Владислав ЛАВРИК: «Нам хочется расти и развиваться»

0
42

11 октября 2018 года в Москве стартует Международный фестиваль медного духового искусства BRASS DAYS. В этом году он пройдет уже в восьмой раз и снова расширит свою географию: концерты и мастер-классы пройдут также в Туле, Волгограде и Оренбурге. В преддверии открытия фестиваля мы побеседовали с его художественным руководителем — одним из лучших трубачей и молодых симфонических дирижеров России, лауреатом Премии Президента РФ для молодых деятелей культуры за 2015 год Владиславом Лавриком.

– Давайте начнем ab ovo. Как появился фестиваль Brass days?

– Еще до возникновения фестиваля как такового мы время от времени устраивали камерные концерты, в которых участвовали преподаватели консерватории и студенты. Но в какой-то момент стало ясно, что нам хочется большего: выступать на больших сценах, приглашать музыкантов «со стороны» — в общем, расти и развиваться. Появилась идея сделать фестиваль. Мы обратились за помощью в Министерство культуры – и получили поддержку. 2011-й год мы считаем официальным годом рождения фестиваля Brass days. Потом в проекте приняла участие компания Yamaha, и мы смогли включить в программу фестиваля выставки музыкальных инструментов и мастер-классы. Так фестиваль приобрел структуру, которой мы придерживаемся до сих пор. А знакомство с компанией Cargill подарило возможность проводить концерты не только в Москве. В 2012 году мы с их помощью привезли на фестиваль Квартет братьев Брубек, сыграли концерты в Большом зале Московской консерватории, в Петербурге в Мариинском театре — и в Туле, где компания Cargill базируется. С тех пор Cargill стал нашим постоянным партнером и единомышленником.

Кстати, Тульский филармонический симфонический оркестр, который примет участие сразу в нескольких концертах фестиваля, тоже в некотором роде обязан своим возрождением компании Cargill. Мы приехали договариваться об очередном фестивале, а в результате я получил предложение создать оркестр. Так что, как видите, все как-то само по себе развивается, цепляется одно за другое…

– Расскажите еще об участниках фестиваля.

– В разные годы в программах фестиваля принимали участие такие звезды, как трубачи Йенс Линдеманн , Марко Пьеробон, Сергей Накаряков, Андреа Джиффреди, потрясающий португальский тубист Серджио Каролино, валторнист Аркадий Шилклопер… Они приезжают к нам не только для того, чтобы выступить, но и дают мастер-классы. Это очень важный для нас момент – образовательный и даже где-то просветительский.

– А вы считаете, что образованности молодым российским духовикам не хватает?

– Скажем так: у нас много талантливых музыкантов, обладающих яркой индивидуальностью, личной харизмой – то есть солистов. Но не хватает хороших крепких профессионалов, которые готовы сесть в оркестр или камерный ансамбль. В этом сегменте наши музыканты заметно уступают западным — и количественно, и качественно. Знаете, сколько трубачей приезжает пробоваться на конкурс в какой-нибудь американский или европейский оркестр? В среднем от ста до трехсот. И их профессиональный уровень очень высокий. А у нас дефицит музыкантов высокого оркестрового уровня.

– Почему же так вышло? Ведь духовая музыка всегда была очень популярна у нас – раньше чуть ли не в каждом парке играл духовой оркестр. А как известно, спрос порождает предложение, стало быть, и музыкантов-духовиков, по идее, должно быть достаточно?

– Вот тут срабатывает клише: у нас при слове «трубач» сразу представляют себе или военный оркестр с маршами и фанфарами, или вальсы и польки в парках. Но мы хотим, помимо этой традиции, которая у нас существует, приучить публику к мысли, что духовая музыка может быть очень интересной и в академическом исполнении.

– Хорошо, вернемся к гостям фестиваля. Охотно ли они принимают приглашение выступить на Brass days?

– Есть целый ряд музыкантов, которые едва ли не ежегодно с большим удовольствием приезжают к нам на фестиваль – такие, скажем, как мой давний и очень близкий друг, замечательный американский трубач Пауль Брэдли Ульрих, член Совета директоров Всемирной Гильдии Трубачей. Его рекомендации и советы всегда очень помогают мне в формировании состава участников фестиваля. Он привозит к нам прекрасные брасс-квинтеты из разных штатов и замечательных педагогов, а также новые произведения, которые пишутся сейчас для духовых инструментов. Брэд будет выступать на фестивале 11 октября, мы представим российскую премьеру нового концерта Эрика Моралеса для двух труб, арфы, литавр и струнных. Также в концерте открытия фестиваля выступит знаменитый немецкий трубач Отто Заутер. Очень деятельный человек, основатель нескольких очень престижных музыкальных фестивалей, президент международной ассоциации брасс-музыкантов, он дает мастер-классы по всему миру, причем они продолжаются дней пять, и не по полтора-два часа — Отто занимается с детьми весь день. Меня познакомил с ним Сергей Накаряков, и я уже поставил себе в график участие в нескольких мероприятиях и фестивалях, которые Заутер организует. Я очень рад нашему с ним знакомству и надеюсь, что это будет долгое плодотворное сотрудничество.

