Один из самых известных классических балетов – «Спящая красавица», написанный на музыку Петра Чайковского, занимает прочное место в балетном репертуаре театров мира. Марсия Хайде – в прошлом прима Штутгартского балета – в качестве хореографа разработала свою собственную версию с Государственным балетом Берлина на основе сказки Шарля Перро.
Всё действие происходит также как и в балетном либретто: волшебные танцевальные благословения одной за другой феями сменяют появление последней – Карабос, случайно не приглашенной на крещение маленькой Авроры. Злая волшебница проклинает принцессу с обещанием смерти в ее 16-й день рождения. Однако несчастье предотвращается благословением доброжелательной сиреневой феи: девушка погружается в столетний сон, от которого ее может избавить поцелуй принца. Извечное противопоставление добра и зла, вписанное в балетную сказку, занимает центральное место в версии Марсии Хайде. Фея Карабос безусловно олицетворяет темные стороны жизни, однако по версии Марсии Хайде никто не является исключительно злым.
К слову, Марсия Хайде уже обращалась к постановке «Спящей красавицы» (1987г., Штутгартский балет). С историей русского балета её связывают партия Джульетты в балете Сергея Прокофьева (хореограф Джон Кранко), а также исполнение Татьяны в балете «Онегин», поставленном Джоном Кранко в 1965 году на музыку Петра Чайковского. В 1972 году состоялись гастроли Штутгартского балета в СССР, на которых и был представлен «Онегин». В 2013 году на сцене ГАБТ данный балет был поставлен впервые (в роли Онегина – Владислав Лантратов, Татьяны – Ольга Смирнова).
Отдельной похвалы в «Спящей красавице» заслуживает работа художника-постановщика Джорди Ройга. Декорации и костюмы волшебны настолько, что раскрывают неповторимое очарование сказки и хореографическую поэзию этой версии. Ройг – признанный мастер художественного воплощения балета на сцене. Ранее он работал над постановками «Лебединого озера», «Золушки», «Баядерки», «Коппелии».
Марина АБРАМОВА, по материалам зарубежной прессы, фото: Yan REVAZOV