3 марта 2021 года Российская академия художеств и галерея «Веллум» представляют выставку «Олимп и Сион. Античный и древнееврейский миф в скульптурах Григория Златогорова». В экспозицию войдут около пятидесяти произведений, созданных скульптором в 2008– 2020 годах.
Олимп и Сион – символы двух древних цивилизаций, чье наследие постоянно присутствует в нашей действительности. Миф античности и миф древнееврейской цивилизации трансформируются и переосмысливаются в работах Григоря Златогорова. Он вдохновляется греческой скульптурой, размышляет о героях мифов и трагедий. Скульптор путешествует по античным городам и участвует в раскопках античного города Китей, находящегося в ста километрах от легендарного Пантикапея, на месте которого потом появился город Керчь. Подобно скульпторам Эллады, Златогоров работает в бронзе, то полируя ее, то оставляя ее поверхность шероховатой, как будто только что извлеченной из-под земли и античные сюжеты в его скульптурных сериях происходят «здесь и сейчас».
Григорий Златогоров родился в 1965 году. Окончил Театральное художественно-техническое училище и Московский полиграфический институт; член Союза художников. В начале своего творческого пути Григорий Златогоров получил известность как художник-иллюстратор, способный тонко и изобретательно воплощать сказочные, библейские и поэтические образы. Одна из самых известных его работ – иллюстрации к книге «Алиса в стране чудес».
Заинтересовавшись историей и традициями своей семьи, Григорий стал изучать технику бронзового литья, создавать скульптуру малых форм, привнося в нее поэзию и дух прошлого. Семейная память проявляется в сюжетах, связанных с традициями и мифологией еврейского народа, навеянных также и литературным творчеством Шмуэля Агнона и Шолома-Алейхема. Создавая скульптуры на библейские и исторические темы, выполняя серии фигур, такие как «12 колен Израиля», «Еврейские праздники», «Клейзмеры», Григорий Златогоров ищет символические обобщения, оставляя место для тайны и недосказанности.
В условном разделе выставки «Сион» – знаковые образы древнееврейской мифологии. Здесь «Ной», жаждущий спасения герой одноименной работы, изо всех сил сам дует в парус своего дырявого, едва держащегося на плаву, ковчега. Ной знает о том, что его миссия – благодаря договору со Всевышним – завершится благополучно, но понимает необходимость самому наполнить свой парус.
Композиция скульптуры «Отпусти народ мой» строится как театральная сцена. Огромная голова фараона нарочито контрастирует с небольшими фигурками Моисея и Аарона, с крохотными воинами войска фараона. Подобный художественный приём напоминает о свойственном египетскому искусству принципе, когда статус и могущество персонажа подчеркивались масштабом изображения, его грандиозностью.
Скульптура «Бецалель из местечка» это, по сути, архитектурный портал, к которому ведут три ступени. В открывающемся проеме, мы видим еврея из местечка, который сосредоточенно работает над величественным семисвечником. Это не просто ремесленник, делающий менору для синагогального пространства (большие меноры, выполненные из камня, стали помещать в синагоги еще в поздней античности, а в средние века их начали делать из металла). Создавая что-то для синагоги, он устанавливает важнейшую для еврейской культуры связь между синагогой и утраченным в 70 году Иерусалимским Храмом. Потому-то сам художник и становится Бецалелем (Веселиилом в русском переводе Библии) – знаменитым первым еврейским художником, который по прямому божественному откровению делал Божественную скинию с ее предметами и Ковчег Завета.
Среди произведений Златогорова, представленных на выставке в разделе «Олимп» – работа «Оракул»: здесь магическая лестница-антенна, увенчанная бюстом прорицательницы-Пифии, улавливающей отзвуки воли богов, вырастает из головы древнего божества, которая могла бы быть найдена удачливым археологом где-нибудь между Кипром и царством этрусков. Внутри головы, словно поврежденной веками ожидания раскопок, видны фрагменты еще более таинственных артефактов. Узор на шлеме загадочно улыбающегося божества напоминает одновременно и линии археологического раскопа, и микросхему, улавливающую сигналы, идущие на Землю.
Скульптура «Миф» – это динамичный стоп-кадр, объединяющий сюжеты истории любви Европы и Зевса с одной стороны и предательства Ариадной своего единоутробного брата Минотавра из-за любви к герою Тесею – с другой. Стремительное движение Зевса-Минотавра, сковывает опутавшая его нить Ариадны. Нарочито грубо выполненная черно-зеленая «шкура» Зевса-Минтавра контрастирует с тонко проработанной, прочеканенной женской фигуркой, которая либо пытается удержать чудовище, либо развлекается, словно качаясь на чувственных качелях.
Скульптура «Атлант» – могучий герой, удерживающий на своих плечах тяжесть небесного свода, каким видели его древние греки. Атлант Григория Златогорова держит круг неба, в центре которого, подвешенная внутри круга, – земля, каменная твердь. Глаз знатока увидит в златогоровском «Атланте» отражение великого Ахилла, героя Троянской войны, персонажа противоречивого – потому и круг небес, который он держит – это не спокойная твердь с небесными светилами. Это обрывки и обломки, среди которых лошади из процессии эфебов Фидия, фрагменты греческой архитектуры, лица других героев. И во главе этого круговорота – Медуза Горгона, демон, чья ужасающая улыбка парит над поверхностью видимого мира. Вместо неба – человеческая история и цивилизация, вместо бесстрастного героя – человек, напряжением воли удерживающий тяжесть. Это круговорот бытия, ответственность за которое берет на себя человек, герой, Атлант.
Григорий Златогоров сегодня – один из немногих мастеров, работающих в классической манере, основы которой были заложены ещё Евгением Лансере. Златогоров отливает свои композиции в единственном экземпляре, что делает произведения раритетными (возможные повторы всегда вариативны). Его работы отличает тончайшая проработка деталей и декоративная насыщенность. В бронзовых работах скульптора видна особая пластическую выразительность, тщательная проработка форм, обилие тонких деталей и подробностей, буквально завораживающих зрителя.
Выставка работает до 21 марта.
Материал подготовлен Галереей «Веллум»