В архиве Йозефа-Хегенбарта Художественных собраниях Дрездена представлена экспозиция «Антигерой. Шуты на бумаге»
Кто такой шут, дурак, весельчак? Только лишь тот, кто смеется над повседневностью? Отнюдь. Шуты в истории и культуре были людьми далеко не веселыми. Они могли говорить правду королям, даже если та была им нелицеприятна. Шуты были и оставались одинокими, ибо правда требует дистанции, эмпатии, опирающихся на характерную наблюдательность. Шуты признавали абсурдность жизни и призывали к этому аудиторию.
В фигуре шута смешано как геройское, так и антигеройское. С героической добродетельностью шут раскрывает истину, но делает это с юмором и иронией. Специальная экспозиция «Антигерои. Шуты на бумаге» представляет подборку из 59 графических работ, гравюр на меди с 16 века по современный период из коллекции Художественных собраний Дрездена, а также частных собраний.
Образы Тиля Уленшпигеля и Дон Кихота кисти Йозефа Хегенбарта вошли в экспозицию наряду с произведениями Франсиско Гойи, Йозефа Бойса, Чарли Чаплина, Жака Калло, Пабло Пикассо и выпускниками Высшей художественной школы Дрездена. Одни работы подчеркивают социально-критический тон и сатиру на монархию церковь, другие – свободу, предоставляемую шуту.
Так, в фильме «Новые времена» (1936) режиссер-постановщик и одновременно исполнитель главной роли Чарли Чаплин размышляет об одном из самых трудных периодов в истории Соединенных Штатов: Великой депрессии и экономическом кризисе после 1929 года. Благодаря особой наблюдательности и ярко выраженному таланту к карикатуре – двум существенным способностям любого шута – Чаплин прекрасно играет роль бедного рабочего, не подчиняющего себя системе. В кризис ищут выход. Даже через 85 лет после выхода фильма на экран, картина очень актуальна. Лента побуждает выточить добродетель из нужды – и возможно, вдохновиться поведением шута.
Марина АБРАМОВА,
Публикуется по материалам Художественных собраний Дрездена (Германия)