Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

РАСПРОДАЖА

Новое на сайте

ДомойСтихи и прозаЛюдмила Филиппова. Калейдоскоп

Людмила Филиппова. Калейдоскоп

Все мы родом из детства…

Не знаю, у кого и как долго длятся детство, юность, а у меня они, чувствую, затянулись. Обожаю читать сказки, рассматривать игрушки – они теперь такие необычные, такие умные… У меня маленький внук ‒ весёлый любопытный мальчик. Я с особым чувством посещаю магазины игрушек. И вот среди огромного разнообразия гаджетов, развивающих игр, наборов Лего, кукол Барби, роботов и динозавров увидела с детства знакомый калейдоскоп.

Покрутила у глаза и не могла оторваться. Цветные узоры сменяли друг друга, ни разу не повторяясь…

Это напомнило мою жизнь. Замелькали картинки, лица, события, как яркие стёклышки ‒ настоящий калейдоскоп. Потянуло на воспоминания. Захотелось собрать хоть немного этих разноцветных осколков, ссыпать их в трубочку между тремя зеркалами ‒ и крутить, крутить, крутить…

ПОМНЮ себя лет с трёх. Живу у бабушки с дедушкой в Усть-Каменогорске в Казахстане. Деревянный дом, загон для живности, огород… В загоне куры, гуси и … толстый розовый поросёнок. Моя сестра Галка, старше на год, отчаянная голова, пытается его оседлать, и вот она несётся верхом по загону, хохочет. Я тоже так хочу, но поросёнок уже рассердился и … увы.

ОГОРОД. Стена лука или чеснока. Для нас тогдашних – точно стена! Мы там играем в прятки. Правда, бабушка нас потом отругала за то, что грядки потоптали.

ЗА ОГОРОДОМ, за забором в соседнем доме живёт цыганская семья. В их дворе накрыт большой стол. Много людей. Шумят, поют песни, что-то громко по-своему кричат. Кто-то пляшет.

И вдруг бабушка говорит:

‒ Надо же. Ну что за люди. Человек умер. Горе. А они веселятся…

Оказалось, у цыган традиция ‒ провожать в мир иной радостно.

НОЧЬ. Мы спим. Вдруг крики, шум. Выбегаем на улицу – там полно народу. Огромный столб огня. Пожар! Страшное зрелище! Горит дом в конце улицы. До сих пор перед глазами это зарево.

У БАБУШКИ было семеро гусят, маленьких, пушистых. Им всё время надо было щипать траву, и мы уносили их на луг. Носили в ведре, так как они ещё не могли быстро передвигаться, да и чтобы не потерять. Погода переменчива, поэтому бабушка давала нам клеёнку, на всякий случай. И этот случай наступил. Сначала было тепло, на небе бродили облака, и мы не заметили, как они вдруг почернели, полил дождь. Быстро затолкали гусят в ведро, накрыли их клеёнкой и побежали домой. Но тут с неба посыпались огромные ледяные горошины. Град! Я такого ещё не видела. Было страшно бежать под грохот и молнии, по ледяным горошинам, я потеряла босоножку, все промокли до нитки, замёрзли…

А дома дедушка затопил печь, бабушка напекла булочек. В общем, всё обошлось. Гусят спасли, и никто не простудился.

ЛЕТОМ к бабушке Прасковье Михеевне и дедушке Емельяну Павловичу Гордеевым съезжались внуки. Домик стоял на живописном косогоре, внизу простирался луг с протокой, с другой стороны на горизонте три горы – «три брата». Нам они казались очень высокими, и мы, конечно, мечтали о восхождении. Тогда по радио часто звучала песня «Геологи». Эта профессия казалась очень романтичной, и мы грезили путешествиями, играли в геологов. Бабушка сделала из полотняного мешочка подобие рюкзака, и утром, после завтрака мы запасались хлебом, водой, редиской с грядки, огурцами и отправлялись в поход то на луг, то к трём братьям…

Особой доблестью считалось умение ходить босиком по скошенной траве. С каким восхищением я смотрела на мальчишек, храбро бегущих по этим колючкам. И всё-таки однажды, сжав зубы, чтобы не чувствовать боли, я сделала это!..

Вечерами был трудовой десант, все собирались поливать огород. Шланг до конца участка, где росла кукуруза, не дотягивался, тогда мы становились цепочкой и передавали друг другу по полведра с водой…

На ночь укладывались все в одной комнате. Нам стелили на полу. Выключали свет, и бабушка рассказывала сказки. Это был самый удивительный момент! Любимой была сказка про Жихарку. Что за зверь, не знаю, да и не задумывались тогда. Но в этом и прелесть ‒ загадка.

‒ Жили-были кот да воробей, и была у них Жихарка, ‒ начинала бабушка.

Я закрывала глаза и живо всё это себе представляла…

Позднее я читала похожую русскую народную сказку, только там вместо Жихарки был петушок. Помните, «Несёт меня лиса за тёмные леса, за высокие горы, в тёмные норы. Кот да воробей, спасите меня!»? Похожая сказка, но бабушкина была ближе, теплее. Каждый раз она выдумывала новые детали, присказки. Так мы и засыпали и видели сказочные сны…

ШЕРЛОК ХОЛМС И КУРЫ. У тёти Марии была подписка Конан Дойла, несколько чёрных томов в полосатых суперобложках. Мы брали по одной книге и отправлялись в бабушкин курятник. Там, как нам казалось, было романтично, загадочно и никто не мешал. В сенках стоял приготовленный на зиму стог сена. Мы забирались в это ароматное «гнездо» прямо напротив маленького окошка и начинали читать. Вслух. За стенкой жили своей немудрёной жизнью петухи и куры, кудахтали, несли яйца, а мы… отправлялись в загадочный туманный Лондон распутывать преступления века вместе с легендарными Шерлоком Холмсом и доктором Ватсоном… И, надо сказать, за лето прочитали немало книг.

