
В 2018 году исполняется ровно 40 лет культовому музыкальному фильму «Д`Артаньян и три мушкетёра», который прославил Михаила Боярского на весь Советский Союз. Песни Максима Дунаевского из этого фильма моментально стали шлягерами. До сих пор по радио и телевидению часто можно услышать: «Пора-пора-порадуемся на своём веку…». Но мало кто сейчас вспоминает о том, что всю музыку для этой картины записывал некогда популярный ансамбль «Фестиваль». С одним из участников этого коллектива Дмитрием Даниным мы и решили побеседовать в год юбилея «Мушкетёров». Дмитрий Яковлевич Данин (настоящая фамилия — Магазаник) — талантливый музыкант, певец, композитор и аранжировщик. Его песни уже не один десяток лет входят в репертуар многих популярных артистов, среди которых Лариса Долина, Николай Караченцов, Михаил Боярский, Павел Смеян, Александр Абдулов, Анне Вески, Ирина Отиева и многие другие.
— Дмитрий Яковлевич, расскажите, пожалуйста, о начале своего творческого пути.
— Я занимался музыкой с самого детства, как и любой еврейский ребёнок в то время. Музыкальную школу окончил, потом дирижёрско-хоровое отделение Винницкого музыкального училища, поскольку сам я из Винницы. Но музыка поначалу была у меня в качестве хобби. Я отучился на инженера в Киевском политехническом институте и стал работать по профессии в городе Полтаве, куда попал по распределению. А вечерами в кабаке играл для собственного удовольствия. Так продолжалось до той поры, пока не познакомился с Марком Айзиковичем, солистом ансамбля «Краяны». Марик пригласил меня в качестве клавишника к ним в ансамбль. А потом начинающий в те годы композитор Максим Дунаевский начал работу над музыкой к фильму Георгия Юнгвальд-Хилькевича «Д`Артаньян и три мушкетёра» и, будучи проездом в Полтаве, увидел наш коллектив и услышал, как мы играем. Он предложил нам записать инструментальную музыку к этому фильму. С этого всё и началось.
— А как «Краяны» стали «Фестивалем»?
— У нас произошёл конфликт с руководством Полтавской филармонии, в результате чего нам пришлось оставить название «Краяны». Айзикович был знаком с известным администратором Эдуардом Смольным, который поспособствовал тому, чтобы мы всем коллективом перешли в Белгородскую филармонию. Нами была отрепетирована программа с тремя песнями из «Мушкетёров», кое-какими тогдашними хитами, джазовыми композициями и песнями народов мира. И в результате такого смешения Марик предложил новое название коллектива — «Фестиваль». Таким образом к моменту выхода на экраны фильма «Д`Артаньян и три мушкетёра» мы уже были «Фестивалем». А потом последовали дальнейшие работы с Максимом Дунаевским. Мы записывали его музыку ко многим фильмам и мультфильмам. Уже в 1979 году благодаря Дунаевскому я сумел перебраться из Полтавы в Москву. Он познакомил меня с дочерью знаменитого пианиста Льва Оборина Марией, которая стала моей второй женой. Дунаевский же и придумал мне псевдоним — Данин. Магазаник — чисто еврейская фамилия, а времена были, как вы понимаете, советские. Меня мама всегда называла Даней, да и в коллективе меня звали не Дима, а Даня. Таким образом я стал Дмитрием Даниным.
— И тогда же вы стали писать песни…
— Я писал песни для «Фестиваля». Потом уже мои произведения стали исполнять Анне Вески, Лариса Долина, Евгений Головин, Ирина Отиева… В 1982 году мою «Песенку про папу» замечательно исполнила тогдашняя жена Максима Дунаевского Наталья Андрейченко. С Дунаевским вместе мы написали песню «Старый трамвай» на стихи Наума Олева специально для Миши Боярского. Мишка — большой поклонник «The Beatles», и мы постарались сделать такую стилизацию. Записывали это дело вместе с музыкантами «Фестиваля».
Вообще нас с Максом связывают долгие годы очень близкой дружбы. Мы и сейчас общаемся. Я уже пять лет живу в Звенигороде, а он в Алабино. Мы периодически видимся.
— В 1986 году вы ушли из «Фестиваля».
— Да, но никаких конфликтов не было. Причины ухода были чисто творческими. Потом я работал с группой «Высший пилотаж», где несколько моих песен исполняла солистка Нина Кирсо — «Любовь втроём», «Попробуй!», ещё что-то…
— Расскажите о вашем проекте «Одесса-мама». В начале 90-х годов эта группа пользовалась большой популярностью.
