Берлинская национальная галерея впервые представила обширную экспозицию, посвященную XIV-XVI векам в европейском искусстве. Важнейшие изобретения в искусстве и науке, развитие которых пришлось на более поздний период, были сделаны в это время. Игра света и тени, печатная графика, становившаяся со временем всё более светской, нежели религиозной, первое появление книжного дизайна – обо всем свидетельствуют и рассказывают произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, скульптуры, деревянного зодчества. На выставке представлены экспонаты из музейных собраний Англии, Германии, Голландии.
Многие предметы искусства находились ранее в соборах, церквях, ратушах, дворцах аристократов и домах зажиточных горожан. То был период расцвета техник книгопечатания, иллюстративного материала (в первую очередь, черно-белого). Изобретение книгопечатания – важнейший вклад Германии в европейскую культуру. Воспроизведение произведений искусства привело к демократизации изображений. Книжная иллюстрация стала более доступной, что повлияло на появление новых рынков сбыта, сама же книга стала новым для того времени массовым средством информации, достаточно вспомнить знаменитую Библию Иоганна Гутенберга – точка отсчета книгопечатания в Европе. К слову, дешевым Библия не была, позволить её могли состоятельные горожане, крупные университеты и монастыри.
Нидерландские живописцы подарили последователей и в Германии. Одним из них был Штефан Лохнер (между 1400-1410 – 1451), прозванный Кёльнским. Его главное произведение – трёхчастный алтарный складень: «Поклонение волхвов», житие св. Гереона и св. Урсулы в Кёльнском соборе. Другим известным мастером алтарной росписи стал немецкий и швейцарский художник Конрад Виц (1400-1446). Он расписывал алтарь собора святого Петра в Женеве. Алтарная картина «Зерцало искупления человечества» в базельском августинском монастыре также его работа.
Период поздней готики характеризуется не только передачей сюжета, но и появлением эмоций на картине. Так, примером этому может служить картина Альбрехта Дюрера «Христос как Муж скорбей» (1493/1494), предваряющая эпоху Возрождения.
Не отставали и произведения декоративно-прикладного искусства, а также ювелирного мастерства. Гордостью собрания Государственных музеев Берлина стало Люнебургское серебро – роскошные столовые приборы и реликварии, выполненные в XV-XVII веках (в то время Люнебург был богатым городом благодаря торговле солью).
Марина АБРАМОВА, публикуется по материалам Государственных музеев Берлина