СОСЕДИ. …В четыре года я вернулась от бабушки в Новосибирск. С мамой и сестрой мы жили в центре города на четвёртом этаже пятиэтажного дома. А какие соседи вокруг!

Справа в просторной трёхкомнатной квартире ‒ семья бывшего руководителя партизанского движения на Алтае (это я, конечно, позже узнала). Главу семьи я не застала. Познакомилась только с его вдовой, чудесной Юлией Дмитриевной, явно из «бывших», как тогда говорили. Для меня она была королевой. Всегда красиво одета, то в бархатное тёмное длинное платье с кремовым кружевным воротничком, сколотым камеей, то в тёмную длинную юбку и нежнейшую шифоновую кофточку с рюшами. Говорила она спокойно, нежным голосом. Играла на рояле и пела. С ней жили две дочери: старшая, Лиля Метелёва – актриса ТЮЗа, травести, и младшая. Мне очень нравился эркер в их большой комнате, полукруглый, на подоконнике много цветов и вокруг ажурный тюль от потолка до пола ‒ очень красиво и роскошь по тем временам. Внутри стояло плетёное кресло ‒ получалась такая уютная «беседка», и можно было смотреть в огромное окно на улицу. В доме было много книг, и мне разрешали брать что-нибудь почитать. Ещё Лиля приглашала в театр, бесплатно, и это было счастье!

Слева, в маленькой однушке жила чета пенсионеров ‒ Пётр Георгиевич и Анна Гавриловна (я её называла Говориловной) Нарышкины, бывшие москвичи, как я потом узнала, в своё время высланные из столицы за космополитизм ‒ Пётр Георгиевич был эсперантистом.

Эсперанто ‒ искусственный язык, все слова которого имеют наиболее распространённые в европейских языках корни, которые пишутся, как слышатся, грамматика проста и без всяких исключений из правил – мечта! Создатель языка польский врач Людвиг Заменгоф в 19-м веке надеялся с его помощью объединить людей разных национальностей, покончить с враждой и ненавистью. Он писал под псевдонимом доктор Эсперанто ‒ Надеющийся. Язык распространился по всему миру, на нём пишут книги, песни, говорят. В России его несколько раз запрещали, в 1905, 1937-1938 гг. Восстановлен в 1989 г. Создан Российский Союз эсперантистов.

Им нельзя было жить в Москве. У них тоже было много книг, но самое главное ‒ телевизор! Маленький, хотя тогда и это была редкость. Когда показывали детские фильмы, они приглашали меня в гости. Мы садились втроём на диван, пили чай с чем-нибудь вкусненьким и смотрели фильм. Их дочь с семьёй, внучка жили в Москве, куда они не могли поехать, и я им, наверное, их немного заменяла. Пётр Георгиевич очень интересно рассказывал об иностранных языках. Я запомнила красивое слово «эсперанто». Тогда, возможно, и возник у меня интерес к языкам.

К счастью, через дорогу от нашего дома была первая в городе школа с углублённым изучением английского языка, в которой я стала учиться. Пётр Георгиевич очень радовался моим первым пятёркам по английскому.

Через некоторое время запрет на въезд в Москву сняли, и они уехали. Жаль было расставаться с этими добрыми и очень интересными людьми. Вскоре пришла поздравительная открытка, подписанная ПАНСАНЦ. Зная творческую натуру Петра Георгиевича, мы поняли, что это наши соседи, и расшифровали аббревиатуру ‒ Пётр Анна Нарышкины Светлана Александр Наташа Цукмановы.

В нашей четырёхкомнатной квартире мы занимали две комнаты, в двух других жила семья бывшего архитектора из Алма-Аты. Почему так вышло, что они оказались в Новосибирске, не знаю. Какая-то история со строительством университета. Тогда об этом не говорили. Им тоже было запрещено жить в столице (Казахстана). Жили они впятером ‒ бабушка Надежда Степановна, дедушка, их дочь Алла с мужем и внучка Иринка. Тётя Алла ‒ переводчица с английского, заметила мои способности к языкам, рассказала о своей работе и даже сводила меня к себе в институт. Когда решалась моя дальнейшая судьба ‒ куда поступать после школы, она посоветовала «иняз». Помню её слова: «Работа ‒ это хлеб, а знание языков ‒ хлеб с маслом». Всегда можно подработать переводчиком или частными уроками. Совет оказался кстати.

На втором этаже жила семья Королёвых. Тётя Аня, пожилая дама, работала гардеробщицей в нашем чудесном Оперном театре. Её рабочее место было прямо напротив главного входа. И дети из нашего дома иногда приходили в театр, просили контролёршу позвать тётю Аню или заранее договаривались с ней. Она важно подходила к входу, говорила: «Это мои. Пропусти». И мы, счастливые, бежали в зал. А там ‒ «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Лебединое озеро»…! Нравилось безумно!

БАЛЕТ. В балет влюбилась с первого взгляда. Насколько помню, это была «Спящая красавица» П.И. Чайковского в Новосибирском театре оперы и балета. Мне было примерно лет пять, и почему-то самые яркие впечатления остались от феи Карабос и феи Сирени. Волшебные декорации и прекрасная музыка унесли меня в сказочный мир балета и уже никогда потом не отпускали. Дальше были «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Каменный цветок» … Приходя из театра, я ещё долго что-то изображала, танцевала, фантазировала.

