Выставка «Андрей Хржановский: мой круг», посвященная 80-летию мультипликатора открывается в МАММ

758

20 декабря 2019 года Мультимедиа Арт Музей, Москва в сотрудничестве с Музеем кино и Киностудией «Союзмультфильм» представляют выставку «Андрей Хржановский: мой круг», приуроченную к 80-летию выдающегося режиссера и сценариста анимационных фильмов.

Андрей Хржановский. Автошарж. 2005 год. Бумага, чернила. Предоставлено автором

В экспозицию вошли рисунки, эскизы, отрывки фильмов и рабочие материалы к ним, созданные друзьями и коллегами Андрея Хржановского, который работал с Юло Соостером, Владимиром Янкилевским, Юрием Нолевым-Соболевым, Николаем Поповым, Сергеем Бархиным и другими. На выставке также будут показаны эскизы к новому, еще не законченному фильму автора: «Нос, или Заговор “не таких”» по мотивам повести Николая Гоголя «Нос».

Андрей Хржановский — Народный артист Российской Федерации, Лауреат Государственной премии Российской Федерации, Государственной премии РСФСР имени Н. К. Крупской, Премии Правительства Российской Федерации, предпочитает, когда его называют режиссером анимационных фильмов. Именно так — от латинского слова anima, что означает: «душа», — с недавних пор в нашей стране начали называть мультфильмы. Прежнее название происходит от латинского multus и применительно к кино может быть переведено как «искусство умножения». По мнению режиссера, «… коль скоро речь идет об искусстве, душа здесь выглядит более уместно».

В преддверии выставки Андрей Хржановский прислал нам текст, в котором он рассказывает о самых важных для понимания его творчества моментах своей биографии, событиях и встречах. Мы бы хотели привести его здесь целиком:

Александра Павлова. Рабочий материал к фильму «Нос, или заговор “не таких”». Режиссер Андрей Хржановский. 2018 год. Бумага, пастельный карандаш. Предоставлено Школой-студией «ШАР»

«”То об Пушкина, то об Гоголя…”

С детских лет я был “заражен” искусством, еще не догадываясь о том, что впоследствии прочитал у мудрейшего Юрия Михайловича Лотмана: “Во взаимоотношениях жизни и искусства последнее надо воспринимать как высшее выражение жизни”.

Также с рождения мне повезло: все пятеро маминых братьев, две сестры и сама мама с детства обучались музыке. И хотя не все стали профессиональными музыкантами, музыка в доме звучала постоянно.

Отец же, помимо музыкальных способностей и абсолютного слуха, с детских лет, проведенных в Иркутске, обучался живописи, а, переехав в Ленинград, продолжил эти занятия, перепробовав педагогическую методику выдающихся мастеров — Кузьмы Петрова-Водкина, Казимира Малевича, Михаила Матюшина — прежде, чем обосноваться в мастерской Павла Филонова в составе группы «Мастеров аналитического искусства» (МАИ).

Целлулоидная фаза к фильму «Жил-был Козявин». Режиссер Андрей Хржановский. Художник-постановщик Николай Попов. Художники Дмитрий Анпилов, Гелий Аркадьев. Союзмультфильм, 1966 год. Целлулоид, краска заливочная. Из собрания Государственного центрального музея кино

Отвечая на часто задаваемые вопросы: “Когда Вы в первый раз влюбились?” — говорю: “В 6 лет, и потом в 12”.

Первой любовью был А.С. Пушкин. Имеется доказательство в виде портрета Александра Сергеевича, а также рисунки дуэли Пушкина, сделанные в этом возрасте.

В 1952 году отмечалось столетие со дня смерти Н.В. Гоголя. Дед подарил мне подписку и первый том сочинений классика, выпускаемых в связи с этой датой. Снимаю шляпу перед гением Толстого, Достоевского, Чехова, но Гоголя до сих пор держу на особом счету. Счастлив, что удалось потрудиться над наследием обоих классиков.

