Выставка «Фарфор в России: истоки и традиции. К 300-летию Дмитрия Виноградова (1720–1758)» открылась в Музее-заповеднике «Царицыно»

404

До 11 октября 2020 года Музей-заповедник «Царицыно» демонстрирует лучшие образцы европейского и русского фарфора из своих фондов: более 100 предметов, созданных в XVIII веке, когда этот материал был настолько редким и дорогим, что его называли «белым золотом», а также произведения XIX и XX веков, которые принесли мировую славу русскому фарфору.

Сервиз «Кобальтовая сетка». Автор росписи Анна Адамовна Яцкевич (1904–1952). Автор формы Серафима Евгеньевна Яковлева (1910–1993). Ленинградский фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова 1950-е годы. Фарфор, роспись кобальтом, роспись золотом, роспись надглазурная, роспись подглазурная, роспись надглазурная золотом

Ваза. Западная Европа (?). XIX в. Фарфор, бронза, роспись надглазурная, литье, золочение

Скульптура «Михаил Ломоносов». Автор формы: Глеб Борисович Садиков (род. 1932); автор росписи: Лидия Ивановна Лебединская (1908–1983). Ленинградский фарфоровый завод. 1969. Фарфор, роспись надглазурная, золото. Из коллекции П.Ю. Андреева

Скульптура «Дмитрий Виноградов». Автор формы: Глеб Борисович Садиков (род. 1932); автор росписи: Лидия Ивановна Лебединская (1908–1983). Ленинградский фарфоровый завод. 1969. Фарфор, роспись надглазурная, золото. Из коллекции П.Ю. Андреева

Жардиньерка из двух частей. Севрская королевская мануфактура. Западная Европа, Франция, г. Севр. 1770-е годы. Фарфор, роспись надглазурная, позолота

Тарелка мелкая (из Корбиевского сервиза). Императорский фарфоровый завод. Россия, г. Санкт-Петербург. 1855-1881-е годы. Фарфор, роспись надглазурная (трафарет), позолота

Ваза. Завод Попова Россия, Московская губ., с. Горбуново, сер. XIX в. Фарфор, крытье, роспись надглазурная, золочение

Терина с крышкой. Западная Европа, Германия, г. Мейсен, сер. XVIII в. Фарфор, роспись подглазурная, роспись надглазурная, золочение

Пасхальное яйцо. Автор формы и росписи Дмитрий Иванович Виноградов (1720–1758). Невская порцелиновая мануфактура, Санкт-Петербург, 1744–1758 годы

Коллекция фарфора в музее сложилась сравнительно недавно, но стала одной из самых значительных в нашей стране. В ней собраны произведения лучших российских фабрик и частных мастеров, а также образцовая продукция европейских мануфактур. Развитие производства в советский период представлено предметами, выполненными на крупнейших заводах РСФСР (Ленинградском, Дулёвском, Дмитровском) и других республик Советского Союза, — это наиболее полный раздел музейной коллекции. Важная часть собрания — так называемый агитационный фарфор, созданный выдающимися мастерами русского авангарда.

Выставка приурочена к юбилею создателя русского фарфора Дмитрия Ивановича Виноградова. Собственный фарфор в России начали производить в Санкт-Петербурге, на Невской порцелиновой мануфактуре (теперь Императорский фарфоровый завод), которую в 1744 году основала императрица Елизавета Петровна. После неудачи с привлечением иностранных мастеров, дело поручили Дмитрию Виноградову. В результате десятилетних научных исследований и экспериментов он самостоятельно, получил рецепт и наладил производство высококачественного фарфора.

Фарфор на выставке предстаёт как элемент придворного и частного быта. В разных залах экспозиции воссоздается атмосфера фарфоровых кабинетов, менажерий, буфетных, парадных столовых. Большое внимание уделено периоду поиска в Европе и в России рецептов фарфоровых смесей и тому, как в более позднее время мастера интерпретировали стилистику, выработанную на заре «фарфорой эпохи».
Всего на выставке представлено более 300 экспонатов, многие из них демонстрируются впервые.

Оригинал публикации находится на сайте сетевого СМИ artmoskovia.ru | Если вы читаете её в другом месте, не исключено, что её украли.