Мама, заметив моё увлечение, отвела меня в танцевальный кружок Дома художественного воспитания детей при Управлении Западно-Сибирской железной дороги ‒ ДХВД. Сначала занимались у станка, как настоящие балерины, ‒ батманы, гран-батманы, плие, позиции и т.д. и т.п. Разучивали разные танцы, сценки… Потом началась творческая жизнь под руководством замечательных балетмейстеров Оксаны Игнатьевны и Льва Николаевича Беззубик. (Через несколько лет узнала, что они стали Заслуженными деятелями искусств.) Сейчас могу оценить масштаб их таланта. Они ставили с нами не просто танцы ‒ это были сюиты, сюжеты, мини-балеты, посвящённые, например, празднику урожая (я была помидоркой), спорту (лыжница), дружбе народов… Всё было очень по-советски, масштабно, ярко, зрелищно! Нас приглашали на всякие праздники в дома культуры, мы выступали на телевидении, на центральной площади города в День защиты детей, но больше всего запомнилось выступление на сцене моего любимого оперного! Я же мечтала быть балериной и танцевать в этом театре…

После окончания третьего класса поступала в хореографическое училище. Успешно сдала экзамены, импровизацию, танец, но медкомиссия меня срезала ‒ строение стопы не подходило для будущих пуантов. Погрустила, конечно. А сейчас думаю, и слава Богу. Вряд ли мой непоседливый характер выдержал бы эту красивую каторгу.

Я РАНО научилась читать. Частенько, оставаясь дома одна (правда, не совсем одна ‒ со мной был кот Бишка, пушистый сибирский трехцветный), брала книгу, забиралась на кровать, рядом кот клубочком, и читала ему вслух, с выражением, чтобы не было страшно. Книг прочитали немало, и своих, и соседских. Вслух читать до сих пор люблю, есть в этом что-то, похожее на театр.

ЛЕТО. С детским садом отдыхала на даче под Новосибирском. С ребятами под деревом нашли кладку из маленьких яиц. Любопытно! Разбили одно, и каково же было наше удивление ‒ внутри оказался малюсенький крокодильчик!.. Потом нам объяснили, что в Сибири крокодилы не водятся, а это была всего лишь ящерица…

ЧЕТЫРЕ СОЛНЦА. Воскресенье. Июль. Жара. Мой день рождения совпал с Днём Военно-морского флота, в честь которого на стадионе «Спартак» давали концерт московские артисты. Мы были на этом концерте. Где-то в середине представления набежали тучи, и на город обрушился ливень, да такой, что по улицам потекли настоящие реки. Домой часть пути шли вброд босиком ‒ жалко было босоножки.

Дома нас ждали праздничный обед и арбуз. Дождь прекратился так же внезапно, как и начался. Захожу к себе в комнату ‒ окно настежь. Воздух настолько напитался влагой, что она как будто висела и не падала вниз. Выглянула в окно и… обомлела, в синем небе светились четыре солнца – вверху, внизу и по бокам, образуя крест. Я не сообразила рассмотреть, какое из них было настоящее, а какие только мираж. Закричала, чтобы все шли смотреть, но видение быстро растворилось…

ВОВКА, ИРКА И Я были ровесниками и жили в одном дворе. Мы с Вовкой ходили в один детский сад, а Ирку воспитывали бабушка с дедушкой. Вечерами и в выходные вместе играли в мяч – штандр, вышибала, прыгали в классики, скакалку, придумывали разные игры – в подводников, партизан, капитана Немо, фантазировали. Нам втроём было весело и интересно. Зимой катались с горки, прыгали с сараев в сугробы, а весной втайне от родителей бегали на реку смотреть, как тает лёд, превращаясь в тоненькие «хрустальные» палочки, которые со звоном падали в воду. Зрелище завораживало.

Все трое картавили ‒ не выговаривали звук «р». У Вовки мама была врачом, и перед школой его первого повели к логопеду. Вечером он делился с нами впечатлениями, показывал упражнения: тр-р-р, бр-р-р, вр-р-ремя, стр-р-ремя и т.д. И мы усердно трещали втроем. На лето меня отправили к бабушке в Казахстан, и там я продолжала тренироваться. Так, к школе мы с Вовкой научились прилично произносить р-р-р. Ирка же как-то не вдохновилась, и до сих пор этот звук у неё хромает.

Прошли годы, и вот мой маленький внук пытается освоить этот трудный звук. Но не всё так просто. Повезло же французам, у них картавость – норма. У англичан тоже что-то неопределённое, а вот нам приходится напрягаться. Что ж, прорвёмся.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС. Было мне лет восемь-девять. Поднимаюсь домой. На лестничной клетке стоят молодые люди и громко смеются. Вдруг один встаёт на моём пути и спрашивает: «Девочка, ты еврейка?» Я не поняла, о чём меня спрашивают, испугалась и машинально ответила «нет». Тут слышу голос Юрки Гарина с пятого этажа: «Не трогай, это наша». Я быстро убежала. Весь день этот вопрос не выходил у меня из головы. Вечером моя мудрая мама очень деликатно, как сейчас понимаю, рассказала, что люди бывают разные, живут в разных странах, по-разному выглядят, говорят на разных языках и поэтому по-разному называются – русские, евреи, татары, казахи, негры… На первом этаже нашего дома, например, жили братья, которых звали «татарчата», весёлые мальчишки. В Казахстане, куда я ездила летом к бабушке, жили казахи – люди с узкими глазами, очень добрые и гостеприимные. Вскоре после нашего разговора мама взяла меня на встречу с актёром, который был маленьким негритёнком в фильме «Цирк» с Любовью Орловой. Так я впервые увидела живого чернокожего, который улыбался и был совсем не страшным…

ПАТРИОТИЗМ. Дома нас специально никто не воспитывал, душеспасительных бесед не вёл. Просто некогда было. Рядом всегда были добрые, мудрые люди, их внимательное отношение к нам, поступки были для нас примером.

В День Победы, в дни рождения обычно мама пекла пирог, собирались гости ‒ мамин старший брат дядя Саша с семьёй, родственники, друзья, большинство из которых прошли войну. Мы, дети, вместе со взрослыми сидели за столом, слушали рассказы, воспоминания, случались и споры. Воспоминаний было много, эмоциональных, ярких. Ещё они пели песни, военные, народные, из кинофильмов. Я их все знала наизусть – «Я люблю тебя, жизнь…», «И снег, и ветер…», «Подмосковные вечера», «Бьётся в тесной печурке огонь…», «С берёз неслышен, невесом слетает жёлтый лист…», «Тёмная ночь…», «Славное море, священный Байкал» и много других. Песни мелодичные, задушевные. Слово «патриотизм» мы не слышали, но именно такое общение поколений рождало уважение к старшим, ветеранам, любовь к родине, интерес к истории, к современным событиям.

