Россия на международных кинофестивалях в Венеции, Теллурайде и Торонто

0
45

В первой половине сентября прошли три значимых мировых кинофестиваля, участие в которых повышает шанс отечественных проектов попасть в список номинантов на главную мировую кинопремию Оскар.

Осенний фестивальный сезон открыл 74-й Венецианский кинофестиваль (проходил с 30 августа по 9 сентября 2017 года — прим. ред.). Главный приз фестиваля, «Золотой лев», жюри во главе с американской актрисой Аннетт Бенинг присудило фантастическому триллеру Гильермо дель Торо «Форма воды». В основном конкурсе фестиваля российские фильмы в этом году не участвовали, однако представители киноконцерна Мосфильм получили приз за отреставрированную версию культового фильма Элема Климова «Иди и смотри» (1985 г.) в секции «Венецианская классика», в которой участвуют восстановленные копии архивного кино.

3 сентября в отеле «Эксельсиор» в рамках деловой программы Венецианского кинофестиваля состоялась панельная дискуссия международных кинокомиссий. Генеральный директор РОСКИНО Екатерина Мцитуридзе представила зарубежным коллегам учрежденную полгода назад Кинокомиссию Москвы и рассказала о ее первых инициативах. В числе спикеров конференции были Пьеретт Байо (управляющая Кинокомиссии Брюсселя Screen Brussels), Лука Феррарио (Вице-президент Ассоциации Кинокомиссий Италии (Italian Film Commisions)), Паскаль Дио (директор Венецианского кинорынка), Изабель Джордано (генеральный директор Unifrance), а также представители других международных организаций.

Екатерина Мцитуридзе, генеральный директор РОСКИНО:

— РОСКИНО уже семь лет организовывает стенды российских кинематографистов на крупнейших международных рынках, и мы регулярно наблюдаем, как растет интерес к съемкам в России. Москва все чаще появляется в кадрах мировых блокбастеров и сериалов, но к сожалению, снимается наша красивая столица в Восточной Европе, в городах с более лояльным отношением к международным съёмочным группам. Я искренне верю, что совместными с властями города усилиями, мы сможем создать в Москве достойные условия для приезда иностранных съемочных групп. Мэр города Сергей Собянин поддержал инициативу РОСКИНО и дал зеленый свет формированию комиссии. Вместе с руководителем одного из ключевых департаментов города — Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максимом Ликсутовым мы всесторонне изучили опыт крупнейших Кинокомиссий — Лондона и Парижа, и на основе этого разрабатываем новые правила, облегчающие организацию съёмочного процесса в Москве. В течение этого и следующего года мы будем презентовать Кинокомиссию на всех крупнейших международных форумах, с целью привлечь в наш город интересные новые проекты. Льготные условия съёмок в Москве должны компенсировать отсутствие закона о налоговых возвратах, который со временем будет принят на федеральном уровне. Так или иначе, город в состоянии помочь международным кино и телепроизводящим компаниям сэкономить около 20 процентов бюджета, потраченного на съёмки в Москве, что вполне сопоставимо с теми же налоговыми рибейтами.

Лука Феррарио, Вице-президент Ассоциации Кинокомиссий Италии (Italian Film Commisions):

— Только в одной Италии существует 17 комиссий, работающих в поддержку кинопроизводства в нашей стране. И действительно странно, что раньше в Москве не была создана такая служба, ведь для кинометографистов со всех стран очень важно найти идеальную локацию для своего проекта. Мы приветствуем Екатерину Мцитуридзе, с которой мы сотрудничаем уже много лет, и Кинокомиссию Москвы, и будем рады наладить совместное производство с Москвой и делиться нашим накопленным за эти годы опытом.

Пьеретт Байо, управляющая Кинокомиссии Брюсселя Screen Brussels:

— Брюссель привлекает так много кино групп, потому что мы находимся в центре Европы, у нас много современной съемочной техники. Каждый год у нас снимается более 30 сериалов и полнометражных фильмов. У нас существует федеральный фонд, региональные фонды и фонд для немецкоговорящих стран. Задача нашей кинокомиссии — помочь международным съемочным группам организовать съемки в Брюсселе и его окрестностях. Мы очень рады появлению Кинокомисии Москвы, и могу сказать, что между мировыми кинокомиссиями нет конкуренции — каждая из них представляет разные варианты по географическим локациям, и теперь съемочные группы со всего мира могут снимать в таком чудесном городе как Москва! Это замечательная новость.

