Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

РАСПРОДАЖА

Новое на сайте

ДомойТеатрДвое в комнате: Первый международный фестиваль «Диалоги» в Театре «Человек»

Двое в комнате: Первый международный фестиваль «Диалоги» в Театре «Человек»

Прекрасной и немного «беззаконной» кометой промчался фестиваль «Диалоги» на фоне куда как насыщенной, переполненной событиями жизни Москвы театральной. И хотя совсем маленький, почти «комнатный» театр, на первый взгляд, кажется, отнюдь не идеальным местом для довольно насыщенной фестивальной недели, все в итоге сложилось весьма успешным образом.

Идея создания и организации фестиваля, собирающего под свои знамена исключительно дуэтные спектакли, принадлежит главному режиссёру «Человека» Владимиру Скворцову и завлиту театра Александру Вислову. Уникальность замысла не нуждается в комментариях. Спектакль «на двоих», безусловно, базовый формат, но он всегда обнаруживает все недостатки актёрской игры, всегда предполагает колоссальную нагрузку на артистов, другими словами, для современных театральных реалий в самом формате заложен определённый риск. Организаторы не побоялись иметь дело с таким непростым раскладом, рискнули, и как говорится, не прогадали. Эпиграф фестиваля выбран очень точно, на фестивале каждый зритель каждый вечер мог убедиться в том, что два талантливых артиста, которые играют, «это уже театр».

«Можно выстроить великолепное театральное здание, заказать художнику декорации, композитору — музыку, набрать большой штат сотрудников — и все-таки это еще не будет театр. А вот выйдут на площадь два актера, расстелют коврик, начнут играть пьесу и, если они талантливы, — это уже театр».

Вл. И. Немирович-Данченко

Показы прошли под знаком перезаполненности зала, люди стояли и сидели в проходах, стулья дополнительно приносили в зал со всего театра, причём спектакли, начинающиеся в 22 часа, тоже шли с аншлагом и пользовались ничуть не меньшим спросом, чем 19-ти часовые. Московским театрам есть смысл подумать над этим наблюдением. Вероятно, введение 22 часовых спектаклей было бы востребовано в мегаполисе, где многие вынуждены жить в режиме 12-14-ти часового рабочего дня.

Анастасия Юдина и Никита Лужин в спектакле «Варшавская мелодия». Театр «ФЭСТ». Мытищи, Московская область

Фестиваль открыл «Театр. Акт» из Казани с «Иллюзиями» по пьесе Ивана Вырыпаева, далее были представлены в основной программе «Варшавская мелодия» Леонида Зорина в исполнении Мытищинского театра «ФЭСТ», «Нежность» Николая Коляды от театра «Ланжеронъ» из Харькова, «Любите меня. Диагноз» от Челябинского Нового Художественного Театра, «Лондон» белорусского драматурга Максима Досько от Воронежского Камерного театра, а также в рамках OFF-программы: «Пинежский Пушкин» по произведениям Бориса Шергина, моноспектакль Дарьи Михайловой по пьесе Елены Исаевой «Тюремный психолог», спектакль «Живой Маяковский» по произведению программного директора фестиваля Александра Вислова и «Причал» Данилы Чащина по сценарию Геннадия Шпаликова — будущая премьера театра «Человек», представленная в формате work-in-progress. Завершил фестивальные показы польско-российский спектакль «Эмигранты» по пьесе Славомира Мрожека, который представил Театр Польский из Вроцлава.

Каждый из спектаклей прозвучал откровением. Непостижимо, как удалось передать «встроенное» авторское чувство юмора в «Иллюзиях», как не проиграли на фоне исторических предшественников театр из Мытищ с «Варшавской мелодией» и театр из Вроцлава с «Эмигрантами». Эта пьеса Славомира Мрожека вообще знаковая для театра «Человек», в своё время Роман Козак и Александр Феклистов играли её практически подпольно.

Станислав Мельский и Всеволод Чубенко в спектакле «Эмигранты». Театр Польский. Вроцлав, Польша

Единство спектаклей по духу и некую мистику в их чередовании в афише фестиваля неоднократно отмечали как создатели и участники фестиваля, так и зрители, на общих обсуждениях после окончания спектакля. Эти тёплые встречи сделали фестиваль домашним, личным, своим для каждого. Почувствовать себя частью театрального действа, задать вопрос, рассказать о том, что «со мною сделал этот спектакль», — эта роскошь была доступна абсолютно всем. Звучали польский, украинский, русский, английский языки. И как-то всё и все так органично перемешивались, что казалось даже странным, что это до сих пор не всеобщая традиция.

Программно и эмоционально фестиваль не был ориентирован на какую-либо определённую аудиторию. Зритель любого возраста и отношения к театру, думается, не жалел ни о чём, погружаясь в истории любви и разлуки, задумываясь вместе с героями о том, что такое любовь, смерть, обман, иллюзия, взаимность, ностальгия, надежда, несвобода, перемещаясь по разным эпохам и странам.

Супруги, прожившие вместе более 50 лет; совсем юные влюблённые, на глазах зрителя превратившиеся во взрослых, но таких же любящих, несчастных по одиночке; двое бывших одноклассников – она смешная, нелепая и наивная, опалившая своей нежностью циничного вора; двое мужчин эмигрантов, так вынужденных терпеть друг друга, что доходит и до настоящей любви к ближнему; советский лектор «по Маяковскому», потерпевший от режима и потерявшийся от страшного свидетельства. Кто-то ищет любовь, кто-то нашёл и потерял, потом снова нашёл, кто-то потерял страну и всё вместе с ней, и понял это не сразу… Калейдоскоп переживаний, впечатлений, мыслей, чувств. Добавьте сюда множество историй от самих артистов, как за 2500 км ездят, чтобы сыграть спектакль, и из зала суда выходят на сцену, с болью рассказывают про русские драматические театры на Украине, про русскую классику на польской сцене. Такими разнообразными по содержанию, но в то же время едиными по духу и настроению были «Диалоги».

Галина Панибратец и Виталий Бондарев в спектакле «Нежность». Театр «ЛанжеронЪ» (Харьков)

Последний день фестиваля был немного грустным. Когда что-то прекрасное заканчивается, всегда бывает грустно. Но создатели обещали нам продолжение. Не пропустите! Позвольте себе ещё раз окунуться с головой в прекрасную театральную стихию, наверное, самую манящую и прекрасную из всех существующих.

Софья ТИХОМИРОВА

Новое в рубрике

Рейтинг@Mail.ru