Выставка «Звезда, являющая Cолнце» открылась в МВК «Новый Иерусалим»

629

21 декаб­ря 2018 года в Музей­но-выста­воч­ном ком­плек­се Мос­ков­ской обла­сти «Новый Иеру­са­лим» откры­лась выстав­ка Бого­ро­дич­ных обра­зов из собра­ния музея и част­ных кол­лек­ций под назва­ни­ем «Звез­да, явля­ю­щая Cолнце».

Выстав­ка Бого­ро­дич­ных обра­зов в музее «Новый Иеру­са­лим» при­уро­че­на к окон­ча­нию рестав­ра­ции Казан­ской ико­ны Бого­ма­те­ри – ред­ко­го под­пис­но­го и дати­ро­ван­но­го про­из­ве­де­ния, создан­но­го в 1724 году извест­ным сто­лич­ным масте­ром Фео­до­том Фео­фа­но­вым Ухтом­ским, рабо­тав­шим в тра­ди­ци­ях Ору­жей­ной пала­ты. Казан­ская ико­на Бого­ма­те­ри ста­ла одной из самых чти­мых Бого­ро­дич­ных икон Рос­сии. Спис­ки с явлен­но­го в 1579 году в Каза­ни обра­за почи­та­лись во мно­гих угол­ках Оте­че­ства, при­ме­ром чему слу­жат несколь­ко икон этой ико­но­гра­фии, пред­став­лен­ных на выставке. 

В рус­ском рели­ги­оз­ном искус­стве извест­но боль­шое коли­че­ство ико­но­гра­фи­че­ских изво­дов Бого­ма­те­ри. С визан­тий­ских вре­мен до нас дошли четы­ре основ­ных типа, к кото­рым отно­сят­ся мно­гие дру­гие вари­ан­ты, в основ­ном назван­ные по местам явле­ний и про­слав­ле­ния икон. Экс­по­ни­ру­е­мые про­из­ве­де­ния при­над­ле­жат к раз­ным Бого­ро­дич­ным изво­дам. Они отли­ча­ют­ся уров­нем испол­не­ния и дают пред­став­ле­ние о раз­лич­ных шко­лах и сти­ли­сти­че­ских направ­ле­ни­ях в ико­но­пи­си, о худо­же­ствен­ной мане­ре ико­но­пис­цев раз­ных реги­о­нов: Моск­вы, Повол­жья, Рус­ско­го Севе­ра, Вла­ди­мир­ских ико­но­пис­ных сел, ста­ро­об­ряд­че­ских мастер­ских Калу­ги, Вет­ки, худож­ни­ков Укра­и­ны и т.д. Мно­гие пред­став­лен­ные в зале про­из­ве­де­ния экс­по­ни­ру­ют­ся впервые.

Сре­ди участ­ву­ю­щих в выстав­ке обра­зов к типу «Оди­гит­рия» (Путе­во­ди­тель­ни­ца) отно­сят­ся Смо­лен­ская, Ивер­ская, Тих­вин­ская и Страст­ная ико­ны Бого­ма­те­ри. Образ Смо­лен­ской Оди­гит­рии из част­но­го собра­ния пред­став­ля­ет собой пре­крас­ный при­мер твор­че­ства масте­ров Ору­жей­ной пала­ты рубе­жа XVII–XVIII веков. Тих­вин­ские ико­ны Бого­ма­те­ри демон­стри­ру­ют сти­ли­сти­че­ские изме­не­ния у ико­но­пис­цев Тих­ви­на в послед­ней чет­вер­ти XVIII – нача­ле XIX сто­ле­тия. Страст­ная ико­на Бого­ма­те­ри, обрам­лен­ная клей­ма­ми Бого­ро­дич­ных празд­ни­ков и избран­ных обра­зов Пре­свя­той Девы, созда­на масте­ром, рабо­тав­шим в сере­дине XIX века в Ниже­го­род­ских зем­лях, а Ивер­ская ико­на Бого­ро­ди­цы пред­став­ля­ет собой при­мер твор­че­ства ико­но­пис­цев Пале­ха сере­ди­ны это­го же столетия.

Вто­рой древ­ний тип «Еле­уса» (Уми­ле­ние) пред­став­лен на выстав­ке Вла­ди­мир­ской, Фео­до­ров­ской и Толг­ской ико­на­ми Бого­ма­те­ри. Вла­ди­мир­ская ико­на Бого­ма­те­ри издрев­ле счи­та­лась одной из самых почи­та­е­мых свя­тынь Оте­че­ства. В зале демон­стри­ру­ет­ся спи­сок с древ­не­го чудо­твор­но­го обра­за послед­ней чет­вер­ти XVII века, укра­шен­ный шитьем и бас­мен­ным окла­дом. Два позд­них спис­ка с Фео­до­ров­ской ико­ны Бого­ма­те­ри, выпол­нен­ные масте­ра­ми Моск­вы и Мсте­ры, вос­хо­дят к древ­ней чти­мой иконе, пер­во­на­чаль­но про­сла­вив­шей­ся в Костром­ских зем­лях. А Толг­ская ико­на Бого­ма­те­ри пред­став­ля­ет собой спи­сок со свя­ты­ни Яро­слав­ской земли.