Цель работы Кинокомиссии Москвы — привлечь в город производителей кино и телевизионного контента, сделать Москву, которая бесспорно является одним из самых красивых мегаполисов мира, привлекательной съемочной площадкой. Главная причина малого количества съемок в городе — многочисленные административные барьеры, с которыми сталкиваются производители. Московская Кинокомиссия представляет собой единую организацию, которая рассматривает заявки и оказывает консультационное и организационное содействие, а также предоставляет информацию о съемочных локациях и продакшн-компаниях, которые смогут оказать профессиональные услуги в организации киносъемок в Москве, ускоренно получить визу, решить все вопросы технического характера, получить скидки на размещение в отелях, на аренду съёмочного оборудования и др. Одна из ключевых услуг Кинокомиссии — бесплатная транспортная регулировка передвижений съемочной группы в первые два года работы (перекрытие улиц, организация парковки, безопасность и полное сопровождение группы) – в совокупности это создаст международным кино и теле группам более комфортные условия съёмок, чем рибейты в Кинокомиссиях городов Восточной Европы, не говоря об уникальных локейшенах города, которые не нужно будет воссоздавать на компьютере.

Между тем, параллельно с Венецианским кинофестивалем с 1 по 4 сентября в Соединенных Штатах в городе Теллурайд (Колорадо) проходил 44-й Международный фестиваль независимого кино. Основанный в 1974 г., фестиваль считается одной из самых престижных стартовых площадок в мире. В конкурсную программу киносмотра этого года вошли три картины из России – «Нелюбовь» Андрея Звягинцева, «Заложники» Резо Гигинеишвили, «Теснота» Кантемира Балагова.

Кантемир Балагов, режиссер:

— Теллурайд — это особенное место. Этот фестиваль прекрасен своей атмосферой и людьми. Ты не чувствуешь волнения и напряжения как на остальных фестивалях, ты просто окружен красивой природой, людьми, делающих мировое кино, и конечно же прекрасными фильмами. Я впервые увидел, как американский зритель реагирует на фильмы и могу сказать, что между нами огромная разница в восприятии и принятии того, что происходит на экране. Именитые режиссеры ходят смотреть фильмы своих коллег. На открытом воздухе проходят беседы Фрэнсиса Форда Копполы, Натали Портман и Анджелины Джоли. Для меня, как парня из Нальчика, смотревшего в юности ранние фильмы Иньяритту, было удивительным увидеть этого режиссёра вживую. Но что особенно меня порадовало это то, что Иньяритту очень любит работы моего мастера Сокурова, ему было интересно, чем сейчас занимается Александр Николаевич. И ему было очень досадно, что Александр Николаевич не особо востребован в России. Я действительно почувствовал в этом фестивале озабоченность по отношению к кинематографу, а не к рынку и маркетингу. Это было по-настоящему удивительно. Хочется сказать спасибо за поддержку Екатерине Мцитуридзе. Это уже второй раз, когда команда РОСКИНО помогает мне увидеть мир. В 2015 это были мои первые Канны, сейчас это мой первый Теллурайд.

* * *

1 сентября в день открытия фестиваля состоялась американская премьера фильма Андрея Звягинцева «Нелюбовь», после которой режиссер вместе с генеральным продюсером фильма Александром Роднянским переместились в Торонто на 42-й Международный кинофестиваль TIFF. Картина Андрея Звягинцева вошла в одну из его престижных секций — Masters.

Александр Роднянский, продюсер:

— За истёкшую неделю мы, в буквальном смысле, побывали на двух диаметрально противоположных кинофестивалях. Теллурайд — фестиваль очень камерный, закрытый, во многом организованный для членов оскаровской академии. В этом году там было представлено всего 34 фильма. И через несколько дней — огромный фестиваль в Торонто, очень важное и открытое кинематографическое событие для Северной Америки в целом и для города в частности — сотни обыкновенных людей покупают билеты на просмотры. Мы счастливы, что в этих двух очень разных случаях мы наблюдали абсолютный успех фильма «Нелюбовь» — переполненные залы, пресс-конференции, множество вопросов от зрителей после просмотров — все это очень важно для судьбы фильма».

Андрей Звягинцев, режиссер:

– Наблюдая за зрительской реакцией и общаясь в эти дни с самой разной международной прессой — от американской до японской — я отчётливо убедился, что фильм понятен всем, не требует разъяснений и потому абсолютно универсален — переживания героев фильма близки чувствам огромного количества людей, он касается нас всех, он исследует человеческую природу».