Один из главных принципов Brass days – участие в нем принимают не только именитые музыканты, уже громко заявившие о себе, но и молодые таланты. Среди участников нынешнего фестиваля — Иван Пятков, ему 12 лет, но он уже победил в нескольких международных конкурсах. Живет с бабушкой в маленьком селе под Новосибирском, играет на довольно редком инструменте – баритоне. Я услышал Ваню в «Артеке» — и уже на репетиции было понятно, насколько это одаренный музыкант, как он горит желанием играть. Конечно, я не мог не пригласить его к нам на фестиваль. Услышать это юное дарование можно будет также на концерте открытия 11 октября в Малом зале Московской консерватории.

– А что ждет нас на других концертах Brass days?

– На наш фестиваль мы приглашаем не только отличных духовиков, но и других прекрасных музыкантов. В прошлом году у нас выступал один из лучших пианистов современности Борис Березовский, в этом году – не менее выдающийся виолончелист Александр Князев. Для нас очень важно показать, что духовая музыка органично — и ярко! — существует внутри академической традиции. Нашими концертами мы демонстрируем, что духовое искусство может так же глубоко влиять на слушателя, как и другие инструментальные и вокальные искусства. А в финале обычно звучит какой-то сольный номер на трубе в моем исполнении – это уже традиция фестиваля.

Что касается других московских концертов, то 18 октября в Малом зале консерватории у нас будет очень любопытный концерт – мы назвали его Brass battle. Надеемся, что он привлечет внимание публики, поскольку в нем встречаются брасс-ансамбли двух главных музыкальных театров страны – Большого театра и Мариинки. Они готовят какую-то особенную программу, в детали которой пока никого не посвящают, это будет сюрприз для всех.

3 ноября в Большом зале консерватории выступит великолепный трубач Сергей Накаряков, который в особом представлении не нуждается. А для концерта 7 ноября в Камерном зале филармонии мы подготовили программу камерной музыки. Замечательный тубист Федор Шагов со своей супругой, пианисткой Кариной Шаговой, сыграют несколько произведений. Дуэт трубы и арфы прозвучит в романсах Чайковского – мы исполним их вместе с солисткой Российского национального оркестра Светланой Парамоновой. И будет мировая премьера Третьей симфонии для брасс-ансамбля американского композитора Дэна Рэгера.

– В прошлом году фестиваль проходил в Москве и Туле. Нынешний — уже в 4 городах. Динамика налицо. Есть ли у вас намерение и дальше расширяться?

– Да, в этом году к Москве и Туле прибавились еще два города: в рамках фестиваля Brass days я дам сольный концерт и мастер-класс в Волгограде, а заключительным аккордом фестиваля станет концерт и мастер-класс в Оренбурге 13 декабря. Надеюсь, что где бы ни проходили концерты фестиваля, они оставят след и посеют какие-то правильные семена… Мне очень хочется «заразить» моей любовью к медной духовой музыке как можно большее количество людей.

– Похвальное намерение! Но вот, предположим, многие действительно заразились и бросились заниматься на трубе или каком-либо другом духовом инструменте. И тут встает вопрос, который давно меня волнует: как относятся соседи к подобным занятиям?

– Мои — к счастью, с пониманием (улыбается). К тому же у меня есть специальное приспособление, чтобы не слишком сильно испытывать их терпение.

– Сурдина?

– Да. Хотя, конечно, все время заниматься с сурдиной не станешь, поскольку она сильно влияет на качество звука. Поэтому перед концертами я всегда стараюсь найти такое место, где я бы никому не помешал – обычно в отелях находится какое-нибудь подходящее для этого помещение.

– А что еще нужно для подготовки хорошего духовика? Какие-то особые тренинги и дыхательные упражнения? Йога?

– Знаете, йога – это действительно отличная вещь! Как раз недавно у меня была встреча с первым трубачом оркестра Метрополитен-опера Билли Хантером, он большой поклонник йоги и активно ее практикует. То, что он рассказывает о своем опыте, меня очень впечатлило: возможность управлять не только своими возможностями, но и намерениями. Контролировать не только тело, но и мозг. Видеть, каких результатов он добивается этими занятиями – это очень любопытно.

– Может быть, есть смысл включить подобные занятия и в контекст Brass days?

– Может быть. Это стало действительно очень популярно – скажем, на Дягилевском фестивале в Перми помимо репетиций и спектаклей каждое утро начинается с встреч с мастерами йоги и занятий. Мне кажется, это хорошая история. Я сам еще не очень углубился во все это – но намерение есть. Думаю, это будет следующий этап моего погружения в профессию.

Беседовала Светлана ОСТУЖЕВА

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here