Извод «Оран­та» (Заступ­ни­ца) на Руси, как пра­ви­ло, име­но­вал­ся по ико­нам Бого­ма­те­ри «Зна­ме­ние». На выстав­ке пред­став­ле­ны спис­ки с древ­ней свя­ты­ни Вели­ко­го Нов­го­ро­да, выпол­нен­ные в Москве, на Рус­ском Севе­ре и в Цен­траль­ной России. 

Росто­вой тип изоб­ра­же­ния Бого­ро­ди­цы в моле­нии, полу­чив­ший в визан­тий­ском искус­стве назва­ние «Агио­со­ри­тис­са», вопло­тил­ся на рус­ской зем­ле в изво­де Бого­люб­ской ико­ны Бого­ро­ди­цы. К древ­не­му обра­зу, хра­ня­ще­му­ся во Вла­ди­ми­ре, вос­хо­дят две экс­по­ни­ру­е­мые на выстав­ке ико­ны из музей­но­го собра­ния. Одна из них пред­став­ля­ет собой ред­кий при­мер рез­но­го обра­за, создан­но­го масте­ра­ми Вет­ки на рубе­же XVIII–XIX веков, вто­рая напи­са­на народ­ным масте­ром Холуя во вто­рой поло­вине XIX столетия.

Кро­ме четы­рех древ­них типов изоб­ра­же­ния Девы Марии в Рос­сии почи­та­лось мно­же­ство Бого­ро­дич­ных икон, появив­ших­ся в эпо­ху Позд­не­го Сред­не­ве­ко­вья и Ново­го вре­ме­ни. В сере­дине XVI века сло­жи­лась ико­но­гра­фия Бого­ма­те­ри «Неопа­ли­мая Купи­на», отли­ча­ю­ща­я­ся слож­ным сим­во­ли­че­ским содер­жа­ни­ем и мно­го­со­став­ной ком­по­зи­ци­ей. В Новое вре­мя сим­во­ли­ко-алле­го­ри­че­ское про­чте­ние обра­за, зало­жен­ное созда­те­ля­ми, было забы­то, одна­ко обра­зы это­го изво­да были очень попу­ляр­ны, ведь ико­на Бого­ма­те­ри «Неопа­ли­мая Купи­на» счи­та­лась заступ­ни­цей от пожа­ров. На выстав­ке пред­став­ле­ны два обра­за XIX века, отно­ся­щи­е­ся к этой иконографии.

Мно­гие Бого­ро­дич­ные изво­ды появи­лись в рус­ском цер­ков­ном искус­стве на рубе­же XVII–XVIII веков бла­го­да­ря запад­но­ев­ро­пей­ским вли­я­ни­ям. Сре­ди них обра­зы Бого­ма­те­ри «Уто­ли моя печа­ли», «Всех скор­бя­щих Радость», «При­з­ри на сми­ре­ние», «Живо­нос­ный источ­ник». К этой груп­пе отно­сит­ся, в част­но­сти, Чен­сто­хов­ская ико­на Бого­ро­ди­цы, почи­та­ю­ща­я­ся как пра­во­слав­ны­ми хри­сти­а­на­ми, так и като­ли­ка­ми. На выстав­ке экс­по­ни­ру­ют­ся два обра­за этой иконографии.

К ред­ким ико­но­гра­фи­че­ским изво­дам отно­сит­ся образ «Свя­тая Анна с Мла­ден­цем Мари­ей», напи­сан­ный в сере­дине XIX века рус­ским масте­ром на Афоне, а так­же ико­на Бого­ма­те­ри «Mariahilf (Помощ­ни­ца) – Пасовская–Цареградская», создан­ная масте­ром Воло­год­ских земель во вто­рой тре­ти XVIII сто­ле­тия. С запад­ны­ми вли­я­ни­я­ми свя­зан так­же образ «Коро­но­ва­ние Бого­ма­те­ри» XIX сто­ле­тия, напи­сан­ный худож­ни­ком Цен­траль­ной Укра­и­ны. Коро­но­ван­ной пред­ста­ет Пре­свя­тая Дева и на иконе кисти сто­лич­но­го масте­ра, рабо­тав­ше­го в нача­ле XIX столетия.

