Артём ДАНИН: «Я хочу быть революционером в театральном искусстве…»

408

Артем Данин, актер, телеведущий, режиссер, художественный руководитель Театра Современной Драматургии на Арбате и АНО «Театральный дом «Старый Арбат». Родился 25 декабря 1995 года в городе Щекино, Тульской области. Об идее создания частного театра в историческом месте Москвы, о приобщении москвичей в театральному искусству режиссер и художественный руководитель театра Артем Данин рассказал в интервью представителю «АртМосковии».

– Артем, расскажите о том, как пришла идея создания частного театра?

– До третьего курса ГИТИСа у меня была навязчивая идея сниматься в сериалах и кино. У меня медийная внешность и все это подмечали. Создать собственный театр – такой мысли в те времена даже не возникало. Я работал в телекомпании «Красный квадрат». И телевизионный опыт, сейчас оказывается мне очень кстати в процессе руководства Театром Современной Драматургии. Причем на ТВ я пришел не как актёр, а как тележурналист, как редактор, сделал несколько передач для программы дирекции развлекательного телевидения Первого канала «Главный котик страны». Моя задача в этом проекте заключалась в том, чтобы готовить популярных звезд – участников программы к самым неожиданным ситуациям, которые с ними могли произойти на телевизионной площадке. В моей жизни было еще несколько интересных ТВ проектов. Один из них «Песенка года с Ангелиной Вовк». Также я был ведущим на всероссийском чемпионате «Абилимпикс». А после, Ирина Слуцкая, олимпийская чемпионка, пригласила меня провести проект «Ходи, Россия!», который прошел в 12 городах нашей страны.

Как раз параллельно я заканчивал ГИТИС. Надо было думать, естественно, о том, как зарабатывать в Москве деньги. Я искал выходы своей реализации, связанные с моей профессией. Ходил по разным кастингам, многие из них были для меня успешными. Некоторое время я играл у Кирилла Серебренникова. Получив ранее опыт в телевизионной сфере, я четко осознавал, что мне хорошо именно в театре. Конечно, тогда я еще не думал о создании своего театра. «Да это же просто невозможно сделать в Москве!», – думал я. Потом я играл в молодежном театре. Я был счастлив, потому что занимался любимым делом, но именно этот театр я сильно не любил. Я видел, как ставились спектакли. Не всегда это было профессионально по моему мнению. И однажды, я поскандалил с режиссером. А уже в январе текущего года на театральной карте Москвы появился новый адрес – Театр Современной драматургии (ТСД).

– С чего начинался путь режиссера?

– Находясь в эмоциональном порыве, в том числе благодаря ссоре с режиссером театра, в котором я играл, я почувствовал, что смогу поставить спектакль сам и сделаю это лучше, чем другие. Так появился мой первый спектакль «Тёща». Я провел кастинги актеров, организовал репетиции. Спектакль получился эмоциональный, яркий и сразу полюбился зрителю! Около года мы успешно существовали как антрепризный театр и набирали полные залы зрителей в Москве и области. Вот так, в эмоциональном порыве, пришло вдохновение и силы на создание сначала собственного спектакля, а потом уже и театра.

– А как вам удалось найти пристанище для своего театра в самом историческом центре Москвы, – в районе Арбата, в Филипповском переулке?

– Я являюсь художественным руководителем Театрального Дома «Старый Арбат». Это – автономная некоммерческая организация (АНО), расположенная по тому же адресу, что и театр: Филипповский переулок дом 11, стр. 2. Бывший худрук «Старого Арбата», в котором мы как раз играли «Тёщу», замечает нашу слаженную команду артистов. Вскоре он назначает меня своим помощником, а потом и руководителем «Театрального дома». Так наш Театр Современной Драматургии оказался на исторической сцене на Арбате, где когда-то играли такие знаменитости как Фаина Раневская и Ольга Книппер-Чехова. А теперь здесь играем мы – наша труппа – семья Театра Современной Драматургии.

– Как финансируется частный театр?

– Все частные театры находятся полностью на самоокупаемости, поэтому иногда требуют и личных вложений. К этому надо быть готовым, особенно, если спонсорской поддержки нет. Также определённым финансовым подспорьем театру служит недавно открывшаяся при нём платная «Школа актерского мастерства», в которой работают профессиональные педагоги – преподаватели ГИТИС, а знаменитые актеры театра и кино преподают мастер-классы. Замечу, билеты на наши спектакли недорогие; по крайней мере, мы стараемся не отходить от политики доступности билетов, – в среднем сейчас она колеблется в пределах 400 – 600 рублей. Также, несмотря на молодой, – даже, строго говоря, младенческий возраст театра, – мы разрабатываем свою гастрольную стратегию, считая, что без гастролей вряд ли можно серьёзно говорить о нормальном развитии театра. Пока мы успели побывать только в «ближнем замкадье» – Рязани, Туле, Щёкино, Клину, Кимрах. Но, несомненно, – это только начало.

– Расскажите о репертуаре вашего театра?

