8 февраля 2019 года в выставочных залах Государственного музея А.С. Пушкина на Арбате (Москва, Арбат, д. 55/32, вход с Дненежного переулка) открывается новая выставка художника Игоря Шаймарданова «Деревенский Пушкин». Выставка приурочена к 220-летию великого поэта и открывается в юбилейный год Александра Сергеевича Пушкина (2019 год — прим. ред.)
Игорь Шаймарданов. Не ждали. Серия «Деревенский Пушкин»
Художник Игорь Дмитриевич ШАЙМАРДАНОВ родился в 1964 г. в городе Камбарка. После окончания художественного училища в Йошкар-Оле, продолжил образование в Санкт-Петербургской академии театрального искусств, которую закончил в 1991 году с дипломом сценографа. С 1989 года работает как театральный художник. Оформил более 40 спектаклей. Провел около 50 персональных выставок. Член СХ России и СТД. Работы находятся в государственных и частных коллекциях России и за рубежом.
Число поклонников яркого, позитивного, заряженного полнотой и радостью жизни, доброго и немного «хулиганского» творчества Игоря Шаймарданова неизменно и прогрессивно растет из года в год. «Наивное» искусство художника находится на грани двух художественных стихий – карикатуры и концептуальной живописью, и виртуозный «проход по острию ножа» (между шуткой и глубокой, часто философской, мыслью) влюбляет в его творчество и эстетов, и простаков. Кто-то «западает» на концептуальную глубину, а кто-то бесхитростно наслаждается доступной пониманию притчей, анекдотом. И в этом редчайший дар Игоря Шаймарданова. Художник любит сказочно-лубочную технику и считает себя профессиональным примитивистом.
Игорь Шаймарданов. Письмо к Анне Керн. Серия «Деревенский Пушкин»
Одна из самых ярких страниц творчества Игоря Шаймарданова – его знаменитые пушкинские серии. Впервые художник рискнул «вступить в тему» 20 лет назад, накануне 200-летия со дня рождения поэта, когда «мастера всех видов и жанров искусств, словно соревнуясь, воздавали Александру Сергеевичу славу, отчего он бронзовел, бронзовел, бронзовел…». В противовес «бронзовому идолу» Игорь Шаймарданов увидел своего, «ситцевого» Пушкина: «Мое обращение к Пушкину состоялось, конечно же, закономерно, как у каждого, наверное, художника. Только вот отправной момент, который потянул за собой все последующие циклы, серии и темы, произошел на грани перехода в другую реальность. Всё просто, без фантасмагорий и заумствований. В 1999 году, работая в Псковском драмтеатре художником-постановщиком и участвуя в выпуске спектакля к юбилею поэта, я, по должностным обязанностям, покупал ткани на костюмы к спектаклю. И, по всей видимости, был настолько погружен в тему – в Пушкина и его образы, что, глядя на отрезы ситца, вдруг увидел среди цветочных орнаментов самого Александра Сергеевича. Озорного, улыбающегося, в красной рубашке… Не было никаких сомнений в реальности происходящего. Серия работ «Ситцевый Пушкин» родилась вся сразу в едином ключе. Так появился мой «деревенский» Пушкин, отдыхающий среди цветущих лугов Михайловского, бредущий по окрестным полям, коротающий длинные ночи с няней…»
Следом за «Ситцевым Пушкиным» у Игоря Шаймарданова родился цикл графических листов под названием «Михайловские царапки» («царапки» – это редкий способ рисования по мелованному картону, когда художник процарапывает рисунок обыкновенной штопальной иглой и затем втирает краску в лист, таким образом, как бы протравливая рисунок). Эта серия работ имела такой же шутливый характер: беглые рисунки, легкие и ироничные фантазийные южеты – некоторые житейские зарисовки из жизни поэта в Михайловском. Следующую свою серию художник назвал «Александру Сергеевичу хорошо!». В 2009 году Игорь Шаймарданов впервые представил ее столичному зрителю в Выставочных залах Государственного музея А.С. Пушкина. Тогда выставка работ Игоря Шаймарданова завершала год 210-летия со дня рождения поэта.
Игорь Шаймарданов. Большая стирка. Серия «Деревенский Пушкин»
Новая выставка художника «Деревенский Пушкин» вместе с масштабным иконографическим межмузейным выставочным проектом «Портреты А.С. Пушкина. К 220-летию поэта», который откроется на Пречистенке (пресс-показ – 9 февраля, в 12.00) – юбилейный Пушкинский год начинают!
В новой серии работ Игоря Шаймарданова «Деревенский Пушкин» поэт – не символ. Он – деревенский житель, простой, немного хулиганистый и наивный. Он, скорее, сказочный герой – то ли Иванушка, то ли царевич, которому служит не только серый волк, но и все остальные герои так или иначе «служат», точнее, подыгрывают ему.
Создав эту условную среду для «солнца русской поэзии», художник хочет спрятать Пушкина в мир безопасный, полный любви, юмора. Игорь Шаймарданов словно пытается спасти Александра Сергеевича, увести его подальше от Черной речки, вывести из безнадежного тупика последних дней… Художник, как будто кричит ему: «В жизни ведь ещё столько возможностей быть счастливым! Банька, кони в ночном, русалка на ветвях, ночные свидания с деревенскими красавицами…».
Игорь Шаймарданов. На водопое. Серия «Деревенский Пушкин»
Давно завидная мечтается мне доля —
Давно, усталый раб, замыслил я побег
В обитель дальную трудов и чистых нег…
Послевкусие этой выставки должно быть чудесным. Условное вмешательство художника в жизнь Пушкина, изменение сюжетной линии его судьбы – конечно, игра. Но такая добрая и счастливая игра!
Игорь Шаймарданов. Осенние письма. Серия «Деревенский Пушкин»
Фото — сайт shaimardanov.com