До 11 октября 2020 года Музей-заповедник «Царицыно» демонстрирует лучшие образцы европейского и русского фарфора из своих фондов: более 100 предметов, созданных в XVIII веке, когда этот материал был настолько редким и дорогим, что его называли «белым золотом», а также произведения XIX и XX веков, которые принесли мировую славу русскому фарфору.
Сервиз «Кобальтовая сетка». Автор росписи Анна Адамовна Яцкевич (1904–1952). Автор формы Серафима Евгеньевна Яковлева (1910–1993). Ленинградский фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова 1950-е годы. Фарфор, роспись кобальтом, роспись золотом, роспись надглазурная, роспись подглазурная, роспись надглазурная золотом
Ваза. Западная Европа (?). XIX в. Фарфор, бронза, роспись надглазурная, литье, золочение
Скульптура «Михаил Ломоносов». Автор формы: Глеб Борисович Садиков (род. 1932); автор росписи: Лидия Ивановна Лебединская (1908–1983). Ленинградский фарфоровый завод. 1969. Фарфор, роспись надглазурная, золото. Из коллекции П.Ю. Андреева
Скульптура «Дмитрий Виноградов». Автор формы: Глеб Борисович Садиков (род. 1932); автор росписи: Лидия Ивановна Лебединская (1908–1983). Ленинградский фарфоровый завод. 1969. Фарфор, роспись надглазурная, золото. Из коллекции П.Ю. Андреева
Жардиньерка из двух частей. Севрская королевская мануфактура. Западная Европа, Франция, г. Севр. 1770-е годы. Фарфор, роспись надглазурная, позолота
Тарелка мелкая (из Корбиевского сервиза). Императорский фарфоровый завод. Россия, г. Санкт-Петербург. 1855-1881-е годы. Фарфор, роспись надглазурная (трафарет), позолота
Ваза. Завод Попова Россия, Московская губ., с. Горбуново, сер. XIX в. Фарфор, крытье, роспись надглазурная, золочение
Терина с крышкой. Западная Европа, Германия, г. Мейсен, сер. XVIII в. Фарфор, роспись подглазурная, роспись надглазурная, золочение
Пасхальное яйцо. Автор формы и росписи Дмитрий Иванович Виноградов (1720–1758). Невская порцелиновая мануфактура, Санкт-Петербург, 1744–1758 годы
Коллекция фарфора в музее сложилась сравнительно недавно, но стала одной из самых значительных в нашей стране. В ней собраны произведения лучших российских фабрик и частных мастеров, а также образцовая продукция европейских мануфактур. Развитие производства в советский период представлено предметами, выполненными на крупнейших заводах РСФСР (Ленинградском, Дулёвском, Дмитровском) и других республик Советского Союза, — это наиболее полный раздел музейной коллекции. Важная часть собрания — так называемый агитационный фарфор, созданный выдающимися мастерами русского авангарда.
Выставка приурочена к юбилею создателя русского фарфора Дмитрия Ивановича Виноградова. Собственный фарфор в России начали производить в Санкт-Петербурге, на Невской порцелиновой мануфактуре (теперь Императорский фарфоровый завод), которую в 1744 году основала императрица Елизавета Петровна. После неудачи с привлечением иностранных мастеров, дело поручили Дмитрию Виноградову. В результате десятилетних научных исследований и экспериментов он самостоятельно, получил рецепт и наладил производство высококачественного фарфора.
Фарфор на выставке предстаёт как элемент придворного и частного быта. В разных залах экспозиции воссоздается атмосфера фарфоровых кабинетов, менажерий, буфетных, парадных столовых. Большое внимание уделено периоду поиска в Европе и в России рецептов фарфоровых смесей и тому, как в более позднее время мастера интерпретировали стилистику, выработанную на заре «фарфорой эпохи».
Всего на выставке представлено более 300 экспонатов, многие из них демонстрируются впервые.