Российская академия художеств представляет выставку «Акварель» Элеоноры Жареновой

0
204

7 ноября 2017 года в залах Российской академии художеств (Москва, Пречистенка, 21) открывается выставка произведений известного монументалиста, народного художника Российской Федерации, лауреата Государственной премии СССР, академика Российской академии художеств Элеоноры Александровны Жареновой. Экспозицию выставки составят около 100 акварелей, написанных в 2000-2017 годы — пейзажи, портреты, натюрморты.

Творчество Элеоноры Жареновой олицетворяет целую эпоху и широко известно в России и за рубежом. Ее произведения находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, в музеях Курска, Твери, Ярославля, Вологды, Пензы, Улан-Удэ, Ростова-на Дону, Иванова других городов России. А также в Китае, Японии, Испании, Израиле, Италии, США и других странах мира. Современники называют ее «амазонкой русской живописи, русского монументального искусства». В соавторстве с мужем Владимиром Васильцовым (1932–2008) ею созданы многие значительные произведения монументального искусства. Среди них — знаменитая объемная мозаичная композиция «Лента Мёбиуса» на здании ЦЭМИ Академии наук РФ в Москве, флорентийская мозаика «Древняя история Москвы» на станции метро «Нагатинская», горельеф с мозаикой «Космос» и «Математика» на фасаде здания ЦНИИ МЭТ в Калуге и многие другие монументальные произведения, ставшие неотъемлемой частью нашей жизни. В стилистике ее работ воплотились художественные искания конца 1950-1960- ходов, связанные также с именами монументалистов А. Васнецова, В. Эльконина, графика А. Гончарова, художников круга В. Фаворского. Это было время открытий, переосмысления традиции, время своеобразной художественной вольницы, когда в творческом общении талантливой молодежи формировался новый художественный стиль, новый пластический язык.

Элеонора Жаренова много работает в технике акварели, считая ее близкой фресковой живописи. Акварель дает ей возможность дальнейшего воплощения замыслов в станковом и монументальном искусстве. Представленные в экспозиции работы — лишь малая часть ее творчества в этой технике. Акварельные «опыты» монументалиста словно документируют различные этапы творческого процесса, одновременно это самоценные авторские листы, законченные произведения, отличающиеся особым колоритом, трактовкой пространства. Сама художница считает традицию, в которой пишет, сложившейся не в 50-е годы ХХ века, а гораздо раньше. «Работы написаны земляными красками – так всегда писали фрески. Поэтому у меня нет яркого зеленого, яркого синего, но присутствует золото. Мне очень нравится и новгородская живопись, и псковская живопись, причем псковская даже больше – своей суровостью. Я вообще-то не суровый человек, но живопись у меня бывает очень лаконичной», – отмечает она.

«Святая земля», «Танец Саломеи», «Пожар в деревне», «Полынь», «Осень» — работы Элеоноры охватывают широчайший круг тем. При этом самый обыденный сюжет возводится ею на уровень широких философских обобщений. Акварельные работы открывают зрителю современного художника, мыслящего категориями большого искусства, опирающегося в своем творчестве на опыт мастеров прошлого, воплотивших в своих работах картину зримого и осознаваемого мира.

Э.А. Жаренова родилась в 1934 году в семье известного художника кино А.С. Жаренова, ученика А. Лентулова. Окончила Московскую художественную школу, Московский академический художественный институт им. В.И. Сурикова ( 1960, г. мастерская А.А.Дейнеки). За период 1960-1980-х годов Жаренова совместно с В.К. Васильцовым создала ряд выдающихся произведений монументального искусства. С 1995 года художник много работает над созданием мозаичных икон для храмов. Среди них храм Святой Татьяны (Манежная площадь, Москва, Храм Успения пресвятой Богородицы в Красногорске, Храм Успения Пресвятой Богородицы в Зубцове Тверской области, в храмах Ржева и за рубежом. С 1982 и по 2015 годы преподавала в Московском полиграфическом институте (в настоящее время — Московский государственный университет печати), передавала свои знания и опыт молодым художникам.

Завершит свою работу выставка 26 ноября.

Э.А. Жаренова. «Святая Елизавета Федоровна». 2000 г. Бумага, акварель, 75х55 см

Э.А. Жаренова. «Пожар в деревне». 2000 г. Бумага, акварель, 40х74 см

Э.А. Жаренова. «Святая земля». 2000 г. Бумага, акварель. 40х80 см

Э.А. Жаренова. «Автопортрет с ангелом». 2000 г. Бумага, акварель

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here