6 сентября 2019 года Центр творческих индустрий «Фабрика» (Москва, Переведеновский пер., д. 18, зал «Артхаус») представит восьмиканальную видеоинсталляция, созданную в смешанной технике, в период 2018-2019 годов, художником Мариной Фоменко «Бремя молока».
Животноводческая ферма в Алтайском крае, некогда образцовая, а ныне приходящая в упадок. Именно здесь создавался проект известного московского художника, куратора, директора Международного фестиваля видеоарта «Сейчас&Потом» Марины Фоменко.
На этом скотном дворе не бывает восстаний. Здесь живут коровы, они дают молоко. Их жизнь проходит между коровником и «родилкой», подчиненная задаче получения полезного продукта. Каждый день они ждут, когда к ним придут доярки, накормят и освободят от бремени молока.
В многоканальной видеоинсталляции зрителя погружают в жизнь на ферме на один день – утренняя дойка, вечерняя дойка, «родилка», молочная. Затемно приходят доярки. В пространство, населенное коровами, врываются люди, объединяя животных и механизмы, создавая гибриды коров с механическим выменем, напоминая нам о том, что с позиции
антропоцентризма обитатели коровников – это «животные машины».
Вечером опять приходят доярки и снова доят коров. Молоко транспортируется в «молочную» и потом покидает ферму. И утром, и вечером в «родилке» рождаются телята, на время возвращая
коров к их естественной жизни.
«Знакомый фермер сказал мне, что на одних фермах у коров глаза веселые, а на других — грустные. Это ферма коров с печальными глазами. Они живут в грязи и тесноте, проводят жизнь в стойлах, привязанные к одному месту, и дают жизнь телятам, чтобы тех забрали сразу после рождения. Несколько женщин выполняют непосильно тяжелую и низкооплачиваемую работу поддержания жизнедеятельности коровника. Я хотела показать, как идет жизнь на этой ферме, но бывает и хуже…», – рассказывает Марина Фоменко.
Выставка открыта до 6 октября.