— Это был 1989 год. Ко мне пришёл поэт и журналист Александр Елин, который в то время продюсировал группу «Примадонна». И он мне сказал: «Слушай, у меня есть одна шикарная идея. Давай сделаем коммерческую команду под названием «Одесса-мама», но чтобы это были не дешёвые блатные песенки, а поприличнее и поинтереснее». Я согласился. Елин мне принёс тексты песен, я написал музыку, а мой приятель Александр Белый сделал аранжировки. Встал вопрос, кто всё это будет петь. Елин говорит: «Давай-ка спой сам». Я ему: «Ты с ума сошёл? Какой из меня певец?». А он в ответ: «Давай, давай, будет самое оно». Другой мой знакомый, покойный Саша Альпер, который занимался аппаратурой у Миши Муромова, договорился во МХАТе со звукорежиссёром, чтобы записать песни для «Одессы-мамы» там. Мы приехали в Камергерский переулок и сразу записали пятнадцать песен. И уже через месяц мы поехали на первые гастроли в Иркутск — Саша Белый играл на клавишных, я пел, а четыре девочки-вокалистки подпевали мне и были на подтанцовках. Елин стал директором группы, он всё организовывал, но на концертах с нами не выступал. Начинали мы все свои программы с песни «Ещё жива красавица Одесса…». Я сделал её в стиле джаз-рок, немножко попсовый мотив. Потом уже у нас был конферансье Володя Шандырь, он один из первых в стране очень хорошо пародировал Горбачёва. Я специально для него написал юмористическую песню о Михаиле Сергеевиче Горбачёве и о перестройке. Она так и называется «Ай да Сергеич!». Вообще все песни для «Одессы-мамы» мы сделали в таком гротескном ключе. Начали выступления с Иркутска. И потом лет пять непрерывных гастролей по всей стране. Проект оказался действительно коммерчески успешным. Мы собирали огромные концертные залы. И магнитоальбомы с нашими записями в те годы выходили. Последние наши гастроли, как сейчас помню, проходили в Калининграде.
— Почему проект «Одесса-мама» в конечном итоге прекратил своё существование?
— Времена изменились. Саша Альпер, который вместе с Елиным занимался административными делами, умер. Сам Елин уехал в Израиль, потом вернулся. Сейчас он пишет такие песни, которые мне не очень понятны.
— Да, сейчас Александр Елин работает в несколько ином жанре.
— Странную позицию он занял. Я не могу относиться к таким песням с уважением и не могу принять, когда ругают Россию. Скажу честно, мне много доставалось при советской власти, я ненавижу ту глобальную ложь, которая тогда была. Но при советской власти были у людей совершенно другие чувства по отношению к жизни, было очень глубокое чувство патриотизма, была любовь к Родине. Сейчас об этом многие забывают. Но Россия — это наша Родина, здесь умер мой отец. После развала СССР многие мои друзья уехали за границу на сытую жизнь. У меня даже песня об этом есть «Мои друзья». А я не мог и не хотел этого делать, так как здесь мои корни, здесь могила моего отца, который был героем Советского Союза, защищал Сталинград. Ну как можно отказываться от своей Родины? И поскольку я здесь живу и как профессионал что-то ещё могу сделать, я занимаюсь с детьми и воспитываю в них дух настоящего патриотизма и любви к нашей стране. Без этого не может быть нормальной жизни, если ты не помнишь, кто тебя родил и кому ты обязан. Поэтому я не люблю, когда говорят, что наше государство плохое, а другие государства — хорошие. Наша страна замечательная, поверьте! То, что нужно в какой-то степени поднимать культуру — это факт. И по мере сил я сейчас как музыкант стараюсь это делать. Сейчас на радио и телевидении огромное количество примитивной музыки, песен с ужасающими текстами. А нам нельзя до этого опускаться, нужно беречь свои традиции.
— Вы упомянули песню «Мои друзья». Её ведь, кажется, исполнял Александр Абдулов?
— Песню «Мои друзья» я написал для проекта «Одесса-мама». Кстати, тоже на стихи Александра Елина. И исполнял её сам. Эта композиция в наших выступлениях всегда проходила «на ура!». Она такая ностальгическая. И вот мой близкий друг Саша Абдулов как-то раз услышал её и уговорил меня разрешить ему её спеть. Это был как раз 1989 год. Песня тогда была очень актуальной, так как в тот период многие наши граждане уезжали за границу в поисках лучшей жизни: кто в Америку, кто в Израиль. А когда времена изменились, то многие стали возвращаться обратно в Россию. Саша записал песню «Мои друзья» в «Ленкоме», у звукорежиссёра Владимира Черепанова. Было дело, он даже загорелся идеей снять на неё видеоклип.
— Вы ведь и с Николаем Караченцовым много работали?
