Выставка «Степан Эрьзя и мы» открывается в Московском Доме художника

868

В цен­тре Моск­вы, на Куз­нец­ком мосту нахо­дит­ся зда­ние Мос­ков­ско­го Дома худож­ни­ка, с кото­рым свя­за­ны мно­гие эпо­халь­ные собы­тия куль­тур­ной жиз­ни ХХ века. Один из ярких эпи­зо­дов этой исто­рии — пер­вая и един­ствен­ная при­жиз­нен­ная выстав­ка скуль­пто­ра Сте­па­на Эрь­зи в 1954 году.

В 1950 Сте­пан Эрь­зя (Сте­пан Дмит­ри­е­вич Нефе­дов) вер­нул­ся на роди­ну из Арген­ти­ны, при­ве­зя с собою на кораб­ле огром­ную кол­лек­цию сво­их работ (почти 200 скульп­тур из дере­ва, гип­са, брон­зы, мра­мо­ра) и полю­бив­ши­е­ся лати­но­аме­ри­кан­ские мате­ри­а­лы – дере­во пород кебра­чо и аль­гар­ро­бо. Отно­ше­ние к нему — чело­ве­ку из дру­гой эпо­хи — сре­ди совет­ских худож­ни­ков было неод­но­знач­ным. Его твор­че­ство нашло отзыв у людей, не свя­зан­ных с искус­ством, кото­рые во мно­же­стве посе­ща­ли мастер­скую, плот­но застав­лен­ную рабо­та­ми, не похо­жи­ми на совет­ские мону­мен­ты. Эти про­стые зри­те­ли, что­бы попасть на выстав­ку, сто­я­ли в длин­ной оче­ре­ди летом 1954 года. То был момент сло­ма эпох: конец ста­лин­ских вре­мён и пред­ве­стие новых: аме­ри­кан­ская выстав­ка в Соколь­ни­ках и фести­валь моло­де­жи и сту­ден­тов 1957 года слу­чи­лись через три года. Совет­ская куль­ту­ра выхо­ди­ла из ваку­у­ма изо­ля­ции и выстав­ка Эрь­зи на Куз­нец­ком ста­ла одним из зна­ко­вых момен­тов это­го процесса.

Про­ект «Сте­пан Эрь­зя и мы» дол­жен начать исто­рию выста­вок-вос­по­ми­на­ний о собы­ти­ях, впи­сан­ных в исто­рию Мос­ков­ско­го сою­за худож­ни­ков и куль­тур­ной жиз­ни Моск­вы ХХ века. Это не рекон­струк­ция выстав­ки 1954 года. Здесь про­шлое встре­ча­ет­ся с насто­я­щим, совре­мен­ные худож­ни­ки име­ют ред­кую воз­мож­ность выста­вить свои про­из­ве­де­ния рядом с музей­ны­ми экс­по­на­та­ми, а сто­лич­ный зри­тель уви­деть и рабо­ты из Саран­ско­го музея, и рабо­ты худож­ни­ков-совре­мен­ни­ков, откры­вая для себя новые име­на. На выстав­ке пред­став­ле­ны 13 работ Сте­па­на Эрь­зи из собра­ния музея в Саран­ске и 100 про­из­ве­де­ний совре­мен­ных мос­ков­ских скуль­пто­ров раз­ных поко­ле­ний — от при­знан­ных масте­ров-ака­де­ми­ков и чле­нов-кор­ре­спон­ден­тов Рос­сий­ской ака­де­мии худо­жеств до моло­дых авто­ров, недав­но окон­чив­ших худо­же­ствен­ные ВУЗы.

Выстав­ка орга­ни­зо­ва­на сов­мест­ны­ми уси­ли­я­ми Мос­ков­ско­го сою­за худож­ни­ков, Объ­еди­не­ния мос­ков­ских скуль­пто­ров и Мор­дов­ско­го рес­пуб­ли­кан­ско­го музея изоб­ра­зи­тель­ных искусств им. С.Д. Эрь­зи при под­держ­ке Рос­сий­ской ака­де­мии худо­жеств и Мини­стер­ства куль­ту­ры, наци­о­наль­ной поли­ти­ки, туриз­ма и архив­но­го дела Рес­пуб­ли­ки Мор­до­вия. Ини­ци­а­то­ром про­ве­де­ния выстав­ки, ори­ен­ти­ро­ван­ной на широ­ко­го зри­те­ля, ста­ло новое прав­ле­ние Объ­еди­не­ния мос­ков­ских скуль­пто­ров во гла­ве с пред­се­да­те­лем Геор­ги­ем Смир­но­вым. ОМС – это твор­че­ская орга­ни­за­ция Моск­вы, сумев­шая сохра­нить в 1990‑е годы зна­ме­ни­тый экс­пе­ри­мен­таль­но-скульп­тур­ный ком­би­нат в Бабуш­ки­но, кото­рый про­дол­жа­ет рабо­ту и ста­но­вит­ся цен­тром куль­тур­но­го при­тя­же­ния для сво­е­го района.

Скуль­пто­ры сред­не­го поко­ле­ния, кото­рые пом­нят про­хо­див­шие на Куз­нец­ком зна­ко­вые вер­ни­са­жи, напри­мер моло­дёж­ную выстав­ку 1986 года, на кото­рую тоже сто­я­ли оче­ре­ди, хотят вер­нуть залу на Куз­нец­ком, 11 былое зна­че­ние. Ведь это одна из немно­гих пло­ща­док, где худож­ни­ки могут встре­тить­ся со сво­им зри­те­лем, как 55 лет назад Сте­пан Эрь­зя, пора­зив­ший моск­ви­чей сво­им искусством.

Выстав­ка прой­дёт с 14 по 25 янва­ря 2020 года.

Ори­ги­нал пуб­ли­ка­ции нахо­дит­ся на сай­те сете­во­го СМИ artmoskovia.ru | Если вы чита­е­те её в дру­гом месте, не исклю­че­но, что её укра­ли.