Владимир Спиваков завершит XI Рождественский фестиваль «Торжественной мессой» Бетховена

649

«Тор­же­ствен­ная мес­са» Бет­хо­ве­на про­зву­чит на кон­цер­те-закры­тии XI Мос­ков­ско­го Рож­де­ствен­ско­го фести­ва­ля духов­ной музы­ки в Свет­ла­нов­ском зале ММДМ 24 янва­ря 2021 года. По уже сло­жив­шей­ся тра­ди­ции вечер прой­дет с уча­сти­ем худо­же­ствен­но­го руко­во­ди­те­ля фору­ма, народ­но­го арти­ста СССР Вла­ди­ми­ра Спи­ва­ко­ва, Наци­о­наль­но­го филар­мо­ни­че­ско­го оркест­ра Рос­сии и Ака­де­ми­че­ско­го Боль­шо­го хора «Масте­ра хоро­во­го пения». 

Еже­год­но в рам­ках Мос­ков­ско­го Рож­де­ствен­ско­го фести­ва­ля духов­ной музы­ки гости Свет­ла­нов­ско­го зала зна­ко­мят­ся с выда­ю­щи­ми­ся музы­каль­ны­ми про­из­ве­де­ни­я­ми раз­ных эпох, наци­о­наль­ных школ и кон­фес­сий, тем самым при­об­ща­ясь к мно­го­ве­ко­во­му насле­дию хри­сти­ан­ской музы­каль­ной куль­ту­ры. В этом сезоне, когда весь мир отме­ча­ет 250-летие со дня рож­де­ния Людви­га ван Бет­хо­ве­на, в рам­ках Рож­де­ствен­ско­го фести­ва­ля про­зву­чит одно из вели­чай­ших тво­ре­ний вен­ско­го клас­си­ка – гран­ди­оз­ная «Тор­же­ствен­ная месса».

Один из кри­ти­ков так писал о ней: «Даже у Баха или Ген­де­ля не най­ти боль­ше­го чув­ства про­стран­ства и звуч­но­сти! Не было рань­ше и не будет потом тако­го сочи­не­ния, кото­рое мог­ло б про­де­мон­стри­ро­вать столь впе­чат­ля­ю­щее чув­ство цве­та, рас­кра­ши­ва­ю­ще­го в раз­ные тона созву­чия и аккорды».

Подоб­но Мес­се си минор И.С. Баха, «Тор­же­ствен­ная мес­са» Бет­хо­ве­на ни по смыс­лу, ни по фор­ме выра­же­ния, ни по мас­шта­бам не была пред­на­зна­че­на для цер­ков­но­го испол­не­ния. Нетра­ди­ци­о­нен и ее финал: тема послед­ней фуги была заим­ство­ва­на из заклю­чи­тель­но­го хора «Мес­сии», одной из самых свет­лых, жиз­не­ра­дост­ных ора­то­рий Ген­де­ля. По замыс­лу Бет­хо­ве­на «Тор­же­ствен­ная мес­са» закан­чи­ва­ет­ся лико­ва­ни­ем, про­слав­ля­ю­щим веру в жизнь. При­ме­ча­тель­но, что сам ком­по­зи­тор реко­мен­до­вал испол­нять свою мес­су в кон­цер­те, а в про­грам­ме пер­во­го испол­не­ния сочи­не­ния в Петер­бур­ге в 1824 году, это сочи­не­ние было назва­но Боль­шой ораторией.

Ори­ги­нал пуб­ли­ка­ции нахо­дит­ся на сай­те сете­во­го СМИ artmoskovia.ru | Если вы чита­е­те её в дру­гом месте, не исклю­че­но, что её укра­ли.