Музей-заповедник «Коломенское» представляет межмузейный выставочный проект «Московитское стекло. Искусство слюдяных дел мастеров». Экспозиция, представленная в выставочном зале «Подклет дворца царя Алексея Михайловича», знакомит с одной из наиболее распространенных форм слюды – мусковитом, и его применением в русском декоративно-прикладном искусстве XVII-XX вв. На выставке представлено около 150 экспонатов, среди которых не только исторические предметы, но и минералогические образцы, архивные документы и изображения из коллекций 10 крупнейших музеев страны. Большая часть предметов представлена публике впервые.
«Эта выставка – не просто экскурс в историю слюдяной промышленности, но и рассказ о том, как используют «живое стекло» в современности. Раньше оно было доступно только привилегированным слоям общества, в качестве остекления или декора бытовых предметов, например, сундуков или икон. Сейчас применение слюды не так заметно, но повсеместно – она входит в состав огнеупорных эмалей, обоев, картона, а в косметической индустрии используется в качестве органических блесток. У посетителей есть уникальная возможность проследить историю материала от момента его обнаружения до использования в современности», – рассказала координатор проекта Наталья Полонникова.
Слюда – один из наиболее распространенных минералов, способный расщепляться на тонкие гибкие и прочные листочки. Русская слюда считалась лучшей в мире и была известна в Западной Европе под названием «мусковита». Название происходит от «Московии», как в средневековье иностранцы называли Россию.
Выставка состоит из трех разделов. Первый рассказывает о становлении средневекового слюдяного промысла, технологии добычи и торговле, в нем представлены архивные документы и образцы кристаллов со всего мира. Организаторами добычи в России в средние века выступали Соловецкий, Кандалакшский, Киренский и другие монастыри. В XVI-XVII вв. слюду добывали на Карельском берегу Белого моря, по рекам Кемь и Кереть. В XVII-XVIII вв. слюдяные разработки распространились в Восточной Сибири: на озере Байкал и на реке Алдан. Россия экспортировала слюду в Англию, Голландию, Швецию, Данию, Китай и Персию.
Второй раздел посвящен применению слюды в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве. Она вошла в обиход в Новгороде XI–XII вв., позже была широко распространена на территории России в XVI–XVIII вв. Слюду использовали в качестве заменителя дорогостоящего стекла при изготовлении окон в домах и повозках, в фонарях и зеркалах, для аппликаций и инкрустаций икон, предметов литургии, мебели, монастырских сувениров.
Мусковит применяли в качестве конструктивного и декоративного материала в церковном оформлении и светском быту в сочетании с железом, оловом, серебром, деревом и костью. Многие слюдяные изделия – синтез мастерства разных ремесленников: оловяшников, столяров, слесарей, резчиков, оконишников и художников. Они отличаются высококлассным мастерством исполнения, изысканностью цветового решения и подчеркнутой нарядностью.
Одна из жемчужин экспозиции – фрагменты надпрестольной сени из церкви Гребневской иконы Божией Матери, декорированные стилизованной расписной слюдой с оловянными накладками. Этот памятник декоративно-прикладного искусства поступил в собрание музея-заповедника в 1932 году при разборе церкви, известной с XV века и располагавшейся в Москве на Лубянской площади.
Третий раздел выставки рассказывает о дальнейшей истории слюды в XIX-XX вв., когда ее стали употреблять в основном для хозяйственных нужд, а затем – в химической и электропромышленности. Например, в настоящее время этот минерал используется как электро- и термоизолятор.
Участники проекта: Политехнический музей, Государственный исторический музей, Государственный геологический музей им. В.И. Вернадского, Минералогический музей им. А.Е. Ферсмана, Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева, Российский государственный архив древних актов, Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва, Новгородский государственный объединенный музей-заповедник, Переславль-Залесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.