ДВЕ ПОПЫТКИ. Очень хотелось научиться кататься на двухколёсном велике. Самое подходящее время – лето. Я у бабушки, со мной двоюродные братья, сестры, друзья… Все катаются, а я не умею. А мне уже лет восемь.

И вот первая попытка. Меня поместили на огромный мужской велосипед с высокой рамой, тяжеленный. «Сможешь съехать с горки – научишься». Я где-то под рамой, еле дотягиваюсь до руля. Дорога под откос, гравийная. Велик чуть подтолкнули, он задребезжал, задрожал, а я со страху зажмурила глаза и… оказалась в кювете, вся в ссадинах и синяках, так и не испытав радости полёта! Впечатление было очень сильное и осталось надолго…

Конец семидесятых. Сыну лет шесть, и мы купили ему велосипед «Кама», складной, с низкой рамой, на широких колёсах, на мягком ходу. Кататься на таком могли и взрослые, и дети. Всей семьёй отправились в парк учить сына. Муж мне говорит: «А почему бы тебе не попробовать?» А, правда, почему? И я решилась. Вторая попытка. Села, муж придерживал за сиденье – чувствую, что еду! От радости потеряла бдительность, а меня уже несло на поребрик, за которым стеной стоял стриженый кустарник. Вместо того чтобы притормозить, опять закрыла глаза… и полетела, но не впёред, а в кусты.

Всё, решила я. Эту высоту уже не преодолеть…

Зато вспомнила, как дедушка мастерил нам деревянные самокаты из двух дощечек и больших подшипников, и мы целыми днями гоняли на них. Ломались самокаты часто, но дедушка терпеливо чинил их и чинил…

ШКОЛЬНАЯ ПОРА. Какое счастье встретить интересных, ярких наставников ещё в раннем детстве. В нашей 10-й школе впервые в стране был создан педагогический класс. Автором идеи, организатором, преподавателем был легендарный человек – Вожатый всей страны, талантливый педагог, историк, журналист, поэт, учёный, Учитель учителей и великий романтик – Сталь Анатольевич Шмаков (см. «Википедию»). Он разработал проект и концепцию Всероссийского пионерского лагеря ЦК ВЛКСМ «Орлёнок» на Чёрном море, придумал детский зимний лагерь «Снежная республика» в Новосибирске, основал сибирскую школу досугово-игровой педагогики. Показал, что ИГРА является универсальным средством воспитания и образования. Одной из его первых учениц стала Марина Кучерова (Коган), первая в стране вожатая начальных классов, а мы были её первыми подопечными третьеклашками. Какая же звонкая жизнь у нас была! Именно звонкая! Марина готовила нас к пионерской жизни. Все учились горнить и барабанить, даже девчонки. Знали много песен и с удовольствием их пели. Ходили в походы. Играли в разные игры…

Наступил торжественный день, и нам повязали красные галстуки. В пионерской комнате Сталь Анатольевич и Марина организовали «Союз разноцветных галстуков» ‒ своеобразный клуб, символ дружбы детей разных стран (по примеру такого же союза в «Орлёнке»). Они рассказывали об истории создания детских организаций всего мира, их жизни, символике, о лагере «Орлёнок», об «орлятах» ‒ детях из разных стран, которые приезжали туда и потом несли идеи дружбы по всему миру. Как этого теперь не хватает! Мы разучивали песни, танцы разных народов, переписывались с ребятами из других стран, делились новостями, читали письма, открытки, готовили интересные подарки. Узнав о японской девочке, заболевшей лучевой болезнью, делали бумажных журавликов и отправляли их в Японию, так как девочка верила, что они помогут ей выжить…

Были мы и «тимуровцами» (А. Гайдар. «Тимур и его команда»). «Тайно» помогали пожилым людям, детям, и в этой тайне было что-то захватывающее! Как-то зимой нам дали задание дома на балконе или во дворе заморозить в миске или тарелке воду, подкрашенную акварельной краской. В выходной день, когда в соседнем детском саду никого не было, наш класс с лопатами, санками и этими круглыми цветными льдинами собрался во дворе. Из снега (а его в Сибири много!) построили белый корабль, цветные льдины стали иллюминаторами. Поставили мачту с флажками. Красиво получилось! В понедельник наблюдали, как дети играли на этом корабле. И такие мы были гордые!..

ФЛОТИЛИЯ «АЛЬБАТРОС». Четвёртый класс. Мы пионеры. Вожатая Марина познакомила нас с настоящим моряком, Женей. Он пришёл в морской форме, с погонами, в бескозырке. Женя рассказал, как служил на корабле, ходил по морям и океанам. Потом они предложили интересную игру – организовать флотилию. Мы станем моряками, будем жить по морским законам, носить погоны, бескозырки (капитаны ‒ конечно, фуражки), изучать азбуку Морзе. Тогда мы узнали о сигнале бедствия SOS – Save our souls! – Спасите наши души! Флотилию назвали «Альбатрос» (буревестник, птица океанов, спутник моряков). Во флотилии было две эскадры (два класса), в каждой по три корабля (ряды в классе). Выбрали капитанов I, II и III ранга. Каждое утро капитаны сдавали рапорт, после речовки поднимали флаг. Опоздать на поднятие флага было недопустимо. Между кораблями и эскадрами шло соревнование по всем статьям. Мы боролись за честь флага, команды, флотилии. Как и все, собирали металлолом, макулатуру, вели тимуровскую работу, ходили в походы, участвовали в соревнованиях, смотрах художественной самодеятельности, выпускали стенную газету, пели песни, каждый месяц отмечали дни именинников, готовили подарки. Мне кажется, дисциплина была на высоте. А как иначе – моряки! Манила романтика дальних странствий – пусть и в мечтах. Вырос интерес к истории, географии. Да и вся учёба стала частью захватывающей игры!