На кинофестивале в Торонто, который прошел с 7 по 17 сентября 2017 г., были представлены еще две картины из России – «Аритмия» Бориса Хлебникова (секция Contemporary World Cinema) и дебютный фильм Елизаветы Стишовой «Сулейман гора» (секция Discovery).

Борис Хлебников, режиссер:

– Мы с Алексеем Попогребским представляли в Торонто наш фильм «Коктебель», и тогда я отметил какой это большой киносмотр, с каким интересом и профессионалы, и простые зрители смотрят там самые разные фильмы. «Аритмию» мы уже показывали в России, в Европе и реакция была разная, разное восприятие, разные акценты. На мой взгляд, «Аритмия» — более локальная история, поэтому было вдвойне интересно наблюдать за реакцией североамериканских зрителей».

Сергей Сельянов, продюсер:

– Фестиваль в Торонто является одним из самых престижных международных кинофестивалей, и мы горды и счастливы, что наш фильм «Аритмия» был представлен на этом киносмотре. И мы надеемся, что такая североамериканская премьера позволит нашей картине найти дистрибьюторов во всем мире».

Рубен Дишдишян, продюсер:

– Мы очень рады, что наша картина находит такой отклик в нашей стране, не оставляя никого равнодушным. Тем ценнее для нас стало приглашение к участию в кинофестивале в Торонто — важном мировом киносмотре. Это дает надежду, что «Аритмию» смогут увидеть и оценить зрители разных стран».

Дорота Лех, отборщик международного кинофестиваля TIFF:

– В этом году в программу фестиваля вошло три российских фильма, и мы были очень рады представить их зрителям – все фильмы разные по своей стилистике, и в будущем безусловно найдут свою аудиторию. Признаться, я большая поклонница российского кинематографа, это всегда новые и интересные работы – и как видите, они успешно путешествуют по миру от фестиваля к фестивалю. Спасибо нашим друзьям, компании РОСКИНО, за поддержку их участия в TIFF!

* * *

Второй год подряд накануне официального открытия TIFF проходит фестиваль инстаграм-короткометражек TIFFxInstagram Shorts Festival. В состав жюри вошли культовая актриса Изабель Юппер, актер Эштон Сандерс, актриса и режиссер Лэйк Белл, режиссер и продюсер Каран Джорах, глава компании Global Creative Джон С. Джей и режиссер музыкальных видеороликов Джулиан Кристиан Лут. Такое представительное жюри единогласно присудило главный приз проекту из России – мини фильму российского режиссера Натальи Гуркиной (@madhatterzero) «Confession» (хронометраж 1 минута).

Наталья Гуркина, режиссер:

– Изначально фильм «Confession» был снят для Российского конкурса Filmmobil. Был ряд условий, которые задали характер фильма — снять на мобильный, не больше 60 секунд, с признанием в любви кому-то или чему-то. Идея сценария пришла мне в голову сразу после прочтения условий конкурса. Тот самый удивительный момент, когда что-то появляется в голове будто из ниоткуда и вы понимаете, что это то, что нужно. После взятия гран-при в вышеупомянутом конкурсе я решила отправить работу и на другие фестивали — фестиваль в Торонто был одним из тех, куда я хотела попасть очень-очень сильно. Tiffxinstagram дал мне эту возможность — мне повезло случайно увидеть информацию о конкурсе на основном сайте. Еще одно доказательство того, что для достижения цели нужно много работать и немного удачи! Было очень странно, когда друзья скидывали статьи в которых писали про победителей этого конкурса, я не рассчитывала на такой масштаб. Многие подходили и рассказывали, как им понравился фильм. Наверное, это можно назвать самой важной частью!

* * *

В рамках кинофестиваля в Торонто проходил Международный кинорынок, в котором традиционно приняли участие представители ведущих дистрибьюторских компаний, кинокомиссий, фестивалей, международных СМИ, сейлс-агенты, продюсеры и другие профессионалы киноиндустрии. Российское представительство на кинорынке в Торонто организовано при поддержке Министерства культуры РФ и стратегического партнера ПАО «Аэрофлот – Российские авиалинии».

На стенде ROSKINO – Russian Cinema Worldwide был представлен обновленный каталог Международного передвижного кинорынка DOORS, в который вошли более 45 разножанровых российских проектов производства 2016/2018 гг. Также на стенде участники международного кинорынка могли ознакомиться с деятельностью Кинокомиссии Москвы и узнать все детали об отправке заявок на производство кино- и теле- контента в столице России.

