12 февраля 2019 года в московской галерее «Артефакт» (Москва, ул. Пречистенка, д. 30/2) состоится первое публичное представление произведений легендарного советского графика из семейного собрания Митуричей-Хлебниковых.
Петр Митурич. Хоста. Кипарисы. 1956. Бумага, тушь
Выставка представляет более 30 станковых произведений 1920–1950-х годов одного из лучших графиков первой половины ХХ века Петра Васильевича Митурича (1887–1956), вошедшего в историю искусства не только как выдающийся художник-график, но и как автор авангардных книжных проектов, а также изобретатель безмоторных волновых средств передвижения.
На выставке показаны рисунки и автолитографии из собрания семьи художника, многие работы экспонируются впервые. На открытии выставки состоится презентация первого фундаментального издания по творчеству П.В. Митурича, подготовленного внуком художника Сергеем Митуричем (Изд-во «Три квадрата», Москва, 2018).
Прошедший долгий и насыщенный творческий путь Петр Митурич получил профессиональную подготовку в академической мастерской батальной живописи у профессора Н.С. Самокиша. Выпускник Петербургской Академии художеств, участник выставок «Мира искусства», молодой художник был удивительно невосприимчив к сложившимся приемам и стилистическим клише в искусстве тех лет и сосредоточен на поиске собственного пластического языка. С середины 1910-х годов он вошел в артистическую жизнь Петрограда как художник смелого авангардного эксперимента наряду с Владимиром Татлиным, Казимиром Малевичем, Павлом Мансуровым, Львом Бруни и другими реформаторами русского искусства.
Петр Митурич. Портрет Глории Качура. 1949. Бумага, тушь
Одним его из уникальных художественный проектов стал цикл так называемой «пространственной графики», который был рожден под влиянием идей футуризма и имел тесную связь с новой русской поэзией. Определяющую роль в этом проекте, как и в жизни и творчестве Петра Миутрича в целом сыграла большая дружба с поэтом-футуристом Велимиром Хлебниковым, на родной сестре которого, Вере, Петр Митурич был женат. Это был счастливый и гармоничный союз двух ярко одаренных (Вера Хлебникова тоже была художником) людей, соратников и единомышленников в творчестве. Художник много рисовал на темы стихов друга, пытаясь найти зрительные интерпретации поэзии. Эти рисунки – образцы «чистой графики», построенные на черно-белых ритмах, динамичные, часто закрученные в спирали или «взрывающие» плоскость листа композиции.
В 1920-е годы Петр Митурич был видным преподавателем московского ВХУТЕМАСа в числе таких выдающихся фигур отечественного цеха графиков, как Владимир Фаворский, Николай Купреянов, Павел Павлинов и других. Решительно призывая своих учеников к продуманной работе над рисунком, к применению сложного контура, энергичной штриховки, отказу от тушевой затертой манеры, он одновременно оттачивал собственные графические принципы, называя себя «суровым» или «действенным» реалистом. В этот период окончательно формируется круг его излюбленных пластических мотивов в виде внешне скромных пейзажных зарисовок с деревьями, домами и заборами, камерных портретов родных, друзей и знакомых.
Петр Митурич. Астрахань. Барки. 1926. Бумага, карандаш
Обладая резким бескомпромиссным характером, Митурич с 1930-х годов и практически до конца жизни оказался «за бортом» официального советского искусства. Постепенно усиливая динамику раскованного подвижного штриха, словно отсылающего зрителя к образу обманчиво простых линейно-пружинных сплетений, он неизменно совершенствует бесспорную уникальность собственного графического высказывания. Именно его нерушимая гуманистическая закваска оказалась способна к УПРУГОМУ отражению любых попыток советского официоза нивелировать и усреднить масштаб истинно свободной творческой ЕДИНИЦЫ, настоящим олицетворением которой и был Петр Митурич.
Выставка «Петр Митурич. Упругая графика», организованная галереей ГРОСart, представляет малоизвестные работы художника разного периода из семейного собрания Митуричей-Хлебниковых и обещает стать ярким событием для ценителей и знатоков графического искусства.