Аукционный дом Bonhams в преддверии аукциона русского искусства, который состоится в Лондоне 1 декабря, показывает в Москве редкую работу Валентина Серова – «Портрет военного», датированный 1911 годом. Увидеть картину можно в рамках предаукционного показа, который проходит 28 и 29 октября в Парадных сенях Государственного исторического музея (вход в музей осуществляется по qr-кодам). Созданная для экспозиции инсталляция навеяна темой военного бивуака, и отсылает то ли к холщовым разбитым палаткам военных походов, то ли к сложенным письмам и конвертам.
Вечером 27 октября в Парадных сенях Государственного исторического музея состоялось превью для коллекционеров и клиентов Bonhams. Директор русского отдела Bonhams Дарья Христова представила картину и рассказала о грядущих торгах русского искусства, а затем для гостей выступила Лола Ганзаролли (сопрано).
«Мы представляем этот портрет в рамках русских торгов, которые пройдут в Лондоне 1 декабря. Но, несмотря на это, портрет не вывозной и будет продаваться из России. Наши обычные лоты будут продаваться в Лондоне, а портрет останется в России», — пояснила Дарья Христова.
По ее словам, портрет выставляется второй раз. «До выставки в Третьяковской галерее, которая была в 2014 году, он нигде и никогда не выставлялся, потому что находился в частной коллекции», — добавила Дарья.
Валентин Александрович Серов (1865–1911) в своем искусстве соединил лучшие традиции русской реалистической школы, уроки старых мастеров, новаторство современных западноевропейских художников. Его творческие устремления были близки передвижникам, живописцам общества «Мир искусства», объединения «Союз русских художников» и некоторым представителям авангарда.
Серов ярко проявил себя в станковой и монументальной живописи, в графике и в театральном искусстве. Он писал пейзажи, исторические композиции, иллюстрировал книги, оформлял спектакли, но в наследии художника ведущее место, бесспорно, принадлежит портрету. Мастер создал обширную галерею образов современников – аристократов, политиков, деловых людей, разных знаменитостей, тем самым запечатлев сложную и интересную эпоху конца XIX — начала XX века.
Художник был в орбите внимания высшей власти. В 1896 году он приглашался для работы над коронационным альбомом при вступлении на престол императора Николая II, создав уникальные по жизненной силе произведения. Блистательный парадный пленэрный портрет великого князя Павла Александровича (1896, ГТГ), получивший «Grand prix» на Всемирной выставке в Париже в 1900 году принес художнику мировую славу.
Для Серова в портрете главной была тенденция раскрытия психологии личности. Ему помогала особая «зоркость», способность уловить характерные, индивидуальные черты, саму суть человеческой натуры и передать их в произведении. Нередко, персонажи характеризовались через своеобразие мимики и жеста, необычного поворота или наклона головы, мимолетной усмешки или особым блеском в глазах. Серову, в частности, было интересно пластическими средствами обозначить в поясном портрете высокий рост модели, как в «Портрете Д.В. Стасова» (1908, ГРМ) или передать глухоту А.В. Касьянова (1907, Томский областной художественный музей), приятный смех З.Н. Юсуповой (1903, место нахождения не известно).
Безусловно, что для достижения этой цели более подходил реализм, основанный на классической системе построения пластического образа. Тем не менее, художник постоянно находился в творческом поиске, стремясь всячески расширить свой технический диапазон и испробовать силы в разных направлениях. Вектор его развития простирался от эмоциональной приподнятости и красочности произведений конца 1880-х -1890-х годов к интеллектуальному лаконизму линии и цвета его последних работ. Известно, что в конце жизни художник пришел к глубокому пониманию монументальности, декоративности и синтеза искусств.
Серов, покинув пост преподавателя Московского училища живописи, ваяния и зодчества в 1909 году, был вынужден чаще работать над заказными портретами. Слава Серова как одного из самых выдающихся русских портретистов была настолько велика, что к нему обращались с заказами представители разных сословий, включая лиц царской фамилии.
Среди череды поздних портретов Серова особенное место занимает загадочный «Портрет военного», датированный 1911 годом. На нем изображен офицер русской царской армии, одетый в гимнастёрку цвета хаки. Эта форма, официально введенная для нижних чинов Приказом по Военному Ведомству N402 от 29.07.1907, начала внедряться в российской армии с 1906 года, а также носилась военнослужащими во время Русско-японской войны (1904-1905), когда в целях маскировки стала перекрашиваться из белого в защитный зеленовато-серый цвет. На плечах персонажа – золотые погоны полковника русской армии. с двумя просветами без звезд. На груди – боевой орден Святого Владимира IV степени с мечами и бантом, вероятно, полученный во время русско-японской войны. Удивительная тщательность и внимание к деталям, с которым прописан этот знак ордена, придает портрету особенный символический характер. Однако, центром внимания Серова, как всегда в его портретах, остается проработка лица модели, через которую он старается передать не только индивидуальные черты, но и характер позирующего полковника. В образе этого героя всеми возможными средствами подчеркнуты такие достоинства характера, как порядочность, благородство, готовность к бескорыстному служению Отечеству.
Портретов, подобных этой работе, никогда не было в открытой продаже. Портрет выполнен в аналогичной манере, что и знаменитый «Портрет Николая II в серой тужурке»: взгляд на зрителя, простая военная форма и акцент не на регалии, а на лицо. Возможно, у героя картины было много других наград, но на портрете мы видим только Орден Святого Владимира, который никогда не снимается.