На стенде РОСКИНО компания CARUSEL Film Distribution представила международным закупщикам драму «Рай» (реж. Андрей Кончаловский). В 2016 г. картина получила Серебряного льва за лучшую режиссуру на Венецианском международном кинофестивале.

Владимир Бузов, продюсер, управляющий партнер CARUSEL Film Distribution:

– Наша компания занимается дистрибуцией на Канадском и Североамериканском рынке независимого кино. Основной фокус направлен на российские и европейские картины, хотя я не исключаю, что в ближайшем будущем в нашем пакете появятся картины и с других континентов. В этом году, в связи с 80-летним юбилеем Андрея Кончаловского, мы решили сосредоточиться на выпуске двух его последних картин — «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына», который вышел в прокат в июне в Канаде, и «Рай», театральный релиз которого в запланирован на 17 ноября на территории Канады. В Торонто мы показали «Рай» журналистам и байерам (стенд РОСКИНО организован при поддержке Аэрофлота), так же продолжили переговоры о реализации телевизионных прав на «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» и переговоры с правообладателями нескольких проектов, которые, как мы надеемся, дополнят наш пакет на будущий год.

На кинорынке в Торонто компания Централ Партнершип представила ключевые фильмы из своего каталога – эпический блокбастер «Легенда о Коловрате», исторический экшн «Викинг» (реж. Андрей Кравчук), а также новые проекты: приключенческий фильм «Рубеж» (реж. Дмитрий Тюрин), анимационные фильмы «Фиксики. Большой секрет» и «Фиксики-2» и спортивную драму «Движение вверх» (реж. Антон Мегердичев).

Вадим Верещагин, Заместитель гендиректора по кинодистрибуции компании Central Partnership:

– Мы довольны прошедшим кинорынком — международные байеры проявили большой интерес к нашим проектам. Спортивная драма «Движение вверх» Антона Мегердичева, эпический экшн «Легенда о Коловрате», приключенческий фильм «Рубеж» – по этим проектам велись самые активные переговоры.

* * *

Компания Планета Информ на кинорынке в Торонто представила два новых проекта. Комедия «Напарник» производства кинокомпаний СТВ и «Водород» привлекла внимание азиатских байеров — из Китая, Кореи, Японии и других стран. Второй проект – триллер «Конверт», который выйдет в прокат в России уже в ноябре этого года. Фильмом заинтересовались байеры из Японии, Германии, Франции, Италии, Испании и других стран. Также прошли переговоры о продаже прав на проект «Скиф» на территорию англоговорящих стран — США, Канаду, Великобританию, Австралию и Новую Зеландию в рамках единой сделки.

Анастасия Баньковская, директор по международным продажам ГК Планета Информ:

– Рынок в Торонто для нас — это возможность встретиться с нашими партнёрами и закрыть некоторые сделки до американского кинорынка, традиционно замыкающего год. На встрече с нашим латиноамериканским прокатчиком мы обсудили успех проката «Невесты» и наше будущее сотрудничество по другим проектам. Мы рады сообщить, что на сегодняшний день «Невеста» собрала в Латинской Америке $3,6 млн, что уже превышает бокс-офис в РФ. Прокат в разных регионах Латинской Америки продолжится до конца года.

Анимационная студия Wizart представила в Торонто первый постер нового фильма о Герде и Снежной Королеве — зрителей ждет много веселых приключений. Официальная презентация проекта состоится на American Film Market в ноябре в Санта-Монике.

В рамках кинорынка в Торонто компания All Media представила международным закупщикам свои ключевые проекты – триллер «Селфи» (реж. Николай Хомерики) и историческую драму «Собибор» (реж. Андрей Малюков) с Константином Хабенским и Кристофером Ламбертом в главных ролях.

Жанна Шахшаева, руководитель международного департамента компании All Media:

– Кинорынок в Торонто прошел для нашей компании успешно. Фильм «Собибор» Андрей Малюкова, основанный на реальных событиях и с международным актерским составом, привлек внимание многих международных дистрибьюторов. Традиционно, самыми активными были закупщики из Азии, фильм продан в Японию и ведутся переговоры о продаже на территорию Китая и Латинской Америки.

