Выставка живописи и скульптуры «Знаки бытия» открывается в РАХ

0
76

27 ноября 2018 года в залах Российской академии художеств (Москва, Пречистенка, д. 21) состоится открытие выставки произведений академика Российской академии художеств, Лауреата Государственной премии Ирины Старженецкой и почетного члена РАХ Анатолия Комелина «Знаки бытия».

Зрителю предстоит новая встреча с произведениями знаменитого художественного дуэта. В самом названии выставки заключены не только ее концепция, но и своего рода характеристика природы творчества известных российских авторов. Исследователи отмечают способность мастеров отрешиться от всего земного и видеть мир как бы сверху, улавливая ту гармонию всего сущего, которая в повседневной жизни обычного человека распадается на множество малозначимых эпизодов. Неразгаданность, тайна, сочетание глубоко национального видения мира с общечеловеческой общностью проблематики, близости к заветам древних мастеров — с отзывчивостью на любовь и боль современности – все это в равной мере можно отнести к живописным работам И. Старженецкой и скульптуре А. Комелина. «Выразить хотя бы малую часть того, что больше тебя». В этом видят они предназначение искусства, которое рождается в бесконечном пространстве между Творцом и Творением, в котором живет художник и его произведение. Экспозиция выставки, представляя работы последних лет, расставляет главные смысловые акценты их многолетнего творчества.

Ирина Старженецкая принадлежит плеяде художников рубежа 1960-1970 годов, внесших в отечественное искусство новое мироощущение, новую стилистику. В 1968 году она окончила Московский государственный художественный институт имени В.И. Сурикова, где училась у таких крупных мастеров, как А. Грицай, Д. Жилинский, С. Шильников. В течение многих лет оформляла спектакли в музыкальных театрах страны, но всегда оставалась верна живописи, стремясь её средствами выразить свои чувства, «сказать о том, о чём словами не скажешь», что с годами сформировало её неповторимый стиль. Поражающий пластической свободой, мощью живописной стихии, он явился результатом не только врождённого художнического дара, но и следствием её незаурядного интеллекта.

«Её живопись изначально метафорична, и оценивать её следовало бы исключительно категориями поэтики» – отмечает искусствовед М. Лазарев. Цвет всегда являлся для Старженецкой основой ее изобразительной речи. Его тайны она постигала во все периоды своего творчества. Будучи по природе человеком музыкально одарённым, она и цвет воспринимает как зримую музыку, как взаимосвязи и взаимодействия жизни, пытаясь перевести слуховые ощущения в зрительные, используя, прежде всего, не столько изобразительные, сколько выразительные возможности цвета, от радужных сочетаний до откровенно чёрного, в зависимости от замысла.

Отдавая в разное время дань определенным жанрам – портрету в 1970-1980 годы, изображению цветов – в 2000-е, пейзажу И. Старженецкая не предпочитает ни один из них, следуя, в первую очередь стремлению передать состояние, чувство — боль, страдание, любовь, радость… Предельно укрупняя план, она создает на холсте композиции, достигая в них подлинного напряжения и драматизма, а все, что изображено в её работах — человеческая фигура, птица, дерево, река, облако приобретают характер знака, вечного элемента жизни.

На выставке представлены работы, объединенные автором в обширные серии, определяющие географию ее путешествий, духовные и художественные приоритеты: «Греция», «Сирия», Евангельский цикл, «Таруса» и др. Воплощая в красках реальные впечатления, образы, созданные ее воображением, Старженецкая создает свою уникальную художественную историю мира, вовлекая и зрителя в увлекательное странствие.

Анатолий Комелин. Бесогон

Анатолий Комелин. Благовещение

Анатолий Комелин. Вход в Иерусалим

Ирина Старженецкая. Благовещение

Ирина Старженецкая. Пальмира

Ирина Старженецкая. Пелопонес

Анатолий Комелин (родился в 1953 году) — один из наиболее ярких и самобытных современных скульпторов. Любимый материал скульптора – дерево, Он работает также с камнем, металлом, другими твердыми материалами. Избегая детализации, мастер демонстрирует силу и выразительность пластического минимализма.

Родом из Марийского края, Комелин с детства проявлял способность мастерить своими руками. В 1976 году окончил Пензенское художественном училище имени К.А. Савицкого, получив глубокое профессиональное образование. С 1981 года живет в Москве. На протяжении нескольких десятилетий А. Комелин работает как в станковом искусстве, экспериментируя в произведениях деревянной пластики и вольных композициях-конструкциях, так и в искусстве монументальном, создавая для православных храмов каменные рельефы, иконостасы, поклонные кресты. Движение от предметных форм к условно абстрактным, всё более простым и лаконичным, позволяет ему выразить ёмкие, вечные смыслы и сюжеты. Дерево, камень, другие материалы и случайные предметы в руках мастера превращаются в уникальные произведения искусства. В своей работе Комелин не столько трансформирует натуру, сколько обнажает ее сущностные свойства.

В таких крупноформатных объектах как «Воскрешение Лазаря» или станковых «Бесогон», «Театр военных действий» скульптор решает проблемы пространства, работая в условной манере, с известной долей иронии и веселой изобретательности. Создавая церковные произведения, он чрезвычайно строг к детали, тщательности исполнения, архитектонике пространственных построений, гармонии части и целого. На выставке представлены композиции из камня на библейские сюжеты: «Преображение», «Благовещение, «Сретение», «Крещение» и другие.

Большинство работ художников созданы в Тарусе, где они подолгу живут в своем доме, ставшем их второй мастерской. С 1989 году Ирина Старженецкая и её муж, Анатолий Комелин, участвовали в создании внутреннего убранства церкви Воскресения Христова в Тарусе, завершенном в 1998 году. Старженецкая выполнила живописную часть иконостаса, роспись стен и мозаики, Комелин — работы по дереву и камню. Они также принимала участие в украшении храма Малого Вознесения на Б.Никитской улице в Москве. Эта работа стала важнейшим этапом в творчестве художников. Она была связана, прежде всего, с изучением исторического опыта церковной живописи, познанием сложнейшей проблематики православных канонов. Полученное знание позволило им расширить диапазон своих творческих поисков за границы видимого, в сферу чисто духовного бытия. Поэтому произведения последних лет, независимо от сюжета и жанра, воспринимаются как многомерный символ какой-то части мироздания.

Произведения художников находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Московского музея современного искусства и других крупнейших музеев нашей страны и за рубежом, а также во многих частных коллекциях.

И. Старженецкая и А. Комелин награждены медалью Русской Православной церкви Преподобного Сергия Радонежского I степени, удостоены золотых медалей Российской академии художеств.

Завершит свою работу выставка 16 декабря.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here