Выставка фоторабот Франка Орвата «Бестиарий» открывается в МАММ

0
1738

Осенью прошлого года в возрасте 92 лет ушел из жизни классик мировой фотографии и большой друг МАММ — Франк Орват… Персональная выставка мэтра «Дом пятнадцати ключей», показанная на фестивале «Мода и стиль в фотографии-2019», была тепло принята зрителями и высоко оценена критиками, а Франк Орват, приезжавший на открытие, с удовольствием отметил, что она сделана именно так, как он себе ее представлял.

Вдохновленные таким прекрасным началом, мы строили совместные планы: в частности, в 2020 году мечтали показать уникальную фотографическую коллекцию Орвата, которую он собирал на протяжении всей своей жизни, но пандемия все смешала и изменила, разделила жизнь каждого из нас на «до» и «после». Музей закрывался, открывался и снова закрывался, дата открытия выставки раз за разом переносилась, а потом Франк Орват был уже слишком болен — не могло быть и речи о том, чтобы делать экспозицию в такой момент…

Проект «Бестиарий», который МАММ представляет в рамках фестиваля «Мода и стиль в фотографии-2021» — щедрый дар Студии Франка Орвата нашему музею. Эта выставка очень много для нас значит. В первую очередь — это возможность выразить уважение и признательность легендарному фотографу, а также познакомить зрителя с новой гранью невероятно многообразного творчества Франка Орвата.

Франк Орват — классик и бунтарь, революционер, нонконформист и космополит. Прежде всего, он был известен как фотограф, сумевший объединить фэшн- и стрит-фотографию.

Орват вывел моделей из фотостудии на улицы, отказавшись от сложного театрального грима и неповоротливых, громоздких камер в пользу удобной и легкой «Лейки», что стало настоящим переворотом в фотографии моды и оказало огромное влияние на развитие этого направления в ХХ веке.

Франк Орват родился в Италии, на территории нынешней Хорватии. В старшей школе увлекся фотографией. Чтобы купить первый простенький фотоаппарат, продал свою коллекцию марок. По словам фотографа, друг убедил его, что камера непременно принесет ему успех у девушек.

После окончания Второй мировой войны Орват изучал изобразительное искусство в Академии художеств Брера в Милане, потом работал дизайнером в одном из миланских рекламных агентств. В начале 1950-х Орват много путешествовал по Франции, Индии, Великобритании и снимал, вдохновляясь традициями итальянского неореализма и репортажами звезд фотоагентства «Магнум».

В 1955 году один из снимков этого периода был включен Эдвардом Стайхеном в знаменитую экспозицию «Род человеческий» в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Это стало поворотным моментом в карьере Орвата.

В 1956 году Франк Орват обосновался в Париже. Получив работу в легендарном агентстве «Магнум», Орват проработал там всего три года и затем увлекся фэшн-фотографией. Новаторский стиль Франка Орвата пользовался большим успехом. Он работал с ведущими модными изданиями, среди которых были Jardin des Modes, ELLE и Harper’s Bazaar. В начале 1960-х Орват стал одним из самых влиятельных и высокооплачиваемых молодых фотографов в области фэшн-фотографии наряду с такими звездами, как Уильям Кляйн, Хельмут Ньютон, Жанлу Сьефф, Теренс Донован и Боб Ричардсон.

Несмотря на бесспорное признание, Франк Орват никогда не был привержен одному жанру. Он возобновил сотрудничество с «Магнумом», создал целую галерею портретов, запечатлев Федерико Феллини, Марчелло Мастроянни, Альберто Моравиа, Аньес Варда и других звезд кинематографа, выпустил книгу с цифровыми фотоколлажами в качестве иллюстраций к классическим сказкам, много путешествовал, участвовал в выставках по всему миру и до последних дней жизни мечтал и строил новые планы.

Орват никогда не был скован стереотипами и никогда не боялся выйти за рамки — его интересовала жизнь во всех ее проявлениях. В начале своей карьеры он фотографировал, вдохновляясь традициями итальянского неореализма и репортажами звезд фотоагентства «Магнум», а увлекшись фэшн-фотографией, никогда не забывал использовать в своих съемках приемы и навыки, полученные за годы работы в фотожурналистике.