За 10 дней кинофестиваля и кинорынка в Венеции команда РОСКИНО приняла участие в двух конференциях и презентовала Кинокомиссию Москвы, провела 36 встреч, в том числе с директором Берлинале Дитером Коссликом, арт директором Трайбеки Фредериком Буайе, с главой Юнифранс Изабель Джордано, с директорами кинорынков в Гонконге и Пусане, с президентом Парамаунт Джимом Джанопулосом, владельцем главного голливудского агенства CAA Брайаном Лурдом и многими другими профессионалами киноиндустрии. В Торонто представители РОСКИНО провели более 40 встреч и переговоров, в том числе с арт-директором кинофестиваля TIFF Кэмероном Бейли, директором Каннского кинорынка Marché du Film Жеромом Пайяром, организатором международного фестиваля SUBTITLE Ричардом Куком, арт-директором Эдинбургского кинофестиваля Дианой Хендерсон, и главным продюсером фестиваля инстаграм-короткометражек TIFFxInstagram Shorts Festival Солом Патель. Также в рамках кинофестиваля и кинорынка в Торонто представители РОСКИНО презентовали Кинокомиссию Москвы и создали все необходимые условия для успешных продаж компаний-участников стенда ROSKINO — Russian Cinema Worldwide.

Екатерина Мцитуридзе, генеральный директор РОСКИНО:

– Я считаю, что новый сезон для российского кино на международных рынках начался успешно, предпродажи идут хорошо, и я уверена, на Американском международном рынке в Лос-Анджелесе будут конкретные и ощутимые результаты. Кроме того, благодаря нашим с продюсерами общим усилиям, в том числе переговорам, проведённым в Венеции и Торонто, немало проектов будет представлено и на престижных международных кинофестивалях, что также важно для конечной цели, для того, чтобы российские фильмы могла оценивать максимально широкая зрительская аудитория».

* * *

Более 400 000 зрителей увидели программу киносмотра, в которую вошло 340 фильмов из 74 стран мира. Главный приз кинофестиваля TIFF — People’s Choice (приз зрительских симпатий) — получил фильм «Три биллборда на границе Эббинга, Миссури» режиссера Мартина МакДона. Черная комедия о мести и искуплении в маленьком городке Америки ранее уже получила приз за лучший сценарий на Венецианском кинофестивале.

 

Для справки:

РОСКИНО – единственная в России государственная структура, занимающаяся продвижением российского кино в мире. Начиная с 1924 г. помогает отечественным кинематографистам интегрироваться в мировую индустрию кино. В 2014 г. компания отметила 90-летний юбилей.

Компания занимается продвижением российских фильмов на международных кинофестивалях (в Канне, Венеции, Берлине, Торонто, Лондоне), на кинорынках (AFM в Лос-Анджелесе, EFM в Берлине, Marché duFilm, MIPTV и MIPCOM в Канне, FILMART в Гонконге), премиях («Оскар», «Золотой глобус», премия Европейской академии кино), осуществляет поддержку дистрибуции российского кино и способствует привлечению инвесторов и партнеров, заинтересованных в совместном производстве с Россией. РОСКИНО имеет свое подразделение в Лос-Анджелесе — Российскую кинокомиссию в США (Russian Film Commision USA) и официальное представительство в Лондоне (Великобритания) – ROSKINO-UK.

В октябре 2014 г. РОСКИНО выступило организатором Санкт-Петербургского Международного Медиа Форума (СПММФ), объединившего три рынка контента — кино, телевидение и новые медиа, и имевшего большой резонанс в российской и международной медиаиндустрии.

В мае 2016 г. РОСКИНО стало партнером крупнейшего в мире Каннского кинорынка Marché Du Film в рамках 69-го Каннского международного кинофестиваля, благодаря чему Россия стала хедлайнером события.

Один из заметных проектов РОСКИНО – Международный передвижной кинорынок DOORS, в рамках которого компания представляет новые российские фильмы на ведущих рынках мира.

 

Екатерина МЦИТУРИДЗЕ – глава РОСКИНО, киноэксперт Первого канала, главный редактор журнала Variety Russia, автор концепции и генеральный продюсер СПММФ. Закончила исторический и киноведческий факультеты Тбилисского государственного университета. Ведет авторскую рубрику «Это кино» в утреннем эфире Первого канала. С 2011 г. генеральный директор РОСКИНО. В активе Екатерины – дипломы Каннского и Венецианского МКФ, AFM в Лос-Анджелесе. Член Союза кинематографистов РФ, Член Российского и Международного союзов журналистов, Член Ассоциации международной кинопрессы Fipresci, Академик Национальной Академии кинематографических искусств и наук России. Магистр исторических наук.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here