УРОКИ ГЕОГРАФИИ. В нашей замечательной 10-й школе очередной эксперимент. Всех нас, пятиклашек, переводят на год в новую соседнюю школу № 168. И надо ж такому случиться, что география становится нашим любимым предметом. Классный руководитель – учительница географии Александра Максимовна. Увлечённая, влюблённая в свой предмет. Она водила и возила нас в походы по разным местам в городе, области, показывала особенности их геологического строения. А я ведь когда-то и геологом мечтала стать. Муж Александры Максимовны был геологом-изыскателем, работал на строительстве Байкало-Амурской магистрали.

Весной заговорили о путешествии по Красноярскому краю. Возьмут здоровых, спортивных, с хорошими оценками и поведением. Конечно, с согласия родителей. Мы размечтались! В итоге набралась группа из десяти человек. Поехали с нами две учительницы – Александра Максимовна и математик Эмма Леонидовна.

В Абакан летели на самолёте. Экспедиция выделила небольшой автобус, который встретил нас в аэропорту и возил по огромному Красноярскому краю. Абакан – столица Хакасии, куда через много лет занесёт меня редакторская судьба ‒ работа над Красной книгой Республики Хакасия. Потом был Минусинск. Вместе с геологами мы ночевали в палатках в степи. Вечером на костре готовили «запорожский кулеш» ‒ пшенную кашу с тушёнкой. Название было необычным, а мы на свежем воздухе нагуляли такой аппетит, что съели всё. Ночью слышали, как в степи завывали не то волки, не то ветер – жуть! В посёлке Шушенском, куда был сослан Ленин, я как-то легко научилась плавать в речке Шуше…

Затем наш путь лежал к Енисею, великой сибирской реке. На катере мы поплыли к легендарному месту – Карлову створу, где начиналось строительство Саяно-Шушенской ГЭС. В тех местах Енисей горный, очень бурный, порожистый. Кругом – величественные Саяны (есть Восточный и Западный Саяны)! И вот он ‒ Карлов створ. Мы высыпали на берег. Пока у взрослых шёл какой-то разговор, мы – Вовка, Ирка (уже другие) и я, заметили берёзовые лесенки, развешенные по склону и ведущие в пещеры. Любопытно ужасно! Мы быстро забрались по лесенке, заглянули в пещеру, а там ‒ ящики с черепом и костями – ну просто пиратские сокровища! В этот момент нас заметили и заставили спуститься. Оказалось, всё было готово к историческому взрыву, чтобы перекрыть Енисей и начать строить гигантскую плотину. Всех срочно вернули на катер и отправили на базу. Конечно, нам очень влетело за инициативу, да мы и сами перепугались. Зато потом вспоминали с гордостью и все нам завидовали!

Далее был Дивногорск и грандиозная Красноярская ГЭС! Заехали в заповедник Красноярские Столбы. Обветренные, окатанные дождями и веками каменные останцы, интересные своей формой – Дед, Перья, Орёл. Один столб, сложенный из огромных округлых камней, мы назвали Бабушкой, в пару к Деду. Горы, тайга, причудливые камни – красота! Из Красноярска на поезде вернулись в Новосибирск. Такие уроки не забываются!

ВЕРХОМ! После окончания восьмого класса, в августе мама повезла нас с сестрой по своим родным местам – в Горный Алтай! Муж её сестры был дальнобойщиком, возил грузы в Монголию по Чуйскому тракту. Он и довёз нас до деревни Хабаровка, где жил мамин дядя пасечник с женой. Ехали по красивейшим местам ‒ подъёмы, спуски, перевалы, внизу горная река Катунь. С обеих сторон горы, высоченные, покрытые лесом.

В Хабаровке несколько дворов, прямо у тракта. Дома в основном пустые. На лето селились цыгане с семьями, которые пасли в горах сарлыков – огромных быков, покрытых длинной шерстью. Днём мы ходили в горы, в логу собирали клубнику, она там, как садовая, крупная, сладкая. Ягод так много, что можно лежать в траве и есть досыта, и ещё в корзинку набрать. В деревне собирать некому. По другую сторону тракта на горе росли кедры, и могучие, и помоложе. У тех, что помоложе, ветки были низко, и легко можно было добраться до шишек. Однажды мы нарвали шишек, не подумав, что орешки ещё не налились – молочной спелости. Пришлось шишки варить, чтобы вынуть орешки. Было очень вкусно!

С цыганскими ребятами вместе ходили в горы. Как-то соседский мальчик спросил: «А хочешь на коне прокатиться?» ‒ «Хочу!» ‒ не задумываясь, ответила я. Он бросил на спину коня одеяло, без седла, помог мне взобраться. Мы быстро поехали. Сидеть было неудобно ‒ но поздно, едем. За дорогой сразу шёл подъём в гору. Не заметила, как мы уже вознеслись высоко. Я сидела сзади, крепко вцепившись в мальчика. Смотреть вниз было страшно, но любопытство побороло страх, и я опустила глаза. Под нами был крутой склон! Сердце упало в пятки. Я запросилась домой… Во дворе слезть с коня сама не смогла, тело закаменело от ужаса, ноги не двигались, болело всё. Хорошо, вышла мама и помогла приземлиться…

Вечером затопили баню «по-чёрному». В горах темнеет рано и быстро, ночь чёрная, звёздная. Нам дали свечку. Маленькая банька в огороде, на берегу мелкой, быстрой и очень холодной горной речки. Внутри темно, только свечка мерцает – романтично! Как-то помылись, прогрелись, а потом в эту холодную воду – ух! Усталость как рукой сняло…

Утром пошли на пасеку. По дороге в капкане увидели красивого зверька – барсука. Барсучье сало помогает при туберкулёзе и легочных заболеваниях – для этого и был поставлен капкан. Впервые попробовала мёд в сотах. Сказка! Вечером угостили медовухой! Эффект сногсшибательный в полном смысле слова! Сразу отнялись ноги, руки, тяжесть во всём теле. Зато впечатление на всю жизнь.

