Выставочный проект «Пересматривая заново. Собрание «РОСИЗО» откроется во Всероссийском музее декоративного искусства

790

В предновогодние дни принято подводить итоги, вспоминать важные события и поворотные моменты прошлого. Юбилейная выставка произведений из фондов Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО» предлагает пересмотреть заново страницы шестидесятилетней истории формирования собрания. Активная художественная жизнь в стране и за ее пределами поместила советское искусство в особую нишу истории мировой культуры. Все происходившее в СССР – революции, войны, перестройки, невероятные научные открытия – нашли яркое отражение в искусстве той эпохи, часть этих произведений составляют основу собрания «РОСИЗО».

В. Татлин. Модель памятника III Коммунистического Интернационала. 1919 год

27 декабря 2019 года, в выставочных залах Всероссийского музея декоративно-прикладного искусства, экспозицию откроет первое произведение русского конструктивизма – проект памятника III Интернационалу Владимира Татлина, где динамичная форма в сочетании со сквозной стальной конструкцией из восходящих спиралей стала ключевым символом нового времени.

П. Караченцов. Каждый колхоз, каждый завод летчика даст в наш воздушный флот! 1936 год

Играй в тенис

Юбилей «РОСИЗО» весьма символично совпадает с 90-летием грандиозной выставки «Индустрия социализма» (1939), показывавшей лучшие достижения советского искусства. Эти работы заложили основы собрания Загорского архива художественных произведений, ставшего частью фондов «РОСИЗО» в 1992 году. Конфликт между идеей и идеологией сформировал особый тип социальной и художественной рефлексии, воплотившейся в неповторимом явлении компенсаторного искусства, которое возмещало ужасы жизни обостренным ощущением и искренним воспеванием чистой радости бытия.

К. Николаев. Прокладка железнодорожного пути в Магнитогорске. 1930 год

Ю. Клевер. В рыбном магазине. 1938 год

Сюжеты социалистического строительства, трудового и боевого героизма советских людей сочетаются с колористической сочностью, силуэтной внятностью примитивизма и композиционной динамичностью ОСТа, фактурным неистовством «Бубнового валета» и мерцающей фактурой русского импрессионизма. Это шедевры, представляющие собрание «РОСИЗО» на внутрироссийских и международных выставках: «Прокладка железнодорожного пути в Магнитогорске» Кузьмы Николаева, «В рыбном магазине» Юлия Клевера, «Демонстрация на площади Урицкого» Василия Викулова, «Интуристы в Ленинграде» Ивана Владимирова и многие другие. В это же время активно развиваются другие виды искусства, среди которых особое место занимают произведения знаменитых скульпторов: Веры Мухиной, Ивана Шадра, Николая Томского, Меера Айзенштадта, Сарры Лебедевой.

Живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное и народное искусство 1960-1980-х годов представлено в собрании центра не только московской и ленинградской художественной школой, но и региональной. Культурная и художественная жизнь этого времени впитала все стадии замерзания и оттаивания, консерватизма и либерализма, надежды на будущее и горького сарказма недоверия.

Б. Турецкий. Бампер «Волги». 1964 год

А. Пантелеев. Эстакады Азовстали. 1975 год

В. Мариупольский. Вожатая. 1950 год

Л. Семейко. Смена. 1981 год

Традиции, заложенные в предыдущие десятилетия, продолжают свое существование в тех же тематических аспектах: пионеры и комсомольцы (Вячеслав Мариупольский «Вожатая», 1950), легендарные стройки и индустриализация (Александр Пантелеев «Эстакады Азовстали», 1975; Леонид Семейко «Смена», 1981), важнейшей темой становятся картины о Великой Отечественной войне (Ким Ефремов «За победу», 1968), парадные картины (Петр Оссовский «Солнце над Красной площадью», 1985).

П. Оссовский. Москва. Солнце над Красной площадью. 1985 год

Новое поколение столичных живописцев и графиков было ярко отмечено «московитсвом», широтой жеста, живописным смаком и любовью к картине. В то же время они понимали сложность международных проблем и разделяли тревоги по поводу «конца живописи». «Московские мечтатели», такие как Николай Андронов, Наталья Нестерова, Татьяна Назаренко, Геннадий Мызников, Татьяна Насипова и другие, создали в это время свои лучшие работы.

Важной частью истории «РОСИЗО» является совместная выставочная работа с ГЦСИ. Собрание Государственного центра современного искусства поможет представить основные направления 1990-2010-х годов, развитие таких принципиально важных для отечественной культуры явлений, как соц-арт, апт-арт, московский концептуализм. В экспозицию вошли произведения Дмитрия Врубеля, Ильи Кабакова, Михаила Рогинского, Александра Нея.

Е. Романова. Портрет Кристины Орбакайте. 1985 год

Д. Врубель, В. Тимофеева. Гений дзюдо. Часть 2. 1999-2000 годы

Давно известно: чем дальше отодвигается прошлое, тем выше оно становится в цене. Сегодня растущая популярность художественного наследия ХХ века еще раз подтверждает это правило. Выставка «Пересматривая заново. Собрание «РОСИЗО» дает возможность узнать новое о творчестве забытых или неизвестных художников, а также добавить свежие штрихи к представлениям об известных мастерах, она поможет оживить коллективную память, а кому-то – предаться советской ностальгии.

Выставка посвящена 60-летию Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО» и открыта для посещения до 26 января 2020 года. В экспозицию юбилейной выставки вошли живопись, графика, скульптура, видео-арт – всего более сотни произведений из фондов РОСИЗО и ГЦСИ.

Оригинал публикации находится на сайте сетевого СМИ artmoskovia.ru | Если вы читаете её в другом месте, не исключено, что её украли.