Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

РАСПРОДАЖА

Новое на сайте

ДомойМир книг100 лет Персимфанса: к юбилею симфонического оркестра без дирижёра

100 лет Персимфанса: к юбилею симфонического оркестра без дирижёра

Персимфанс – симфонический оркестр, исполняющий музыку без дирижера. Он был создан в Москве и просуществовал с 1922 по 1932 г. В послереволюционное десятилетие Персимфанс стал не только подлинным и редким воплощением идеи «коллективного труда», но и образцовым симфоническим коллективом, удивлявшем даже самых именитых дирижеров. Инициатором оркестра выступил легендарный музыкант, один из корифеев русской скрипичной школы Лев Цейтлин, собравший лучших исполнителей из профессуры консерватории, их учеников и солистов оркестра Большого театра. В брошюре манифеста А. Цуккера «Оркестр без дирижера» (1922) отмечается, что в таком проекте «артисты слушают друг друга и главные голоса и привыкают соразмерять силу звучности своих инструментов с силой звучности инструментов, исполняющих в тот или иной момент главные партии». Идеи творческого равноправия и коллективной ответственности не только создали модель для подражания во многих городах СССР, в Германии, США и других регионах, но предвосхитили горизонтальный и сетевой метод коммуникации, актуальный для сегодняшнего времени, а интервенции симфонической музыки в пространство рабочей аудитории стали основой для современных партиципаторных практик и новых креативных подходов к привлечению неакадемической аудитории к симфоническому искусству.

В 2009 г. Персимфанс был возрожден пианистом и композитором Петром Айду не просто как симфонический коллектив, но в качестве арт-группы, занимающейся научными исследованиями, созданием выставочных и образовательных проектов, развитием международной коммуникации между музыкантами и т.д. У него нет постоянного состава, и он исполняет музыку преимущественно для конкретных проектов. К столетию оркестра в феврале 2022 г. Петр сформулировал основные принципы современного Персимфанса, среди которых отметил важность живого общения между музыкантами, отсутствие строго закрепленного за каждым музыкантом места, связь музыки с окружающим миром, необходимость изучения вкусов публики для налаживания контакта с ней, создание коллабораций с музыкантами всего мира, игру в непрофильных пространствах, расширение инструментария.

В издательстве «Бослен» вышла книга об оркестре «100 лет Персимфанса». Книга делится на три части. В первой описываются история создания оркестра, предпосылки его возникновения, особенности оркестра без дирижера, место проекта в авангарде начала XX и постмодернистской культуре начала XXI в.; рассказывается о формировании современной симфонической культуры.

Вторая часть, «Сон Персимфанса», – рисунки художника и музыканта Ярослава Шварцштейна. Они хорошо передают дух новизны проекта как в 20-е гг. XX в., так и в наше время. Комментарии Петра Айду к ним раскрывают историю эволюции Персимфанса.

Третья часть полностью посвящена сегодняшнему оркестру. Здесь – воспоминания, истории из личной жизни музыкантов проекта и ироничные зарисовки их творческой деятельности.

Новое в рубрике

Рейтинг@Mail.ru