Русская тройка считается одним из символов России. С ней связывают не только быструю езду, но и русскую удаль, безудержную радость и даже мятущуюся загадочность русской души. Несмотря на исключительную популярность, происхождение и время появления русской тройки не установлены. Выставка в музее-заповеднике «Коломенское» рассказывает историю знаменитой упряжки – в залах Сытного двора представлены: живопись, скульптура, редкие книги, документы, археологические находки, упряжь, транспорт, предметы декоративно-прикладного искусства – почти 700 экспонатов из 20 государственных музеев и нескольких частных коллекций.
Евгений Напс. Тройка зимой. Модель 1880 года. Касли. Начало века. Чугун, литье. Частная коллекция
«Чтобы понять суть такого явления, как русская тройка важно иметь представление о некоторых моментах и деталях, которые на первый взгляд кажутся не связанными между собой. Например, история лошадей, правила их содержания, разновидности повозок и упряжи, способы их украшения, развитие ямской гоньбы и почтовой службы в России. Еще с тройкой связано и такое самобытное явление, как ямщицкая культура. В экспозиции мы постарались представить удивительную историю русской тройки, которая продолжается не только в литературе, искусстве, музыке и фольклоре, но и в живой культуре, в каждом из нас», – Наталья Полонникова, историк, куратор проекта.
История лошадей, их содержания и ухода – важный раздел выставки, потому что не каждая лошадь подходит для русской тройки. Посетители могут познакомиться с породами, мастями, аллюрами и некоторыми общими основами запряжки лошадей, благодаря живописи, графике, литографиям, книгам и скульптурам из собраний Биологического музея им. К.А. Тимирязева, Дарвиновского музея и Научно-художественного музея коневодства РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева.
Запряжка тройкой бывает пяти видов, но лишь один из них получил название «русская тройка». Секрет быстроты движения тройки в том, что пристяжные скачут галопом, а коренник – рысью. Ее скоростные качества были быстро оценены государством и поставлены на службу для доставки срочных донесений и почты. В экспозиции представлены несколько исторических документов XVII-XIX вв.: наиболее ранний – «Указ царя Федора Алексеевича начальнику Ямского приказа окольничему А.П. Головину об изготовлении для ямщиков, которые осуществляют гоньбу по Смоленской и Новгородской дорогам, кафтанов с изображением на спине красных орлов, чтобы их не задерживали на дороге и не называли обманщиками» 1680 г. из Российского государственного архива древних актов. Среди экспонатов также можно увидеть макет «Перевозка почты», который был представлен на Всероссийской выставке в Москве в 1880 году из собрания Центрального музея связи имени А. С. Попова.
Постепенно тройка завоевала повсеместную популярность и любовь. Скорость езды составляла от 22 до 41 км/ч. Незабываемое впечатление производила не только сама мчащаяся тройка, но и еще две немаловажные детали: богатое украшение упряжи и звон колокольчиков с бубенцами, который был слышен за несколько верст. Посетители выставки увидят поддужные колокольчики, бубенцы конца XIX – начала XX вв. из коллекции Политехнического музея, бубенчики X-XIII вв., дуги с середины XII в., сигнальные рога XIX в. из Новгородского музея-заповедника и Национального музея музыки.
Что касается украшения упряжи, то для него применялись медные набойки, кисти из кожаного лоскута, гаруса, металла или бумаги и разноцветные плетеные кожаные ремешки, а также расписные дуги. Самый большой спрос на красивые резные дуги с росписью отмечался в середине XIX столетия. В экспозиции представлены хомуты, дуги, фрагменты упряжи середины XIX – начала XX вв. из собраний музея-заповедника «Коломенское», Музея связи им. А.С. Попова, а также Российского этнографического музея, в частности, вожжи, подаренные этому музею Николаем II.
Тройки впрягались в самые разные повозки. Карета, кибитка, тарантас, возок, сани-розвальни, бричка, коляска, кабриолет, шарабан – разнообразие колесных (летних) и полозных (зимних) повозок в России было поистине огромно. В залах Сытного двора можно увидеть сани и тарантасы начала XX века из собрания музея-заповедника «Коломенское», а еще модели и макеты транспорта конца XIX – второй половины XX вв. из Российского этнографического музея и Ростово-Ярославского архитектурно-художественного музея-заповедника.
С русской тройкой связано и такое явление, как ямщицкая культура: одежда и обувь, шубные одеяла, ямщицкий инвентарь, песни, былины, народные предания, суеверия, гадания, рассказы о кризисных ситуациях и необыкновенных случаях, народные анекдоты. Одно из пространств бытования ямщицких рассказов – постоялые дворы и почтовые станции, трактиры, история которых проиллюстрирована в экспозиции. Здесь представлены костюм ямщика середины XIX века из Российского этнографического музея, открытки и фотографии из Российской государственной библиотеки искусств, предметы из Национального музея музыки и Музея Москвы.
Русская тройка всегда поражала иностранцев, приезжавших в Россию. В 1911 году тройка впервые попала на Всемирную выставку в Лондоне, после чего бывала неоднократной участницей мировых выставочных мероприятий на протяжении всего ХХ столетия. Вытесненная автомобильным и железнодорожным транспортом, оказавшись в забвении, традиция катания на русской тройке все-таки сумела остаться важной частью современного мира.
В экспозиции представлены несколько интерактивных зон, информационных киосков, игр, звуковых и видеовизуализаций. Чтобы зритель не потерялся в истории и специфических терминах, к выставке выпущен буклет в форме толкового словаря, который называется «Русская тройка. От А до Я».