А с верховой ездой как-то не заладилось. Так и не решилась.

РЕРИХ В ПОДАРОК. Конец июля. Мой день рождения. Отправляемся в трёхдневный поход на Каракольские озера с турбазы «Катунь» в Горном Алтае. Караколы – каскад озёр, образованных сходом ледника. Число их в разные годы зависит от погоды, некоторые пересыхают. Тогда мы насчитали пять озёр. Рядом в распадке лежит снег…

Жара. Подъём в горы довольно крутой, но вдоль тропы растут кустарники с удивительной ягодой – жимолостью. Тёмно-синяя, кисло-сладкая, освежающая – идти с ней легче, протянул руку, и вот она – спасительница. Привал у горного ручья – вода холодная, чистая, звонкая! Наконец, вершина! Деревянный сруб-зимовье, а за ним ‒ скала, покрытая… серебристыми деревьями. Кощеево царство! Волшебно! Когда-то здесь был пожар, деревья горели, потом их отмыло дождём – и получился такой сказочный лес!

Засветло приготовили всё для ночлега, принесли воду, хворост, развели костёр. Дежурные готовили ужин. Начало смеркаться, и инструкторы пообещали сюрприз. Мы забрались на «серебристую» скалу, немного подождали и вдруг… Невероятно! Небо заиграло рериховскими красками! Фиолетовым, тёмно-розовым, синим…

В Новосибирской картинной галерее есть картины Николая Рериха. В основном это горные пейзажи – Алтай, Гималаи. Они казались мне сказочными, краски ‒ слишком яркими, нереальными. Но всегда чувствовались высота гор, холод снегов, чистота воздуха…

Теперь я видела это своими глазами! Всё как на картинах! Рерих был прав! Такой чудесный подарок в день рождения.

Ужинали у костра. К чаю из темноты вынесли большой именинный торт из печенья и сгущёнки, украшенный ромашками и жимолостью. Пели песни под гитару, а в небе сияли огромные звёзды!

КОРОЛЕВА МАРГО. Математику мы обожали. Во многом благодаря нашей Королеве Марго – Маргарите Петровне. С первых уроков в девятом профильном классе она покорила нас чувством юмора, заинтриговала разными математическими парадоксами, историями, а мальчишки до самого последнего звонка, а возможно и дольше, всё бились над Великой теоремой Фермá (сформулированной ещё в 17-м веке), которую только в 1994 году всё-таки доказал английский математик Эндрю Уайлс, кстати наш ровесник.

Запомнилась коронная фраза нашей Королевы. Когда кто-нибудь у доски доказывал теорему или решал уравнение и что-то шло не так, вдруг звучало: «Безумству храбрых поём мы песню!» Всё! Это был сигнал – или неверно, или нерационально. И надо было искать другой вариант.

Математиками стали немногие, но азарт в решении задач, логика, чувство юмора жить помогают.

ПОЛНОЕ СОЛНЕЧНОЕ ЗАТМЕНИЕ. Галина Васильевна отпустила нас с урока физики смотреть полное солнечное затмение. Я жила ближе всех, да и широкое окно на четвёртом этаже нашей комнаты выходило как раз на запад. Запаслись рентгеновскими снимками… Началось. Круглая тень Земли стала медленно наползать на Солнце – сердце учащённо забилось. Становилось всё темнее. И вот совсем темно. Чёрный диск, а вокруг на миг вспыхнула корона! Огненная! Этот миг ужасен и прекрасен! Зрелище незабываемое. Мы сбились в кучу, уставились в плёнки, словно боясь пропустить что-то очень важное. Но это, действительно, редкое явление. И мы его видели!

ИНТЕРНАЦИОНАЛ. В девятом классе открытый урок истории. Ведёт доцент Педагогического института Цецилия Леонтьевна Рукина, присутствуют студенты, аспиранты, учителя. Вопрос: «Что такое Интернационал?». В ответ – лес рук, и в этой «чаще» учительница замечает руку нашего троечника и остряка Сашки Винокурова. А это дорогого стоило! Конечно, ему дали слово.

Сашка с выражением громко отвечает: «Белый брат, жёлтый брат, чёрный брат!» ‒ и гордый садится.

Класс грохнул. Смеялись все, и учительница, и гости… Но за находчивость, остроумие, а главное – за понимание вопроса Сашке поставили пятёрку!

ENGLISH. Я училась в замечательной школе № 10, так называемой англо-математической. Английский мы начали изучать со второго класса, в полном смысле слова играючи. Весь год играли, водили хороводы, учили песни, стишки и к концу года уже могли кое-что рассказать о себе, спросить, ответить на простые вопросы…

В девятом классе в школу пришёл новый преподаватель английского, высокий, красивый, стильный. Конечно, все девчонки были в него влюблены. А любовь, как известно, – хороший стимул к самосовершенствованию. Как мы старались! Класс делился на три группы. В нашей было семь человек, и Владимир Иванович Супрун преподавал именно у нас. Кроме самого языка мы изучали английскую и американскую литературу, географию на английском. Уроки сдвоенные. Метода жёсткая. За каждое произнесённое на уроке русское слово в специальной тетрадке появлялась единица. Колы стояли заборами! В конце недели нам показывали, у кого они были длиннее. Но с каждым разом эти «заборы» всё-таки становились короче. Так мы научились говорить по-английски.

LINGUA LATINA. На первом курсе иняза изучали латинский язык. Первое занятие. Звонок. Ждём преподавателя. Дверь открывается, и почти танцуя, почти на крыльях «впорхнула» красивая, в ярком платье молодая женщина. Улыбка. Взмах руками. – Мы замерли от неожиданности, по-моему, даже рты раскрыли. – Она останавливается перед доской, встаёт в позу, как Пушкин на экзамене, и начинает: Quo usque tandem abutere, Catilina, patientia nostra? … – Заворожила! – А она так же внезапно остановилась и спрашивает: «Нравится?»

