Выставка «Кубачи – Зирехгеран. Исторический портрет древнего города» открывается в Музее Востока

0
615

22 октября 2021 года Государственный музей Востока и Национальный музей Республики Дагестан им. А. Тахо-Годи представляют выставку «Кубачи – Зирехгеран. Исторический портрет древнего города». На выставке будет представлено более 200 экспонатов из Национального музея Республики Дагестан им. А. Тахо-Годи, а также десятки предметов из частных собраний. Экспозиция будет дополнена аудио- и видеоматериалами, цифровыми изображениями, тематическими фотографиями и графикой из фондов музея. Выставочный проект расскажет зрителям про самобытную историю древнего города Зирехгерана–Кубачи и покажет ту культурную среду, в которой родилось всемирно известное златокузнечное дело и другие промыслы.

Кубачи — уникальное место в Дагестане и на Кавказе, известное как центр многих традиционных прикладных искусств, промыслов и творческой практики народных мастеров-ремесленников. О его замечательном искусстве и мастерах написано много книг, сняты фильмы, сделаны выставки. Но Кубачи — это не только искусство. Кубачи — это особый мир, люди и обычаи, формировавшиеся веками, начиная с даты появления аула на карте Дагестана в начале нашей эры и по сегодняшний день. Небольшое поселение, выросшее благодаря своим экономическим и культурным достижениям с VI по XV века в крупный город средневековья Зирехгеран — уже известный как Кубачи, представляет огромный интерес как платформа, породившая особый художественно-эстетический уклад небольшого по численности народа, определивший на века его занятия, образ жизни и характер. Зирехгеран–Кубачи — это ни на кого не похожие в Дагестане, в России быт, нравы, верования, традиции.

Экспозиция построена как настоящее путешествие в мир Кубачи и кубачинцев. Первая встреча начинается с архитектуры, каменных домов, украшенных необычными резными рельефами. Именно камни, искусно резанные в высоком рельефе, составляют визитную карточку города, так как такой традиции не было больше нигде в Дагестане. Будет представлено 34 каменных рельефа, в которых отражены архитектура, фрагменты строений, панорама аула.

Жизненный цикл кубачинца делится на два полюса — дом и мастерская. Дом — это все то, из чего состоит повседневная жизнь: рождение, верования, праздники, труд, защита. Гостиная комната-музей «Тавханна» — пространство, ключевое не только в доме каждого кубачинца, но и вбирающее в себя все аспекты общественной, трудовой, творческой жизни кубачинцев на протяжении многих веков. Комната и ее внутренне убранство, строгий порядок расположения предметов практически полностью раскрывают мир этого уникального народа. Пунктиром обозначен этот мир через убранство всего дома — кунацкой комнаты с ее традиционной бытовой атрибутикой — керамикой и фарфором, медными и бронзовыми сосуды, коврами.

Если вся жизнь, творчество и работа кубачинцев проходят в доме, то праздник и свадьбы — непременно на улице (базарная площадь). В древности у кубачинцев бытовало несколько институтов, игрища которых с веками трансформировались в нечто общее. Цикл гулала – абильциль (праздник союза неженатых), батирте (своеобразный средневековый «рыцарский орден»), — все это обобщено в экспозиции через уникальные предметы, сопровождавшие эти народные события.

«Ачебикьнала» — мастерская, местом которой была либо отдельная комната, либо подчас — угол у подоконника, где работали ювелиры-гравёры, филигранщики, чеканщики, кинжальщики – кубачинцы-мастера, которые были не только прекрасными ремесленниками, но и замечательными художниками. Передаваемое из поколения в поколение мастерство не имело никакой фиксации — только генетическая память, повторение и труд. Без академий и школ кубачинские златокузнецы знали и понимали закон построения композиции, помнили тысячи элементов орнаментов и узоров. И все это в изделиях — украшениях, холодном и огнестрельном оружии, от которых рассказ на выставке пойдёт в другом ключе.

В Национальном музее Дагестана хранится уникальнейшая коллекция кубачинских рисунков-узоров и орнаментов. Кубачинские мастера не рисовали на бумаге, а будущий узор смело и сразу наносили штихелем на тело предмета, и только в 1920-1930-е годы первый советский исследователь промыслов Дагестана Евгений Шиллинг обратился к мастерам с просьбой зарисовать по памяти предмет или узор.

Зарисовки инструментов златокузнецов, «живые» традиционные инструменты, зарисовки орнаментов, а также фотографии составят экспозицию третьего раздела. Кубачинцы и сегодня продолжают следовать своим художественным традициям, а их творческое наследие приобретает современные, актуальные черты. В одном из залов будет представлена галерея работ известных дагестанских художников: Халилова Мурада, Кабукаевой Асият, Даудова Магомеда, Шахбановой Джамили, Изабакаровой Лейлы и других. Небольшой раздел экспозиции посвящен современному искусству, работам известных дагестанских художников, посвященных Кубачи. Произведения станут еще одним маячком для более полного и широкого понимания кубачинцев – «народа одного аула».

Завершит работу выставка 1 декабря.

Источник – сайт сетевого СМИ artmoskovia.ru.
Предыдущая статьяЭксперты Народного фронта собирают лучшие практики защиты объектов культурного наследия
Следующая статья«От Баха до джаза: орган и саксофон»

ПУБЛИКУЕМ КОММЕНТАРИИ ПОЗИТИВНО НАСТРОЕННЫХ ЛЮДЕЙ:

Оставьте ваш комментарий
Ваше имя