Именно Франк Орват в 1970-е годы первым начал широко использовать в работе цифровые технологии, с энтузиазмом демонстрируя коллегам и публике возможности, которые «цифра» открывала для профессионального фотографа.

Франк Орват. Орангутан. 1994 © Франк Орват / Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва

Франк Орват. Носачи. 1994 © Франк Орват / Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва

Франк Орват. Саки с детенышем. 1994 © Франк Орват / Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва

Франк Орват. Крокодил. 1994 © Франк Орват / Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва

Франк Орват. Совы. 1994 © Франк Орват / Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва

Франк Орват. Дикобраз. 1994 © Франк Орват / Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва

Франк Орват. Фламинго. 1994 © Франк Орват / Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва

Франк Орват. Тюлень. 1994 © Франк Орват / Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва

Франк Орват. Носороги. 1994 © Франк Орват / Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва

Франк Орват. Кенгуру. 1994 © Франк Орват / Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва

Франк Орват. Мандрил. 1994 © Франк Орват / Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва

Франк Орват. Гиппопотамы. 1994 © Франк Орват / Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва

Франк Орват. Лев. 1994 © Франк Орват / Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва

Франк Орват. Жирафы. 1994 © Франк Орват / Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва

Выставка «Бестиарий» — результат «романа» Орвата с цифровыми технологиями, как он написал в своем эссе к выставке. Франк Орват был прекрасным писателем — мы с удовольствием приводим этот текст целиком.

Выставка открыта для посещения с 14 июля 2021 по 29 августа.

Виртуальный бестиарий

«Как и большинство людей, я время от времени вижу одни и те же сны — как хорошие, так и плохие.

В плохих снах я опаздываю на самолет, теряю зубы, прохожу сквозь узкие проемы — то есть переживаю самые распространенные страхи, знакомые, пожалуй, любому

психоаналитику. Хорошие сны случаются реже, но зато они более оригинальны. В них я встречаю зверей, которые со мной разговаривают, и это приносит мне минуты счастья, ощущение которого еще долго сохраняется после пробуждения.

Я думаю, что именно эти сны послужили первым импульсом к созданию данной серии.

Второй же причиной стал мой «роман» с цифровыми технологиями.

Некоторые мои друзья-фотографы не разделяют этого моего увлечения.

«Компьютерные манипуляции, — говорят они, — это конец достоверности, а значит и всей фотографии».

Возможно. Никто и не спорит, что спонтанно снимающий фотоаппарат «объективно» запечатлеет то, что находится непосредственно перед ним. Например, в центре Парижа он снимет собор Нотр-Дам, а заодно автобусы, автомобили, рекламные щиты, торговцев сувенирами и туристов. Однако фотографу, которому важен ракурс и который ищет свой «решающий момент», один лишь факт присутствия в кадре готической архитектуры может показаться недостаточным. Он захочет найти способ убрать современный антураж и сделать, например, фото при лунном свете, или с широкоугольным объективом, или с удлиненной выдержкой, чтобы исчезли все движущиеся объекты. В его понимании это вовсе не манипуляции, а художественные средства, призванные проявить «особую реальность» Нотр-Дама, отличающуюся от повседневного Парижа, и в силу этого достойную, наверное, даже большего внимания.

Подобным образом, но с бóльшим эффектом, ретушь и обработка изображения на компьютере позволяют мне и подчеркнуть, и скрыть разные элементы действительности. Представленных в «Бестиарии» животных без труда можно найти в зоопарках Европы и Америки, но, освобожденные от бетонных клеток, прутьев и людских глаз, они видятся мне именно такими, какими они живут в природе, и, возможно, теми, что приходят ко мне во сне».

Франк Орват, 1994

Источник – сайт сетевого СМИ artmoskovia.ru.
Предыдущая статьяRussian Business Travel & MICE Award – 2021: голосуйте за Музей музыки
Следующая статьяМузеи Анапы ждут гостей…

ПУБЛИКУЕМ КОММЕНТАРИИ ПОЗИТИВНО НАСТРОЕННЫХ ЛЮДЕЙ:

Оставьте ваш комментарий
Ваше имя