− Да! – выдохнули мы хором.

− Это латынь! Не мёртвый язык, а живой! Прекрасный! Только жаль, на нём теперь не говорят. А как он звучал! Это знаменитая обвинительная речь великого римского оратора Цицерона против Катилины – 63 год до нашей эры. Сколько экспрессии. Как чётко построены фразы… Вот этот язык мы и будем изучать.

И мы, уже на всё согласные, нырнули в латынь, в её сложнейшую грамматику, мудрейшие пословицы и поговорки. Пели прекрасный студенческий гимн Gaudeamus:

Gaudeamus igitur! | Давайте же веселиться,
Juvenes dum sumus… | Пока мы молоды! …

ШАРОВАЯ МОЛНИЯ. Летом работала вожатой в пионерском лагере. Мне достались десятилетки – чудесные ребята, умеющие, как и я, удивляться ромашкам и василькам, жукам и стрекозам… Когда озорник Сашка нашёл огромный гриб, всем отрядом водили его к фотографу увековечивать…

Один из дней выдался ужасно дождливым. Вечером сидели в столовой, ужинали. Огромное окно выходило на стадион, где стояла металлическая чаша для олимпийского огня. Гроза свирепела, стало совсем темно. Молнии, гром… Вдруг на мгновение всё ярко осветилось и раздался громкий треск. Над чашей вспыхнул огненный шар и тут же исчез. Все сидели поражённые и не сразу сообразили, что это было… В темноте под дождём ушли спать. Утром, проходя мимо чаши, заметили, что ветка берёзы над ней сломана и листья обгорели.

Шаровая молния – уникальное явление, и редко кому везёт её увидеть. Нам повезло!

ПУШКИН ‒ НАШЕ ВСЁ. Моего отца не стало, когда я была ещё маленькая. Я не знала, что он очень любил поэзию, особенно Пушкина, знал некоторые его произведения наизусть. С мамой они встретились в Одессе, в партийной школе, куда после окончания Великой Отечественной войны их послали получать высшее образование. В наступившее мирное время стране нужны были руководящие кадры, журналисты, партийные работники.

Вскоре они поженились, родилась дочь, которую отец назвал Ольгой. Маму звали Татьяной. Ольга и Татьяна, как в «Евгении Онегине». Через пять лет родилась я. Если бы я была мальчиком, назвали бы, наверное, Евгением, но пришлось отдать дань другой пушкинской поэме, и я стала Людмилой.

Через семь лет – первый раз в первый класс. Мы с мамой проспали, и я опоздала на свой первый в жизни урок. Моя первая учительница, замечательная Тамара Дмитриевна Белова, встретила меня с улыбкой, когда я появилась на пороге с огромным белым бантом и букетом цветов.

‒ Как тебя зовут?

‒ Люда.

‒ Людмила. А у нас как раз Руслан один за партой. Садись к нему. Будет как у Пушкина – Руслан и Людмила…

Так случилось, что я по телефону познакомилась с Борисом, а через пару лет он стал моим мужем. В августе я родила сына, и наши друзья, которые отдыхали на Чёрном море, вместе с поздравлением в телеграмме сообщили, что на «общем собрании» решили назвать его Евгением, так они стали его «крёстными». Когда мама узнала об этом, она воскликнула: «Ай, да Пушкин! Ай, да молодец!» Видимо, посчитала, что «сукин сын» при зяте прозвучало бы как-то не очень. Она рассказала нам об отце и его увлечении, что его любимой поэмой был «Евгений Онегин», отрывки из которой он читал ей наизусть ещё там, в Одессе. Да и Борис тоже есть у Пушкина – Борис Годунов. Надо же, цепочка потянулась, и всё вокруг Пушкина.

Прошли годы. Сын Евгений женился на Ольге(!). Своего сына они, ни с кем не посоветовавшись, назвали Гришей. Когда я спросила, почему такое имя, с кем или с чем связано, они ответили: «Просто решили, что ему так будет хорошо». И попали в точку! Григорий у Пушкина тоже есть.

Надо заметить, что имена выбирались без всякой задней мысли, о Пушкине никто не думал. Интересно, как оно там дальше будет.

ПРИЯТНЫЙ ПАРАДОКС. Внук у меня долгожданный, любимый.

Июль, седьмое, 7 часов утра –
У нас родился маленький мальчишка.
Теперь я стала бабушкой. Ура!
Родители назвали его Гришкой!

Когда он родился, я была в 60 раз его старше. Но вот в его два года вдруг обнаружила, что уже всего в 30 раз старше. В три года – примерно в 21 раз…

Ха! Да мы всё ближе и ближе! Не исключаю, что когда-нибудь буду для него этакой черепахой Тортиллой, а пока сближаемся!

ДАВАЙ ПОРАССУЖДАЕМ. Эти слова сопровождают меня всю жизнь. Когда в школе не получалась задачка по математике или позднее возникали житейские затруднения, мама говорила: «Ну, давай порассуждаем». И мы или по телефону, так как мама чаще была на работе, или сидя на диване, или за столом рассуждали и находили решение, порой даже не одно.

Когда я сама стала мамой, мы с сыном тоже иногда рассуждали, хотя мальчишки – народ гордый и самостоятельный, к советам относятся иронично, свысока – будущие мужчины! Но вот он стал взрослым, и уже чаще мне давал советы, да ещё какие мудрые! Как-то посетовала, что он редко мне звонит, и сказала, что могу обидеться. Его ответ поразил в самое сердце: «А кому будет лучше, если ты обидишься, – у тебя не будет сына, а у меня мамы»…

Сейчас уже внук рассуждает. Как-то на прогулке вдруг говорит: «Бабушка, хочешь я тебе сказку расскажу. Жил-был медведь, и он захотел сладенького. Пошёл в магазин, а там закрыто…». Тут я начала рассуждать: «И что же мишке делать? Что он решил?» ‒ «А он пошёл в другой магазин». Вот так! Как важно поддержать разговор – и готово решение.

