В Выставочных залах Российской академии художеств (Москва, Пречистенка, д. 21) открывается выставка произведений народного художника РФ, академика Российской академии художеств Павла Федоровича Никонова «Живопись наблюдений», посвященная 90-летию мастера. Экспозицию составят около 100 произведений последнего двадцатилетия.
Имя Павла Никонова, вернее известность имени, в широком смысле продолжают ассоциировать с давно минувшими событиями культурной жизни страны конца 1950-1960-х годов. «Оттепель», «суровый стиль», выставка «30 лет МОСХ» и другие чрезвычайно важные сами по себе, и, безусловно, переломные моменты повисают в воздухе инерции суждений. Фигура Павла Никонова из действующего художника превращается в свидетеля и участника эпохи.
За последние годы возникло стремление отойти от вектора мысли, где живопись художника неразрывно связывают с «суровым стилем» и приобретенным символическим статусом некоторых его ранних картин. Художественная критика и профессиональное сообщество сразу отметили Никонова, пересмотревшего собственный подход к картине и разрабатывающего тему деревенской жизни с начала 1970-х годов. Для более широкой аудитории, к сожалению, этот период, насчитывающий уже полвека постоянного поиска и труда, остается незримым.
Ряд персональных выставок художника последних лет, выставка «Тогда и теперь» (2013) в галерее «Ковчег» и «Новый Никонов» (2018-2019) — проект в ГМИИ им. А.С. Пушкина подчеркивают различие периодов творческой биографии художника и раскрывают одновременно мировоззренческую цельность Никонова и потенциал внутреннего развития его живописи.
Выставка «Живопись наблюдений» продолжает эту уточняющую линию, но расходится с прошедшими выставочными проектами по ряду основополагающих понятий и способов описания живописи Павла Никонова. Кураторы пытаются отойти от контекста четкой периодизации развития творчества художника, обратиться к его сущностной основе. По их мнению «Картины Никонова – это «душа» за работой!». Не в религиозном или мистическом смысле, но в социальном приобщении себя к труду, укрытом и автономном по отношению к экономическим факторам и стандартам рынка искусства. Сегодня, когда речь заходит об обретении души и собственного имени через профессиональную художественную практику, нельзя не отметить, что сетевая и корпоративная организации общения в среде и цифровые технологии становятся орудиями порабощения человеческих душ.
Деревня Алексино с 1972 года служит для Павла Никонова прибежищем и местом, где возможна смена ориентиров. Информационный шум города сменяется планомерным сбором материала, своего рода экспериментом, где зримый и обособленный образ становится предметом наблюдения, изучения. Осязаемый мир более не выразительная реальность, но живая, резонирующая ткань для будущего холста. Поэтому основа работы Никонова не имеет ничего общего с репрезентативной, реалистической традицией, но в своих эстетических задачах близка «трудоемкой», экспрессивной работе души в духе, например, Ван Гога и Филонова, где заключенное в теле намерение открыто в направлении всякого Другого, где встреча с Другим облечена страданием и наслаждением, а возможность стать этим Другим – есть рефлексия, сознание и чувствительность.
Выставка предоставляет зрителю возможность еще раз пережить, осмыслить творчество одного из ведущих мастеров российской живописи, погрузившись в проблематику профессиональных исканий искусства ХХ-начала XXI веков, взлянув под новым углом зрения на роль, особенности бытия искусства, художника в современном мире.
П.Ф. Никонов. Рыбаки на волге, 110х130 см. 2017 год
П.Ф. Никонов. Серия лето в Алексино. 70х80 см. 2019 год
П.Ф. Никонов. Тревога. 120х100 см. 2019 год
П.Ф. Никонов. Автопортрет. 55х40 см.2014 год
П.Ф. Никонов. Дом строится. 100х120 см. 2018 год
П.Ф. Никонов. На пепелище. 110х110 см. 2018 год
П.Ф. Никонов. На пепелище. 110х110 см. 2018 год
П.Ф. Никонов родился 30 мая 1930 года в Москве. Войну пережил вместе с семьей в эвакуации на Урале. В 1956 году окончил Московский государственный художественный институт им. В.И. Сурикова. Участник культурных событий «оттепели», знаменитой выставки «30 лет МОСХ» в 1962-1963 годах в Манеже, на которой его картина «Геологи» стала одной из главных мишеней критики.
Эпоха 1960-х, время интенсивных живописно-пластических исканий в искусстве стало для П.Никонова мощным импульсом к развитию собственного изобразительного языка. Являлся членом группы «Девять». К концу 1970-х годов деревенская тема стала одной из основных в произведениях художника. В 1998-2006 годы руководил мастерской станковой живописи в МГАХИ им. В.И. Сурикова.
П.Ф. Никонов удостоен высоких государственных и профессиональных наград. Он Лауреат Государственной премии Российской Федерации, кавалер Ордена Почёта. Удостоен Золотой медали на Всесоюзной художественной выставке 1957-1958 гг. за картину «Октябрь» (1954 г.), Первой премии на V международной выставке реалистической живописи в Софии (Народная Республика Болгария, 1985г.) за картину «Деревенские похороны» (1985 г.), за эту же картину — премии по живописи им. П.П. Кончаловского (1991 г.), Золотой медали Академии художеств СССР за работы, представленные на персональной выставке 1990 г. в Москве (1991 г.), Ордена «За служение искусству» Российской академии художеств (2015 г.).
Произведения мастера представлены в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Вологодской картинной галерее, Софийском музее современной живописи, других музеях России, а также за рубежом.
Выставка открыта для посещения с 1 по 27 сентября 2020 года.
Материал подготовлен на основе статьи искусствоведа Александра САЛЕНКОВА