Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

РАСПРОДАЖА

Новое на сайте

ДомойМузыкальная гостинаяVivacello 2019: как это было

Vivacello 2019: как это было

C 10 по 20 ноября 2019 года в Москве проходил XI международный фестиваль виолончельной музыки под руководством Бориса Андрианова. Уникальные подробности Vivacello — в нашем обзоре.

Открытие. Фото Наташа Польская

Фестиваль виолончельной музыки Vivacello отметил одиннадцатый год своего существования стильным редизайном, рекордным числом российских премьер и перформативными практиками. В первое десятилетие форум безоговорочно достиг поставленной цели — привлечь в залы не только классическую консерваторскую аудиторию, но и людей с улицы.

Борис Андрианов, идейный вдохновитель и художественный руководитель Vivacello, успешно налаживает диалог молодых музыкантов с мастерами и рассеивает флер элитарности вокруг академической музыки. Фестиваль, возникший в результате случайной, но счастливой встречи виолончелиста и известных меценатов Тамаза и Иветы Манашеровых, однажды летевших с Андриановым одним рейсом, считает своей главной целью популяризировать инструмент, чей сольный статус устоялся лишь в XX веке не без существенного влияния Мстислава Ростроповича.

Vivacello является прямым продолжателем дела виолончелиста №1, признанного во всем мире. Организованный как раз год спустя после ухода маэстро Ростроповича, он унаследовал традицию создания произведений ведущими композиторами современности на заказ — специально для фестиваля. Таким образом, Борис Андрианов ответил на главный запрос всех своих собратьев по инструменту— расширение виолончельного исполнительского репертуара.

Нынешний фестиваль проходил под знаком Года музыки Великобритании и России, чем объясняется приезд на Vivacello целого ряда музыкантов из Соединенного королевства, в том числе и двух джаз-бэндов, созданных виолончелистками Ширли Смарт и Аянной Виттер-Джонсон.

Изюминкой этого года стал приезд Кшиштофа Пендерецкого, триумфатора первого сезона, с его знаменитым Concerto grosso №1, прозвучавшим 10 ноября в «Зарядье» на концерте, открывавшем форум. На вопрос журналистов, было ли произведение когда-то исполнено так, как задумывалось, маэстро лукаво ответил: «Думаю, это произойдет нынешним вечером». Правда, дирижировать своим сочинением ему не позволило самочувствие. К счастью, оно не сказалось на его неискоренимой иронии. На просьбу объяснить свою полувековую верность нашей стране пан Пендерецкий отреагировал молниеносно: «Ну, в России публика хорошая!» Человек немногословный, композитор тем не менее охотно поблагодарил Бориса Андрианова за возможность уйти с пресс-конференции пораньше, чем вызывал улыбку всех участников.

Соотечественник Арама Хачатуряна Нарек Ахназарян сыграл его Концерт-рапсодию, посвященный Ростроповичу. Произведение, по признанию музыканта, незаслуженно редко исполняют, а потому это выступление для него особенное. С ним согласилась Ивета Манашерова, процитировав слова одного из участников прежних Vivacello: «Я люблю этот фестиваль, потому что здесь не обязательно играть шлягеры».

Настоящий фурор произвело сочинение французского композитора, гитариста и дирижера Самюэля Струка «Le Rêve de Maya» — авангардный концерт для виолончели с аккордеоном, походящий на философскую притчу, также исполненный на открытии фестиваля. В нем сошлись редкое сочетание инструментов, ориентальные мотивы, жгучие краски latina, отголоски древних цивилизаций. Автор говорит, что это сновидение зачарованной девочки трех-четырех лет, ее путешествие по миру, где все видения — не то чувства, не то иллюзии, а потому это универсальный сон каждого из нас.

Внушительна и образовательная программа нынешнего фестиваля. В рамках Vivacello-Академии прошли мастер-классы приглашенных виолончелистов для студентов Московской консерватории. В этом году организаторы решили дополнить их лекцией профессора Академии имени Яна Сибелиуса в Хельсинки, виолончелиста Раймо Сариолы, некогда бывшего учеником самого Ростроповича. Все интересующиеся могли посмотреть уникальные видеозаписи уроков с мастером и познакомиться с его методикой.

А для самых любознательных 12 ноября состоялся концерт-лекция Габриэля Джебрана Якуба, человека-оркестра — мастера струнных музыкальных инструментов, художника, ювелира, композитора и виолончелиста. По его инициативе представители московской и питерской исполнительских школ собрались вместе и пригласили британца Гая Джонстона, чтобы сыграть Баха, возвышаясь над слушателями в двухуровневом пространстве флигеля, и рассеять миф о противостоянии двух столиц.