РАБОТА. Я редактор крупнейшего и старейшего издательства страны – издательства «Наука» (сначала Сибирского отделения в Новосибирске, теперь в Москве). За тридцать с лишним лет отредактировала массу научных книг. За терминами, формулами, научными рассуждениями и выводами – авторы, люди с богатыми биографиями, необычными увлечениями, разными характерами. С ними так интересно общаться.

Вот доктор биологических наук, ботаник. Рассуждает о генетическом коде.

‒ Представьте могучий сибирский кедр. Он вырос из случайно сброшенного то ли белкой, то ли ветром орешка. И вся его генетическая программа, вся его жизнь «записана» в мельчайшей пылинке, видимой только под микроскопом.

‒ И кто же написал эту программу? – наивно спрашиваю я.

Ответ неожиданный, хотя и ожидаемый. – Бог. …

Примерно то же я слышала и от зоолога на Байкале, рассуждавшего об удивительном природном явлении – биоразнообразии. И в нём генетический код виноват!..

А вот геолог из Иркутска. Путешественник, поэт, художник! Увлекался резьбой по дереву. Запомнилась его причудливая трость, которую он вырезал из дерева и возил во все свои путешествия. На ручке разные фигуры, символы, а по всей длине – названия стран, мест, где он бывал, на их языках, силуэты, знаки. Ну, и рассказчик, конечно, потрясающий!..

Ещё был ботаник из Якутии. С окладистой «курчатовской» бородой. Занимался травосеянием в зоне вечной мерзлоты. Работали с ним несколько лет, вместе выпустили четыре книги. Разговорились за жизнь. Родился он где-то в Малороссии, из казаков, летал на дирижабле, встречался с легендарными людьми… В Якутию попал «по любви», полюбил женщину, женился да так там и остался. Остряк, балагур, широкой души человек…

Химик-нефтяник. Директор научного института в Томске. За несколько лет выпустили с ним пять книг. Спортсмен, красавец, весельчак – этакий плейбой! Автор фантастических рассказов. Помню, вместе сокрушались по поводу того, что когда уходит из жизни большой учёный, весь его запас знаний уходит вместе с ним. Конечно, остаются книги, статьи, ученики. Но сколько исчезает так и не реализованных идей, изобретений, предвидений, которые могли бы принести пользу. Вот бы научиться всё это сохранять. Об этом – один из его рассказов…

А сколько интереснейших встреч было в Иркутске, на Байкале. Экспедиции, поездки на это колдовское озеро, на остров Ольхон…

ЮБИЛЕЙ замаячил на горизонте. Потянуло на размышления. О том, что было, случилось, повезло, получилось, не получилось. Частенько эти мысли посещают во время прогулок, долгих поездок на работу в Москву и обратно, на сон грядущий… И, надо сказать, разные мысли. Иногда люблю рассказывать о случившемся. Витиеватые истории получаются…

Как по-разному складывается жизнь. Один мой знакомый с детства мечтал выступать, посвятил этому всю жизнь и стал-таки настоящим большим артистом. Народным артистом России.

Друзья, супруги, оба художники. Работа, увлечения – общие, по призванию. Это счастье. И в семье гармония.

А что моя жизнь? Калейдоскоп, коллаж, цветное лоскутное одеяло. И самый большой лоскут – профессия. Тут я состоялась. Люблю, умею, востребована. Всё остальное – из кусочков.

В детстве ‒ балет, гимнастика, фигурное катание. Закалилась, конечно, окрепла. Любила рисовать (ещё не значит талант) – карандашами, тушью, акварелью. В школе, потом в институте – всегда в редколлегии, оформляла, рисовала, что-то сочиняла. До сих пор хромаю рифмами, и графоманство мне не чуждо. Увлекалась рукоделием, керамикой, фотографией, делала миниатюрки («инсталляции в миниатюре» ‒ так назвала мою выставку одна дама-искусствовед).

Повезло, что жила рядом с «английской» школой. Язык давался легко, очень нравился ‒ окончила иняз. В работе английский на втором месте, но всегда задействован. Много лет была членом, потом и президентом английского разговорного клуба в Новосибирске – этот лоскут большой и очень яркий. Организовала такой же клуб в Ивантеевке в Подмосковье. Нам уже шестой год.

В личной жизни много всяких лоскутиков. От ярких и светлых до самых тёмных. Влюблялась, увлекалась, разочаровывалась, теряла. Семья продержалась 11 лет. Муж ‒ красавец-музыкант. Замечательный сын, умница и мудрец. Внук прекрасный растёт. У сына своя семья, своя жизнь.

И что в итоге? Я живу в подмосковном городке Ивантеевка. Зелёном, уютном. Рядом с лесом! Есть друзья, замечательные соседи. Есть кот, приехавший со мной из Сибири, долгих ему лет. Есть работа, книги, музыка, компьютер… Люблю путешествия, встречи, общение. В путешествиях больше всего восхищает архитектура, действительно застывшая музыка! А сколько труда вложено! Объездила почти всю Европу. Вновь и вновь приезжаю в Санкт-Петербург. Город-фантазия, город-каприз, северная Венеция, Русское чудо, Северная столица ‒ сколько превосходных эпитетов придумали, чтобы выразить восхищение этим прекрасным городом. Преклоняюсь перед гениальностью его творцов, Петра I, архитекторов, реставраторов. И это наш, российский город! Есть чем гордиться. Люблю театры, выставки, концерты. В Москве всегда есть куда пойти, что посмотреть. Дай Бог мне здоровья и сил.

Ну, а в целом, я позитивный и счастливый человек. Утром в окно светит солнце, поют птицы – и жизнь хороша! А будет ещё лучше!

Я что-нибудь обязательно придумаю…

При оформлении материала использована фотография Ольги САЙГИНОЙ. Сайт zakon.kz

Новое в рубрике

Рейтинг@Mail.ru