— Да, в период моей работы в ансамбле «Фестиваль» Колька много с нами гастролировал. В 1984 году мы вместе с Максимом Дунаевским специально для него написали песню на стихи поэта Андрея Внукова. Получилась такая ироническая кантри-баллада «Рыцари оседлые». Её Коля записывал с ансамблем «Фестиваль». А через два года, когда Караченцов начал заниматься степом, то попросил меня написать какую-нибудь мелодию, под которую можно было бы степовать. И я написал песню на стихи Алексея Лысенко «В парке за городом» специально, чтобы Коля мог танцевать под неё степ. Это была первая песня, которую я сделал целиком на электронике, без живых инструментов. Караченцов потом часто пел её на концертах. Ещё у нас с ним была песня на стихи Бориса Ческиса «Городское многоборье». Её в разное время исполняли и Николай Караченцов, и Лариса Долина. А последняя наша с Колей работа — дуэт «Улица Случайная». Он записал её вместе с Олей Кабо на студии у Бориса Оппенгейма. Я, кстати, на этой студии в «Ленкоме» работал какое-то время в качестве аранжировщика. Первым «Улицу Случайную» спел когда-то Паша Смеян в дуэте с Верой Соколовой (если помните, была такая певица, которая спела популярную некогда «Последнюю поэму» вместе с Ириной Отиевой). После Паши её записали дуэтом Азиза и Александр Абдулов. А спустя почти двенадцать лет её исполнили Оля Кабо и Николай Караченцов. Это была целиком инициатива Оли, я сделал для них новую аранжировку. А несколько лет назад я написал очень красивую песню «Осенний сон» и хотел предложить её Кольке. Увы, помешала авария, в которую попал Караченцов. Я тогда очень надеялся, что он выкарабкается из этой ситуации. Так что песня осталась пока в моём исполнении. Хотелось бы, чтобы это спел по-настоящему классный актёр. Это ведь наш менталитет такой. На Западе, например, нет такого понятия «актёрская песня».
— Дмитрий Яковлевич, если речь зашла об артистах «Ленкома», вы ведь и с Павлом Смеяном очень много работали.
— Паша очень много спел моих песен — «Гордость», «Жизнь на грани риска», «Велосипед», «Рафаэль» и многие другие. И потом он очень много гастролировал с нами в ансамбле «Фестиваль» и даже какое-то время был официально оформлен в нашем коллективе. На гастроли выезжал, когда у него было свободное время в театре. В середине 80-х он на несколько лет ушёл из «Ленкома». Помнится, тогда в 1986 году я делал музыкальное оформление для первой в Москве выставки цветов и предложил Паше спеть свой романс «Поговорим» на стихи Лёши Лысенко. Его мы записали с эстонским симфоническим оркестром, я сыграл на рояле. А через год Паша переписал этот романс в другой аранжировке в городе Полтаве на местном радио, где звукорежиссёром был легендарный Леонид Сорокин, мой большой друг. Именно Лёня записывал музыку к культовым фильмам «Д`Артаньян и три мушкетёра», «Ах, водевиль, водевиль…», «Трест, который лопнул», «Зелёный фургон» и многим другим.
— Каковы сейчас ваши творческие планы? Чем сейчас занимаетесь?
— Мне шестьдесят восемь лет, но я всё же питаю надежду, что среди молодых появится столь же талантливый и одарённый певец, каким был Паша Смеян. Или я научу кого-нибудь… Может быть я ещё напишу что-нибудь интересное и подвижное. Я хочу изменить ситуацию к радости для людей, как бы громко сейчас это ни звучало. Хотелось бы передать молодым то, что я умею, передать им свой профессиональный опыт. Я лет семь преподавал компьютерную аранжировку в Гнесинке. А сейчас я живу в Звенигороде, где у меня есть своя студия. Учу детей музыке, учу их попадать в ноты. Мы с ребятами даже свою детскую музыкальную группу создали. Много пишу инструментальных тем, стараюсь, чтобы все мои аранжировки соответствовали мировым стандартам. Совсем недавно крупнейшая российская музыкальная компания «Bomba-Piter inc.» решила издать мои старые и новые песни. Уже вышло несколько альбомов, среди которых есть сборник инструментальных пьес, записи с группой «Одесса-мама», а так же песни в исполнении артистов театра, кино и эстрады. У меня есть готовое либретто для музыкального спектакля. В его основу легла одна из основных моих песен — «Улица Случайная». Очень хотелось бы осуществить этот проект.
Беседовали Виталий ГАПОНЕНКО, Максим ФЁДОРОВ.
Фото из личного архива Дмитрия ДАНИНА

Вы можете оказать поддержку нашему СМИ, пожертвовав произвольную сумму денежных средств по предложенной ссылке или воспользоваться QR-кодом. Оператор пожертвований – сервис CloudTips (от Тинькофф и CloudPayments).
С уважением и благодарностью, главный редактор Ольга Неснова.