Выставка акварели Артура Фонвизина (1883-1993) «Остановись, мгновенье» открывается в залах РАХ

1290

23 октября 2018 года в Музейно-выставочным комплексе Российской академии художеств – Галерее искусств Зураба Церетели (Пречистенка,19) состоится презентация выставки произведений легендарного мастера акварели АРТУРА ФОНВИЗИНА (1883-1993) «Остановись, мгновенье». В экспозицию также вошли литографии Аллы Беляковой (1914-2006). Всего представлено около 70 графических листов из частных коллекций.

«Каждая выставка большого художника открывает нам что-то новое в хорошо известном, любимым мире созданных им образов. Выставка произведений А.В. Фонвизина в этом отношении не исключение. Но, что можно увидеть в его удивительных, всегда узнаваемых акварелях?

Фигурки очаровательных наездниц и милых лошадок, по детски наивных, кружащихся в необыкновенном мире грез и воспоминаний, или воздушные и совершенно материальные, реальные и иллюзорные, поражающие необыкновенными переливами, игрой цветовых вспышек букеты… Все это, хорошо известно зрителю, как и его загадочные образы современников, запечатленные на портретах…

Фонвизин не психолог в портрете, не льстец и не восхищенный юноша. Он – любящий мастер. Цвет и краски для него азбука, их сочетания складываются в повествования о том чудесном мире, которым одарил Бог художника. Акварели А.В. Фонвизина это маленькие окошки в удивительный мир его жизни, его души…»,- отмечают исследователи.

А.В. Фонвизин создал не только свой неповторимый стиль, методику, но и технику акварели. Учителя в Москве, Мюнхене, общение с современными художниками, влияние идей художественных объединенийчность, собственная личность – истоки формирования его живописной манеры. И вместе с тем были художники, гении прошлого, чьи творения причудливо преломились в его волшебном зрении, рождали новые ассоциации. Это Рембрант и Веласкес. Известно, что А.В. Фонвизин делал копии с их картин, в 1920-х буквально «болел» Рембрандтом, и всю жизнь боготворил Диего Веласкеса.

До последнего времени ни одной копии, ни одной реплики с работ великого испанца А.В. Фонвизина не было известно. Настоящая выставка открывает нам эту удивительную загадку творческой работы А.В. Фонвизина, влияния на его внутренний мир творчества великого мастера. Впервые не воспоминания, а живое произведение А.В. Фонвизина свидетельствует о его отношении к любимому им произведению Веласкеса.

Представленная на выставке «Инфанта Маргарита» повторяет довольно точно композицию хорошо известного портрета Веласкеса «Инфанта Маргарита Австрийская» (1660). Но это не копия и не реплика, а своеобразное художественное исследование. А.В. Фонвизин передает в своей акварели не точные цвета Веласкеса, а их эффекты при определенном освещении, игру его блестящей живописи в солнечных лучах. Эта картина – блестящее свидетельство удивительной интеллектуальной работы А.В. Фонвизина.

Экспозицию органично дополняют цветные литографии Аллы Беляковой, ученицы А.Фонвизина и Р.Фалька, разносторонне одаренной личности, автора многочисленных акварелей, часть которых представлена в крупнейших российских музеях и зарубежных коллекциях.

Выставка напоминает об одной из интереснейших страниц истории российского изобразительного искусства.

Завершит свою работу выставка 18 ноября.

Для справки:

Артур Владимирович Фонвизин родился 11 января 1883 года в Риге, в семье лесничего немецкого происхождения. По окончании пятого класса гимназии, в 1901 году Фонвизин поступил на учебу в Московское Училище живописи, ваяния и зодчества. Его учителями были К.Н. Горский, В.Н. Бакшеев, Н.А. Клодт. В 1904 году переехал в Мюнхен, где продолжил обучение в мастерской Геймана и Гарднера. В 1906 году вернулся в Россию и до первой Мировой войны был заметным участником российских выставок: «Голубая роза» (1907), «Стефанос» (1909), «Союз молодежи», первой выставки «Бубнового валета» (1910), выставок «Мишень» и «Ослиный хвост» (1910-1912 годы).

Фонвизин дружил с Михаилом Ларионовым,участвовал во многих нашумевших выставках «Голубой розы» и «Бубнового валета», примыкал к «Союзу молодежи», был членом «Общества московских художников» и АХРР, принимал участие в выставках «Мишень» и «Ослиный хвост» (1910−12). Участвовал в работе салонов «Золотого руна» и «Венок-Стефанос», вступил в художественное объединение «Мир искусства».После начала первой мировой войны Артур Фонвизин переехал в Тамбовскую губернию, много писал с натуры, преподавал живопись. В 1918 году заведовал студией изобразительного искусства Пролеткульта в Тамбове.В 1922 году стал членом художественного объединения «Маковец», участвовал в её выставках. В 1927 году вернулся в Москву, в 1928 году вступил в Общество московских художников и Ассоциацию художников революционной России. В это же время перешёл к технике акварели, ставшей его призванием на всю жизнь.

Первая персональная выставка состоялась в ГМИИ им. Пушкина в 1936 году. В 1937 году, во время кампании по борьбе с формализмом в искусстве, Артур Фонвизин был причислен прессой к главарям «шайки формалистов» («три Ф»: Фальк, Фаворский, Фонвизин). С начала сороковых и до смерти основной темой творчества художника становятся портреты театральных актрис в сценических костюмах, рисунки цирковых номеров, зарисовки из дореволюционной жизни, изображения цветов и пейзажи.

В 1943 году из-за немецкого происхождения Артур Фонвизин был выслан в Казахстан. Там были начаты циклы «Старая Караганда» и «Извозчики». С 1958 года по 1960 год художник проживал в деревне Пирогово, писал пейзажи. Не прекращал выставляться — персональные выставки Атура Фонвизина прошли в 1940), 1944, 1947, 1955), 1958 и 1969 годах В 1970 году получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. Скончался 19 августа 1973 года в Москве.

Оригинал публикации находится на сайте сетевого СМИ artmoskovia.ru | Если вы читаете её в другом месте, не исключено, что её украли.