Выставка произведений Елены Суровцевой «Невыразимое» открывается в Галерее искусств Зураба Церетели

305

29 мая 2019 года в Музейно-выставочном комплексе Российской академии художеств открывается выставка произведений заслуженного художника России, почетного члена РАХ Елены Михайловны Суровцевой. В экспозиции представлено около 50 скульптурных работ и 11 арт-объектов, выполненных в различных техниках и материалах (дереве, шамоте, бронзе и др.), а также несколько авторских графических листов. Среди них такие известные скульптурные композиции, как «Невыразимое», «Белые знаки», «Генеалогическое древо-люди-звезды», «Все не так, как кажется», «Ничего особенного», а также произведения «Памятник скошенным травам», «Зависть велосипедным шинам», «Моя муза – 1», «Жертвоприношение» и другие.

Елена Суровцева неутомимый экспериментатор, мастер с неповторимой индивидуальной манерой. Она относится к плеяде ведущих отечественных скульпторов-«восьмидесятников». Ее путь в скульптуре был своеобразным. Вкус к материалу, к форме предмета проявился уже во время обучения на кафедре художественного стекла в высшем Строгановском училище. Через материал с текучей, подвижной формой пришел опыт создания предметов в чисто «скульптурных» идеях. Еще одной отправной точкой для формирования стиля художника стало необычайное видение окружающего мира.

Формальные искания скульптора предполагают свободную перекличку со всемирной историей искусства, в том числе с прославленным в XX веке наследием русской пластики, и переосмыслением опыта европейского модернизма, включая модерн и экспрессионизм. В последние годы Елена открывает для себя новое понимание скульптуры. Творческий опыт автора представляет интерес не только в отечественной художественной среде, но и за границей. Ее произведения находятся в музеях Венгрии, Германии, Швейцарии, а также представлены в коллекции Государственной Третьяковской галереи.

В своем творчестве Елена Суровцева часто использует тему времени, которая несет в себе следы ее личной памяти, обращенной к архаическому переживанию времени и пространства, когда отсутствуют границы между внутренним и внешним, мир предстает еще неназванным. Она гармонично сочетает образы, имеющие значение для фундаментального понимания истории, мироздания – архаичные фигуры доисторических статуэток женщин, классические античные образы и знаки-символы. Выработанный художником творческий метод, который заключается в работе с геометрическими структурами, деформацией, позволяет создавать впечатление первозданности мира, его детскости, как редкого дара сохранения нетронутости изначального состояния души. Рождающиеся визуальные образы наделяются не только канонической устойчивостью формы, но и формой природной. Так Елена Суровцева позволяет заглянуть зрителю в мир, еще ненагруженный позднейшими приобретениями интеллектуальных технологий, и в себя. Погружаясь в эту «чуткую материю», зритель передвигается вместе с художником, меняя ракурсы своего видения, обнаруживая особую топографию и ее перспективы. При этом сама реальность в этой художественной системе открывается в момент острого переживания, как мгновенные вспышки света.

Суровцева много работает с обнаженной натурой, исследуя тему телесности. В женской фигуре она стремится выразить глубинное ощущение природной стихии, пульсацию внутренней энергии. Это проявляется в наклоне поз её героинь, в контурах их силуэтов, чем-то напоминающих манящие своей магией фигурки Майоля; в них встречается напряженное женское чувство, явленное в композициях Матисса и Ботеро, возвышенность поэтики импрессионизма, погружение в барочную культуру XVIII столетия. В камерных композициях Суровцевой скрывается глубокая нежность к человеческому телу, в котором способен отражаться драматический мир обитания человека. Своеобразно художник подходит и к жанру портрета. В скульптурных портретах она пытается выразить свои размышления о непостижимости природы, одиночестве человека перед лицом времени.

Новизна подхода Елены Суровцевой к пластической задаче позволяет прикоснуться к нравственным конфликтам времени, сделать сокрытое проявленным для современного восприятия. Реальность, фиксируемая пластикой скульптора, и есть единственное и подлинное пребывание человека в мире, наполненном живым сознанием и любовью. Творческие поиски художницы позволяют понять общий стилистический процесс отечественного искусства конца XX – начала XXI века, в котором она занимает одно из видных мест.

Завершит свою работу выставка 30 июня.

Подготовлено на основе статьи члена-корреспондента Российской академии художеств, искусствоведа Виталия ПАЦЮКОВА