и в онлайн-формате – для всей страны. (Трансляции событий фестиваля будут проходить на портале Культура.РФ по предложенной ссылке — прим. ред.)

Редакция СМИ АртМосковия благодарит пресс-службу Благотворительного Фонда Валерия Халилова за предоставленные материалы.

Новое в рубрике

Рейтинг@Mail.ru