Выставка «Роберто Матта и четвёртое измерение» открывается в Главного штаба Государственного Эрмитажа (СПб)

596

С 10 апреля по 30 июня 2019 года в Белом зале представлена выставка художника Роберто Матта (1911 – 2002). Работы одного из последних представителей сюрреализма, практически неизвестного российской публике, экспонируются в России впервые. На экспозиции представлено более девяносто произведений из двадцати трех частных коллекций, в основном из США.

Роберто Антонио Себастьян Матта Эчауррен родился в 1911 году в Сантьяго, Чили. В его жилах текла испанская, баскская и французская кровь. Художник-космополит, Матта жил и работал в Южной Америке, Франции, Мексике, США, Италии, Испании и Англии. По настоянию своих родителей, считавших занятия живописью недостаточно серьезным занятием, Матта закончил архитектурный факультет Католического университета Сантьяго. В 30-е годы, работая в мастерской Ле Корбюзье в Париже, художник сближается с кругом сюрреалистов и активно пробует себя в графике. Андре Бретон, поддержавший поиск молодого художника, писал, что «Матта особенным образом выражает необходимость наглядного отображения четырехмерной вселенной. В его работах больше ничто не является намеренным, все появляется от желания погрузиться в область божественного».

Смелось, жажда познания, открытость новым течениям в искусстве, глубокий психологизм и интерес к технологическому прогрессу сделали Роберто Матта значимой фигурой в художественном мире.

При этом он ни разу окончательно не примкнул к одному из течений в живописи: экспериментируя на стыке искусства и науки, он так и не стал до конца сюрреалистом. Стремление переформулировать ренессансную перспективу с помощь бессознательного и иррационального отдаляло его и от абстрактных экспрессионистов. Отрицая формальные рамки стилей, Роберто Матта всегда проверял свое искусство практикой, стремясь познать глубину человеческой природы.

Оказываясь называть себя художником, Матта говорил: «Я не художник. Я кто-то, кто пытается сконструировать изображения, которые однажды помогут нам осознать суть глагола «видеть».

Под влиянием идей неевклидовой геометрии, Матта пытался придать форму умственным построениям, создать пространство за пределами видимой, традиционной перспективы. После участия в Международной сюрреалистической выставке 1938 года, во многом благодаря дружбе с английским художником Гордоном Онслоу Фордом, Матта стал исследовать то, что он называл «психологическими морфологиями». Именно Форд познакомил Роберто Матта с трудами Петра Демьяновича Успенского, русского философа и теоретика «четвертого измерения». Матта разделял идею Успенского о том, что четвертое измерение дополняет третье чувством пространства, чувством движения и чувством времени, необходимыми для осознания постоянного и необратимого процесса изменения мира, в котором каждое новое мгновение отличается от предыдущего.

В книге «Tertium Organum» (1912) Успенский пишет, что разум неосознанно «корректирует» то, что видит глаз, чтобы восполнить зрительное ограничение. Так, например, с помощью ментальных концепций мы способны понимать объемы, хотя видим только их внешние поверхности. По Успенскому, именно художник берет на себя особую роль проводника-провидца, который «должен видеть то, что другим недоступно» и «должен обладать даром открывать другим глаза на то что, они не видят сами». Часто, чтобы объяснить свои аргументы, Успенский рисовал геометрические линии, плоскости, кубы и сферы как метафорическое объяснение форм человеческой психики. Роберто Матта перенял использование геометрии для описания невидимых структур. Преодолевая ограниченности человеческого зрения, он стремился создать искусство, которое «видит больше и дальше».

Как и многие художники, с началом Второй мировой войны Роберто Матта эмигрировал в Соединенные Штаты. Примерно на это же время приходится начало его работы в технике масляной живописи. Он прибыл в Нью-Йорк в 1939 году, а год спустя в галерее Джулиана Леви прошла его первая заокеанская выставка.

Со временем Матта в своем творчестве стал тяготеть к монументализму. Его гигантские пятиметровые полотна — «ландшафты сознания» — оказали огромное влияние на молодое поколение американских художников: Джексона Поллока, Аршила Горки и Роберта Мазервелла.

Матта много экспериментировал с материалами, текстурными рельефами и создал ряд произведений, написанных флуоресцентными красками. Одним из первых он ввел в свои работы принципы биоморфизма, изображая природные организмы как элементы функциональных технических устройств.

На выставке в Государственном Эрмитаже экспонируется более 60 произведений, дающих возможность познакомиться с уникальной трактовкой пространства и проследить эволюцию стиля Роберто Матта.

К выставке готовится научный иллюстрированный каталог, на русском и английском языках.

Roberto Matta. Eclosion. Вылупление, 1952 год. Оil on canvas. 73 x 92 cm

Roberto Matta. Composition. Композиция, 1944 год. Сrayon de cire et mine de plomb sur papier noir titre en bas a droite. 24.5 x 31 cm

Roberto Matta. Ergonautes/Les Desastronautes. Эргонавты/Катастронавты, 1965 год. Оil on canvas. 204.5 x 380 cm

Roberto Matta. Fig Leaf. Фиговый лист, 1945 год. Оil on canvas. 97.2 x 130.2 cm

Roberto Matta. Mind Kind. Тип мышления, 1979 год. Оil on canvas. 410 x 700 cm

Roberto Matta. Pilgrim of Doubt. Пилигрим сомнения, 1947 год. Оil on canvas. 195.6 x 251.5 cm

Roberto Matta. Le Pendu. Повешенный, 1942 год. Оil on canvas. 97.2 x 130.4 cm

Roberto Matta. Sans titre. Без названия, 1939 год. Сrayons de couleurs et mine de plomb. 25.1 x 32.4 cm

Roberto Matta. The Unthinkable. Немыслимое, 1957 год. Oil on canvas. 200 x 293 cm

Roberto Matta. To observe into imagination. Наблюдать в воображении, 1948 год. Crayon et pastels de couleur sur papier. 29.7 x 37 cm

Roberto Matta. The idolion, Love you – the Interlocke. Идололев, люблю тебя – Блокировщик, 1945 год. Colour pencil on paper. 21.7 x 19.7 cm