Неко­то­рые Бого­ро­дич­ные ико­ны пред­став­ля­ют собой при­ме­ры раз­ных изво­дов одной ико­но­гра­фии. На выстав­ке при­ме­ром тому слу­жат две ико­ны «Не рыдай мене, Мати». Мно­гие экс­по­ни­ру­е­мые обра­зы Бого­ма­те­ри выра­жа­ют идею заступ­ни­че­ства Пре­свя­той Девы перед Гос­по­дом за чело­ве­че­ский род. К ним, в част­но­сти, отно­сят­ся ико­ны, вхо­дя­щие в состав деи­су­са. Как нель­зя луч­ше идею заступ­ни­че­ства Пре­свя­той Девы выра­жа­ют ико­ны с одно­вре­мен­ным изоб­ра­же­ни­ем несколь­ких Бого­ро­дич­ных обра­зов. При­ме­ром может слу­жить пред­став­лен­ная на выстав­ке четы­рех­част­ная ико­на кон­ца XVIII – нача­ла XIX века. Назва­ния обра­зов, поме­щен­ных на ней, гово­рят сами за себя: «От бед страж­ду­щих», «Взыс­ка­ние погиб­ших», «Умяг­че­ние злых сер­дец», «Уто­ли моя печа­ли». Тема­ти­че­ский аспект заступ­ни­че­ства выра­жа­ет образ Бого­ма­те­ри «Помощ­ни­ца в родах» с Бого­ро­дич­ны­ми празд­ни­ка­ми и избран­ны­ми свя­ты­ми нача­ла XIX сто­ле­тия. Более ста чудо­твор­ных обра­зов одно­вре­мен­но изоб­ра­же­ны на иконе «Вос­кре­се­ние Хри­сто­во, со сце­на­ми Стра­стей Гос­под­них и празд­ни­ков, годо­вой мине­ей и сво­дом Бого­ро­дич­ных икон» послед­ней чет­вер­ти XIX сто­ле­тия. Теме про­слав­ле­ния Бого­ма­те­ри посвя­ще­на неболь­шая ико­на «О тебе раду­ет­ся», пред­став­ля­ю­щая собой вре­зок в дос­ку XIX века обра­за XVII столетия.

Появ­ле­ние новых вари­ан­тов изоб­ра­же­ния Пре­свя­той Девы в рус­ском цер­ков­ном искус­стве про­дол­жа­лось и в нача­ле XX века. Пер­вой из явлен­ных в XX веке была Порт-Артур­ская ико­на Бого­ро­ди­цы. Про­слав­ле­ние Авгу­стов­ской ико­ны Бого­ма­те­ри свя­за­но с собы­ти­я­ми Пер­вой Миро­вой вой­ны. Спис­ки этих обра­зов хра­мо­вых раз­ме­ров, выпол­нен­ные масте­ра­ми Цен­траль­ной Рос­сии, так­же демон­стри­ру­ют­ся на выставке.

Ряд экс­по­ни­ру­е­мых икон отно­сит­ся к теме Бого­ро­дич­ных празд­ни­ков. Наи­боль­шее коли­че­ство празд­нич­ных обра­зов пред­став­ля­ют «Бла­го­ве­ще­ние Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы». Сре­ди них рабо­ты масте­ров Воло­год­ских земель, Повол­жья и Калу­ги, а так­же под­пис­ной образ, создан­ный масте­ром В.С. Мику­ли­ным, рабо­тав­шим в послед­ней тре­ти XIX столетия.

Назва­ние выстав­ки Бого­ро­дич­ных икон «Звез­да, явля­ю­щая солн­це» взя­то из Ака­фи­ста Бого­ма­те­ри – хва­леб­но­го гим­на в честь Пре­свя­той Девы Марии, иллю­стра­ци­ей к кото­ро­му слу­жит образ «Бого­ма­терь Оди­гит­рия, с Ака­фи­стом» из част­но­го собра­ния, выпол­нен­ный в послед­ней тре­ти XIX сто­ле­тия, пред­по­ло­жи­тель­но, палех­ским масте­ром. Орга­ни­за­то­ры выстав­ки наде­ют­ся, что она будет инте­рес­на не толь­ко спе­ци­а­ли­стам, но и широ­ко­му кру­гу посе­ти­те­лей, инте­ре­су­ю­щих­ся цер­ков­ным искус­ством и рус­ски­ми худо­же­ствен­ны­ми традициями.

Завер­шит свою рабо­ту выстав­ка 27 мая 2019 года.

Ори­ги­нал пуб­ли­ка­ции нахо­дит­ся на сай­те сете­во­го СМИ artmoskovia.ru | Если вы чита­е­те её в дру­гом месте, не исклю­че­но, что её укра­ли.