– В третьем сезоне у нас вышло сразу три премьеры. В числе которых, спектакль по пьесе величайшего абсурдиста Э. Ионеско «Лысая певица», который отвечает на самые главные вопросы человека. Спектакль «Зо.» по известным рассказам Михаила Зощенко «Свадьба» и «Неудачный день» в совершенно новой интерпретации, которая будет близка молодым людям. И долгожданный спектакль – комедийная драма по пьесе А. Непомнящего «Однажды в Одессе или Мама стреляет дважды» с участием заслуженной артистки России, звездой программы «Большая разница» Галиной Коньшиной. «Однажды в Одессе» – это выдуманная история, рассказывающая о судьбе трех ярких персонажей с непревзойденным остроумием и непростым характером. Я думаю, эта работа понравится многим.

И, конечно, всеми любимая «Тёща». А также наш знаменитый спектакль «Не друзья». У нас нет задачи делать репертуар на каждый день. Наша главная задача – создавать качественные профессиональные спектакли.

– Этой весной состоялась премьера Вашего нашумевшего спектакля «Не друзья». Как пришла идея спектакля?

– Я посмотрел фильм «Идеальные незнакомцы». В тот момент я находился в поиске нового для своего творчества. Я сразу захотел поставить спектакль по этому фильму. В России выходит фильм «Громкая связь», аналогичный своему зарубежному предшественнику. Мы первые ставим в Москве этот уникальный спектакль «Не друзья» по мотивам фильмов. Артисты театра Современной драматургии проводят на сцене эксперимент: отключают пароли на телефонах и читают друг у друга все телефонные переписки. Эта острая тема о подлинности реальных отношений, ценности истинных чувств и минусах информационного прогресса. Главная проблематика нашего спектакля – это мой личный крик души. Я уверен в том, что если тебе не хочется общаться с человеком – не общайся. Ты никому ничего не должен. Жизнь нужно прожить так, чтобы потом не сожалеть о потраченном времени на не нужных людей, на не любимое дело. Спектакль про то, что люди загоняют себя в угол сами, но даже из самой сложной ситуации всегда есть выход.

– Расскажите о Российском Детском Театральном Фестивале, который прошел 9-16 июня в Театре Современной Драматургии?

– Хороших детских спектаклей мало. Масштабных детских театральных фестивалей еще меньше. Их всего два было запланировано в Москве в этом году. Мы решили организовать свой – российский детский театральный фестиваль в необычным формате. Наш Фестиваль включал бесплатные мастер-классы по актерскому мастерству, сценическому движению, развитию речи от выдающихся звезд театрального искусства. И это было главной «фишкой» фестиваля – дети могли бесплатно получать знания от выдающихся артистов театра и кино.

Главной целью Фестиваля для нас являлось привлечение молодежи к театральному искусству и в частности к нашему Театру Современной Драматургии. Я считаю, что вовлечение в культурно-досуговую работу всей семьи ребенка – процесс очень важный для его развития. Несмотря на то, что культура становится у нас богаче, шире, доступнее, с другой стороны, современная глобальная информатизация общества позволяет получать любую информацию, не выходя из дома, через гаджеты. В результате этого изменяется мышление и восприятие человека. Развитию творческого мышления, как правило, уделяется все меньше времени и это требует особого внимания. Поэтому наш Фестиваль являлся, можно сказать, доступным способом развития личности ребенка. Юный зритель был в восторге – а это главное. Значит, цель достигнута, задачи выполнены.

– Немного глобальный вопрос. Как вы считаете, какую роль играет театр в жизни человека и общества?

– Театр – это личное. Для кого-то театр способен поменять взгляд на жизнь. А кто-то в нем ни разу за всю жизнь так и не побывает. Для большинства театр является центром духовного развития личности. Театр призван менять человека в лучшую сторону.

– Можно ли рассматривать театр, как успешный бизнес-проект? Частный театр – это бизнес или все-таки творчество?

– Частный театр – это бизнес. И его развитие зависит только от тебя лично. Я хочу быть революционером в театральном искусстве и создать качественный знаменитый частный театр, который не будет уступать по популярности ведущим государственным театрам в России.

В этом бизнесе – ты ни от кого не зависишь, делаешь то, что тебе нравится. Частный театр более пластичный, чем государственный. Можно ставить спектакли на злободневные темы, которые привлекают молодежь, а не следовать определенной программе постановок. Можно запускать новые интересные обучающие проекты, фестивали и т.д. Раньше я мечтал о государственном спонсировании. Но ставки у артистов театра очень малы, как правило, составляют около 15000 рублей. А профессиональные затраты актеров, я считаю, не соизмеримы с этой суммой.

Конечно, есть и сложности. Как и любой частный бизнес, ты должен вкладывать свои деньги. Но в итоге ты получаешь именно то, что нужно тебе и твоему зрителю.

Оригинал публикации находится на сайте сетевого СМИ artmoskovia.ru | Если вы читаете её в другом месте, не исключено, что её украли.