Габриэль Джебран Якуб рассказал, что его и всех участников концерта связывают крепкие дружеские отношения. Изготовив для музыканта инструмент, он знает все и о нем, и о его владельце (виолончелисты это подтвердили). Мастер признался: «Боря у нас — двигатель эксклюзивных идей. А у меня как раз была одна мечта: сыграть «Бахиану» Вила-Лобоса на моих виолончелях. Это такая очень древняя мечта, мне было, наверное, лет двенадцать…» Среди гостей вечера оказалось немало детей, они с искренним любопытством следили за происходящим на сцене. Тем, что постарше, после концерта даже позволили «распробовать» инструменты редкой полноты звучания и тембральной окраски.

Литературно-музыкальный вечер. Фото Евгений Евтюхов

13 ноября в Малом зале Московской консерватории прошел литературно-музыкальный вечер. Писатель Саша Филипенко прислушался к виолончели Бориса Андрианова. Не к музыке, которую на ней исполняют, а к ее внутреннему голосу — и записал все, что она ему рассказала. «Липосакции», тату, череда «бывших» — от сына Николая I до великого Сапожникова, — поездки в метро и на снегоходе по тундре, оленина и бурятские малыши, — казалось бы, этой истории еще звучать, и звучать, и будоражить не одно поколение слушателей. Вместо этого она может нелепо и трагически оборваться…

Да, у старинного инструмента, как у человека, как у дерева, есть душа. В отличие от большинства женщин виолончель венецианского мастера Доменико Монтаньяны не скрывает своего возраста: «Мне всего-то триста лет…» — говорит она голосом Татьяны Друбич. И гордится своей родословной: «Папа клен, а мама — ель». Ее разлучили с сестрами, перепродавали, терзали монаршие особы весьма посредственных музыкальных способностей, а вот орден великомученицы так и не вручили. Хотя она два века жила в тени скрипок, прошла через семнадцатый год, революционный концерт Дворжака и «изуверские» опусы, написанные специально для Ростроповича. Но и этого мало! Ее решили заклеймить, и она по сей день не имеет права вывести татуировку с символами страны, которой больше нет.

Саше Филипенко удалось нащупать тонкую и вместе с тем очень верную интонацию, отчего ворчание старинной виолончели обернулось, по большому счету, одой в ее честь. Не было в ней ни пафоса, ни патетики, а была такая понятная человеческая грусть. Любопытно, что эта очень личная история Бориса Андрианова и его инструмента оказалась ясна приглашенному британскому виолончелисту Гаю Джонстону и без перевода. Татьяну Друбич, по ее собственному признанию, это глубоко тронуло и поразило. Накануне мы общались с самим артистом, но Гай и словом не обмолвился об интимной составляющей программы. Сказал только: «Смесь виолончельного репертуара разных эпох будет сопровождаться рассказом об инструменте Монтаньяны». И, подумав, добавил: «История в целом очень вдохновляющая, особенно для молодых людей».

А дело в том, что ежегодно за аренду инструментов из Государственной коллекции музыкантам приходится платить немалую сумму, теперь исчисляемую миллионами рублей. Александр Рудин уже был вынужден расстаться со своей спутницей. Принять нелегкое решение предстоит и Борису Андрианову. Конечно, ведь для него нет ничего непосильного. Он разъезжает по российским глубинкам, где живая музыка, может быть, никогда не звучала; дает концерты детям, чье здоровье едва ли позволит им когда-нибудь добраться до консерватории; уговаривает живых классиков писать музыку для виолончели, пока остальные жалуются на нехватку репертуара… И за все это наверняка получает сотни тысяч долларов, из которых плата за аренду инструмента — все равно что чаевые швейцару. Так, видимо, рассуждают в Госколлекции. Но мы-то знаем, что станет даже с самой красивой женщиной планеты, если запереть ее в чулане…

Закрытие фестиваля. Фото Евгений Евтюхов

Фестиваль завершился 20 ноября в Концертном зале Чайковского. Борис Андрианов пригласил поучаствовать в завершающем концерте британских виолончелистов Рафаэля Уоллфиша и Лору ван дер Хейден, а также дирижера Джастина Брауна. Заболевшего Сергея Догадина героически подменил скрипач Айлен Притчин. В память о композиторе Анатолиюсе Шендеровасе впервые в России исполнили его Концерт для скрипки, виолончели и фортепиано с оркестром. Прозвучала и еще одна российская премьера — Концерт для виолончели с оркестром Джеральда Финци. Сам Борис Андрианов отвечал за рок-н-ролл, сыграв авангардный концерт Фридриха Гульды на стыке академической музыки и джаза. Смелую программу фестиваля скрасил специальный гость — Виктор Симон, более полувека возглавляющий группу виолончелей Большого симфонического оркестра имени П. И. Чайковского. Ведущий Артем Варгафтик в очередной раз поразил своей эрудицией, поведав слушателям забавные истории из жизни композиторов.

Гюльнара БИЧИЕВА</>

Новое в рубрике

Рейтинг@Mail.ru