Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

РАСПРОДАЖА

Новое на сайте

ДомойАфишаБармаглот и Клязьма

Бармаглот и Клязьма

Юрий Лавут-Хуторянский. Клязьма и Укатанагон. – М.: АСТ, 2019

Структура этого фантасмагорического романа сложна и естественна одновременно. Автор изощрен, хотя и предсказуем. В первой части – история девяностых и нулевых, развал и схождение, разброд и шатание, отразившиеся на судьбах новых русских и старых хозяйственников. Во второй – отнюдь не символическая расплата за все это нищенское великолепие, которое по задумке Высшей Сущности, создавшей Землю и ведущий за нами наблюдение (и заодно дневник) должно было иметь совсем иной вид.

Итак, в начале, озаглавленном «Клязьма» — рассказ о российской семье, в которой супруге поначалу казалось, что ее муж безынициативный, поскольку руку из трусов по молодости на лавочке в Сокольниках убрал, а оказалось, что любовь здесь совсем другого рода. Нам расскажут и о страшных девяностых, и ужасных нулевых, но природа – и жанра, и характера – возьмет свое, и кривая сюжета вывезет как раз в те края, куда ни Макар телят современной литературе особо не гонял, ни конь модных тем о милиционере в деревне не валялся. И сухая социальная драма выльется в яркую орнаментальную прозу, где только и жизни, что сказка русская да ее обитатели.

И еще тут вот какая перекличка с чекистским временем недалеких 1930-х. «Когда мы друг другу врать перестанем, Паша, — с горечью спрашивала героиня тогдашней прозы. – Только при коммунизме, Нина, раньше не выйдет», — с твердой уверенностью отвечал муж. Ну чем вам не прототип «Бумажного солдата» в недавнем кино? Вот и сейчас, в не менее романтические времена, а именно в романе Лавут-Хуторянского про двухтысячные, то же самое. «— Паша, в городе есть шевеленье и надежда на молодежь. Может, следующее поколение будет нормальное. — Тат, на месте сорняка вырастает, конечно, следующее поколение, но не укроп с петрушкой, а тоже сорняк».

По большому счету, врут оба, и поэтому далее роман, напоминаем, заворачивает из страны дураков по кривой, как водится, дорожке, в более стилистическую глушь, на безводные просторы сюжета совсем другого, так сказать, жанрового направления.

По стилю второй части под названием «Укатанагон», в которой упомянутый Высший разум наблюдает за нами, неразумными, и в которой будто в искупление всех грехов человеческих начинается чистая натуралистическая проза – так вот, по стилю это почти что Бунин и даже Тургенев, поскольку что же тогда это такое, прекрасное? «Утром холодный глазок неба заглянул с самого верха на дно ямы, и воздух задрожал моргающей сизой рябью. Мелкой волной дернулась разноцветная лесная подстилка — и двинулась, смыкая разорванную ямой осеннюю красоту, и сразу в воздухе, над упругой еще травой повисли спиралями ранние в этом году золотые листья…»

С другой стороны, напоминает «Записки охотника». «Приблизившись и ощерив пасть, Михаил Иванович рыкнул и резко отклонился влево, сохатый дернулся и мотнул головой в ту же сторону, тогда Михаил Иванович рыкнул и уже резко обратно вправо, до конца — и сохатый за ним туда же, до конца, а Михаил Иванович рыкнул и опять влево, но не закончил движение, а сохатый уже автоматически туда же и до конца. И Михал Иваныч одновременно с рывком вперед нанес удар снизу своими выдвинутыми бритвенными, двенадцатисантиметровыми когтями — и распорол бы брюхо сохатого. Распорол бы, если б не снег, прикрывший яму между корнями и обманувший ровным настом».

И вроде бы Левиафана не изобретает автор, а все равно страшный и прекрасный, повторимся, Бармаглот вырывается из его прозы, чтобы распугивать ближайших соседей по охоте на перелетные смыслы. А они таковы, что натуралистические романы сегодня уже никто не пишет картины природы, пропускаемые в книгах со времен Чехова, вообще отсутствуют, а если уж и есть какая-никакая захудалая природа, то в основном – социальная. Природа человеческих отношений, культура речи и гигиена труда – вот компоненты, заменившие нам налимью уху и сразу же, не закусывая, вторую. Интеллигент, сдуру угодив на лесном пикнике рукой в кипящий котел, высказался лучше всех адвокатов, ратующих за урбанизм в литературе. «И на хрена мне все это на ночь глядя надо!» — проорал он в жанровую ночь, и все стали писать о деревенском милиционере, забыв про деревню и русский лес, в котором сегодня водятся лишь зомби Второй мировой. «Распорол бы, если б не снег…».

Марат КАСКО

Новое в рубрике

Рейтинг@Mail.ru