Целлулоидная фаза к фильму «Бабочка». Режиссер Андрей Хржановский. Художники-постановщики Гелий Аркадьев, Юрий Нолев-Соболев. Союзмультфильм, 1972 год. Целлулоид, перо, краска заливочная. Из собрания Государственного центрального музея кино

Я пришел на студию “Союзмультфильм” в 1964 году — 55 лет тому назад. Сегодня мне 80. Если я сделал что-то неоспоримо значительное для искусства анимации, в котором работаю до сих пор, так это то, что привел в него замечательных художников — Николая Попова, Юло Соостера, Юрия Соболева, Владимира Янкилевского, Сергея Бархина, Марину Азизян… Пользуясь их дружбой и их искусством, а также используя рисунки А. С. Пушкина, Федерико Феллини и Иосифа Бродского, я сделал десять фильмов. В работе над фильмом “Нос, или Заговор не таких” участвовали талантливые молодые художницы, выпускницы ВГИКа, Александра Павлова и Варя Яковлева.

Кадр из фильма «Стеклянная гармоника». Режиссер Андрей Хржановский. Художники-постановщики Юло Соостер, Юрий Нолев-Соболев. Союзмультфильм, 1968 год. Бумага, акварель, гуашь, аппликация. Из собрания Государственного центрального музея кино

Мы показываем зрителю не только готовые фильмы и фрагменты как результат нашей с художниками работы, но и заготовки, сделанные в ее процессе».

С 2 января по 8 января, во время новогодних праздников, в МАММ пройдут показы всех фильмов легендарного режиссера Андрея Хржановского. Дети и взрослые получат редкую возможность познакомиться с признанными шедеврами мирового анимационного кино:

  • «Жил-был Козявин», 1966 г. Художник-постановщик: Николай Попов. 9 мин. 48 сек.
  • «Стеклянная гармоника», 1968 г. Художники-постановщики: Юло Соостер, Юрий Нолев-Соболев. 19 мин. 40 сек.
  • «Бабочка», 1972 г. Художники-постановщики: Юрий Нолев-Соболев, Гелий Аркадьев. 9 мин. 48 сек.
  • «В мире басен», 1973 г. Художники-постановщики: Владимир Янкилевский, Николай Попов. 10 мин. 54 сек.
  • «День чудесный», 1975 г. Художник-постановщик: Гелий Аркадьев. 15 мин. 42 сек.
  • «Чудеса в решете», 1978 г. Художник-постановщик: Наталья Орлова. 9 мин. 52 сек.
  • «Я к вам лечу воспоминаньем», 1977 г. Художники-постановщики: Гелий Аркадьев, Юрий Батанин, Владимир Янкилевский. 29 мин. 01 сек.
  • «И с вами снова я…», 1980 г. Художники-постановщики: Гелий Аркадьев, Юрий Батанин, Владимир Янкилевский. 28 мин. 54 сек.
  • «Осень», 1982 г. Художники-постановщики: Гелий Аркадьев, Юрий Батанин. 43 мин. 44 сек.
  • «Королевский бутерброд», 1985 г. Художник-постановщик: Владимир Зуйков. 10 мин. 32 сек.
  • «Школа изящных искусств. Пейзаж с можжевельником», 1987 г. Художники-постановщики: Тенно-Пент Соостер, Валерий Угаров. 29 мин. 36 сек.
  • «Школа изящных искусств. Возвращение», 1990 г. Художник-постановщик: Тенно-Пент Соостер. 1 ч. 07 мин. 46 сек.
  • «Лев с седой бородой», 1995 г. Художник-постановщик: Сергей Бархин. 29 мин. 59 сек.
  • «Полтора кота», 2002 г. По мотивам произведений Иосифа Бродского. 27 мин. 25 сек.
  • «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину», 2009 г. 2 ч. 10 мин.

С расписание показов можно ознакомиться на сайте МАММ.

Завершит работу выставка 16 февраля 2020 года.

Оригинал публикации находится на сайте сетевого СМИ artmoskovia.ru | Если вы читаете её в другом месте, не исключено, что её украли.