Чеховские Святки

1
54

Эта зима порадовала театральным дебютом молодого режиссера Юлии Горбачевской. На сценах Площадки на Цветном в декабре 2017 года прошли премьерные показы спектакля «Мужчина, женщина и Чехов», поставленные по мотивам избранных рассказов А.П. Чехова о любви, страсти и браке. А уже 15 января 2018 года спектакль прошёл на сцене Центра Владимира Высоцкого… Кстати, 1 февраля этого года на сцене Центра Высоцкого ожидается ещё один показ спектакля.

Святочные рассказы были выбраны не случайно в качестве базы постановки. В них проявилось особое отношение Юлии к Чехову как к реформатору театра, как к человеку, который реанимировал водевиль и обработал жанр анекдота. Зритель не сможет не заметить это внимательное отношение к писателю.

Почему святочные рассказы? По мнению режиссера, этот жанр можно рассмотреть как феномен русской культуры. Мы знаем, что во время Святок – от Рождества до Крещения – всегда происходит что-то особенное, какие-то невероятные истории и даже чудеса. Это ощущение нам знакомо по произведениям Н.В. Гоголя, и – странное дело – эта порой безумная гоголевская атмосфера вдруг окружила героев Чехова. Довольно необычное сочетание, но в нем есть что-то очаровательное.

— Святочные рассказы на современный язык — это страшилки или курьезные случаи, произошедшие с героем или героиней, чтобы избавить его или ее от заблуждения, — говорит Юлия, — в таком рассказе присутствует моралите, мистика и счастливый финал.

Однако счастливый финал совсем не обязательно сопровождает историю любви, если только не считать, что счастье в том, чтобы герои оказались на своих местах, хоть и порознь:

— Мы намеренно выбирали рассказы о любви, браке, страсти — но делали это через восприятие Чехова. На мой взгляд, его союзы между мужчиной и женщиной всегда реалистичны, трагичны, но это не бывает просто так – вокруг влюбленных всегда есть магия, даже мистика.

Чтобы в воздухе повисла эта самая мистика, было необходимо проработать звукорежиссуру и визуальное оформление. Звуки и музыка, которые очень аккуратно дополняют сцену – будь то изба или сад; интимная камерность – ты практически соприкасаешься с актерами; и костюмы, над которыми поработала мастер по историческому наряду, художник по костюмам Людмила Кожетева – для погружения в историю горячей страсти и холодной зимы, необходимо много слагаемых. И в сумме получился нераздельный рассказ, объединенный одной идеей – идеей любви.

В любви к своим героям признаются и сами актеры. Белла Карсанова, исполнительница роли Натальи Сергеевны в «Мести женщины» во время чтения искала точки ее соприкосновения с самой собой. Чувства и эмоции сами всплывали в памяти, а люди, о которых писал Чехов, оказались простыми и близкими. Однако простого человека не всегда просто сыграть:

— Каждый персонаж по-своему сложный, и каждый интересный. Есть определенный шлейф событий, с которым он выходит на сцену и живет здесь и сейчас. У меня два персонажа. В «Загадочной натуре», комедии по жанру, все надо делать легче: так же переживать, так же видеть и слышать партнера, но с иронией к своему персонажу. В рассказе «В рождественскую ночь» все глубже. Героиня у всех на глазах должна совершить шаг от равнодушия, в некоторой степени ненависти, к любви. И все это происходит стремительно: здесь, сейчас, в эту ночь она должна полюбить своего мужа.

Актрисе Анне Цимбаловой за время спектакля приходится перевоплощаться еще чаще: практически одновременно она и Петруша, и Раиса Ниловна, и Молодуха – героини разных возрастов и разных биографий:

— На мой взгляд, Раиса Ниловна понятна каждой женщине, в отличие от Молодухи. С ней тяжелее – уж больно мистическая история. А лично мне интереснее всего было работать над Петрушей. Я бы сказала, что сложно переключаться из состояния в состояние за столь короткий срок, у меня три рассказа друг за другом, и это вызывало определенные волнения.

Но главное, пожалуй, что определенные волнения были вызваны у зрителей. Реализм Чехова, окутанный мистицизмом, его рассказы о чувствах и чудесах – то, что нужно увидеть холодным зимним вечером. И согреться от любви к русской литературе и русскому театру.

Виктория ГОВОРКОВА,
Фото — Эдуард САТАНОВСКИЙ

Виктория Говоркова

1 КОММЕНТАРИЙ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here