Выставка Новый Никонов откроется в залах Музея А.С. Пушкина на Арбате

307

20 декабря 2018 года в Выставочных залах Государственном музее А.С. Пушкина (Москва, ул. Арбат, д. 55/32, вход с Денежного переулка) галерея ГРОСart представит более 60 графических и живописных работ одного из старейших московских художников, Павла Федоровича Никонова, исполненных в самые последние годы и практически неизвестных ни широкому зрителю, ни профессионалам.

Павел Фёдорович Никонов – советский и российский живописец и график, педагог; Академик РАХ (2000); Народный художник РФ (1994); лауреат Государственной премии РФ (2002), кавалер Ордена Почёта (2001).

Родился 30 мая в Москве 1930 года в семье репрессированного красного командира. В годы войны был в эвакуации с семьей в Зауралье. В 1950 году окончил Московскую среднюю художественную школу С 1950 по 1956 год учился в Московском государственном институте им. В.И. Сурикова. С 1998 до 2006 год там же руководил мастерской станковой живописи.

Вместе с братом Михаилом был членом группы «Девять». Один из основоположников «сурового стиля»*. Одна из знаменитых картин Павла Никонова – «Геологи» (1962), которая на выставке 30-летия МОСХа вызвала гнев Никиты Хрущёва, а позднее вошла во все отечественные хрестоматии.

Лидирующая роль московского художника Павла Федоровича Никонова в отечественном искусстве второй половины ХХ столетия и активно вступившего в свои права века XXI сегодня не подлежит сомнению. Уже давно являясь живой легендой современной отечественной живописи, Павел Никонов мощно заявил о себе еще в начале 1960-х годов, став одним из корифеев «сурового стиля» наряду с Виктором Попковым, Николаем Андроновым, Таиром Салаховым и другими молодыми тогда мастерами. Внятно очерченные уверенной решительной кистью крупномасштабные фигуры героев его картин возникли в результате смелых путешествий в различные районы Сибири, где можно было вплотную приобщиться к тяжелому таежному быту.

Но вскоре отойдя от модернизированной живописной фиксации суровых трудовых будней и овеянных романтической героикой революционных сцен, Никонов с начала 1970-х оказался всецело захвачен впечатлениями от жизни отдаленных волжских деревень и поселков (Алексино, Калязин, Волковойня), где с тех пор стал регулярно и подолгу бывать.

Новая натура, где центральное место заняла сначала живая и относительно процветающая, а затем умирающая русская деревня с ее землей, небом, человеком, его трудом и досугом составила, по словам искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, особую «никоновскую вселенную», «великую, но страшную». К началу 1990-х годов, как заметила Ольга Мусакова, специалист в области современной живописи, научный сотрудник Русского музея, «долгий и мучительный период поисков закончился рождением “нового” Никонова».

Чутко уловленная в реальности извечная драматургия взаимоотношений человека с природой, уделом которого положено вспахивать землю, способствовала заметному обновлению живописного и графического стиля художника, неуклонно набиравшего раскрепощенный экспрессивный накал формального языка и глубокий порой трагически звучащий философский подтекст. Сама стихия крестьянской жизни с ее бедами и праздниками словно «кричит» в беспокойных и могучих по энергетике картинах мастера единоборством мятущихся фигур и пространства, разломами и кренами строений, всполохами и ливнями небес. Подчас почти полуабстрактная пластика его композиций поражает завидной интенсивностью отраженного в них диалога с натурой, который в показанных на выставке работах последних лет, пожалуй, даже усиливается. А потому перед нами во всей полноте возникает феномен преисполненного созидательной страстью и лишенного малейшей творческой лени художника, неизменно предстающего как «Новый Никонов».

П.Ф. Никонов. Дом строится. Холст, масло. 100х120 см. 2016 год

П.Ф. Никонов. Косец (вариант). Холст, масло. 115х105 см. 2018 год

П.Ф. Никонов. На пленэре. Холст, масло. 86х106 см. 2013 год

П.Ф. Никонов. Питер. Холст, масло. 180х500 см. 2017 год

П.Ф. Никонов. Рыбаки на Волге. Холст, масло. 110х130 см. 2017 год

______________
Примечание:

* Направление в реалистической советской живописи, характерное для рубежа 1950-х и 1960-х годов. Термин «суровый стиль» ввёл искусствовед А.А. Каменский. Мастера этого направления ориентировались на изобразительное искусство СССР досталинского периода (1920-30-х годов) – в первую очередь, на творчество А. Дейнеки и Г. Нисского, в меньшей степени – на П. Кончаловского, А. Осмёркина, А. Лентулова и других.