Фонд поддержки и развития современного искусства MaxArt представляет групповую выставку Hidden Places, объединяющую более 30 российских современных художников, которые работают с образами и метафорами, выходящими за пределы видимой глазу реальности. Изображаемый ими мир существует на зыбкой, вибрирующей полупрозрачной границе между явью и вымышленным миром художественной фантазии, и эту границу не всегда возможно четко провести или хотя бы обозначить. Именно здесь образуются своего рода «потаенные места», в которых можно не только укрыться от объектива реальности, но и обнаружить спрятанные тайны и отпечатки фантомов.
Михаил Левиус. Трое в лодке. 2020. Холст, смешанная техника. 140 × 140 см
В попытке обозначить это «общее место», существующее в творчестве целого пласта современных авторов, мы обратились к термину «метареализм», связанному с литературным течением, сформировавшимся в России в 70-е годы прошлого века в противовес концептуализму. Метареализм не отрицал реальность, но значительно расширял ее за счет области невидимой глазу, мира метафизических сущностей бытия. В метареализме реальность нашего мира, обнаруживая свою многомерность и сложносочиненность, выстраивается на архитектуре взаимопроникающих слоев. Она не ограничена видимым миром вещей и понятий, но выходит далеко за его пределы, затрагивая различные пограничные области, связанные с психоэмоциональным, духовным и мифологическим восприятием бытия. Интересно, что течение «метареализма» в свое время не нашло оформленного воплощения в изобразительном искусстве. Вместе с тем, этот термин прекрасно описывает собой набор определенных черт, характерных для творчества целого ряда авторов в последнее десятилетие.
Выбранный в качестве временной выставочной площадки «Бункер 703» несколько десятилетий действовал в качестве защищенного спецархива Министерства иностранных дел и лишь в 2018 году после того, как объект был признан технически устаревшим, был рассекречен. Идея скрытого под землей на 43 метра засекреченного информационного пласта, завуалированного неприметным маскзданием, отвечает идее богатого и не до конца исследованного мира порожденных художественной фантазией образов, существующих в сумеречной пограничной зоне, скрытой призрачной вуалью мнимого реализма. Место, лишенное не только стерильности белого куба, но и какой-либо связи с миром искусства, создает специфичную мизансцену для выставки, которая будет являться своеобразным вторжением объектов искусства в ее среду и архитектуру. Многие авторы специально к выставке создадут работы, напрямую взаимодействующие с контекстом архитектуры бункера и идеей спрятанного секретного места. В состав экспозиции также войдут произведения, приобретенные в коллекцию Фонда, в том числе живопись Александра Виноградова и Владимира Дубосарского, Марии Сафроновой, Виктории Кошелевой и Алексея Дубинского.
Спускаясь под землю на глубину 43 метров, зрители окажутся в окружении оживших фантазий и видений художников, наполняющих это тайное хранилище. Этот проект призван стать определенным «переживанием» для зрителя, в прямом и переносном смысле погружающим его в пространство образов, ставящих под сомнение материалистические основы реальности.
В рамках выставки запланированы параллельные мероприятия:
- 21 мая 19:00 — московская премьера спектакля «Корова», по мотивам одноименного рассказа современного французского писателя Томаса Гюнцига, режиссер Инга Воск;
- 22 мая 18.30 — перформанс Евгении Вороновой Triumph of a heart;
- 22 мая 19.00 — показ короткометражного фильм «Манифест Анны», режиссер Марианна Модырка.
Выставка работает 21 и 22 мая 2021 года.