Двое в комнате: Первый международный фестиваль «Диалоги» в Театре «Человек»

278

Прекрасной и немного «беззаконной» кометой промчался фестиваль «Диалоги» на фоне куда как насыщенной, переполненной событиями жизни Москвы театральной. И хотя совсем маленький, почти «комнатный» театр, на первый взгляд, кажется, отнюдь не идеальным местом для довольно насыщенной фестивальной недели, все в итоге сложилось весьма успешным образом.

Идея создания и организации фестиваля, собирающего под свои знамена исключительно дуэтные спектакли, принадлежит главному режиссёру «Человека» Владимиру Скворцову и завлиту театра Александру Вислову. Уникальность замысла не нуждается в комментариях. Спектакль «на двоих», безусловно, базовый формат, но он всегда обнаруживает все недостатки актёрской игры, всегда предполагает колоссальную нагрузку на артистов, другими словами, для современных театральных реалий в самом формате заложен определённый риск. Организаторы не побоялись иметь дело с таким непростым раскладом, рискнули, и как говорится, не прогадали. Эпиграф фестиваля выбран очень точно, на фестивале каждый зритель каждый вечер мог убедиться в том, что два талантливых артиста, которые играют, «это уже театр».

«Можно выстроить великолепное театральное здание, заказать художнику декорации, композитору — музыку, набрать большой штат сотрудников — и все-таки это еще не будет театр. А вот выйдут на площадь два актера, расстелют коврик, начнут играть пьесу и, если они талантливы, — это уже театр».

Вл. И. Немирович-Данченко

Показы прошли под знаком перезаполненности зала, люди стояли и сидели в проходах, стулья дополнительно приносили в зал со всего театра, причём спектакли, начинающиеся в 22 часа, тоже шли с аншлагом и пользовались ничуть не меньшим спросом, чем 19-ти часовые. Московским театрам есть смысл подумать над этим наблюдением. Вероятно, введение 22 часовых спектаклей было бы востребовано в мегаполисе, где многие вынуждены жить в режиме 12-14-ти часового рабочего дня.

Анастасия Юдина и Никита Лужин в спектакле «Варшавская мелодия». Театр «ФЭСТ». Мытищи, Московская область

Фестиваль открыл «Театр. Акт» из Казани с «Иллюзиями» по пьесе Ивана Вырыпаева, далее были представлены в основной программе «Варшавская мелодия» Леонида Зорина в исполнении Мытищинского театра «ФЭСТ», «Нежность» Николая Коляды от театра «Ланжеронъ» из Харькова, «Любите меня. Диагноз» от Челябинского Нового Художественного Театра, «Лондон» белорусского драматурга Максима Досько от Воронежского Камерного театра, а также в рамках OFF-программы: «Пинежский Пушкин» по произведениям Бориса Шергина, моноспектакль Дарьи Михайловой по пьесе Елены Исаевой «Тюремный психолог», спектакль «Живой Маяковский» по произведению программного директора фестиваля Александра Вислова и «Причал» Данилы Чащина по сценарию Геннадия Шпаликова – будущая премьера театра «Человек», представленная в формате work-in-progress. Завершил фестивальные показы польско-российский спектакль «Эмигранты» по пьесе Славомира Мрожека, который представил Театр Польский из Вроцлава.

Каждый из спектаклей прозвучал откровением. Непостижимо, как удалось передать «встроенное» авторское чувство юмора в «Иллюзиях», как не проиграли на фоне исторических предшественников театр из Мытищ с «Варшавской мелодией» и театр из Вроцлава с «Эмигрантами». Эта пьеса Славомира Мрожека вообще знаковая для театра «Человек», в своё время Роман Козак и Александр Феклистов играли её практически подпольно.

Станислав Мельский и Всеволод Чубенко в спектакле «Эмигранты». Театр Польский. Вроцлав, Польша

Единство спектаклей по духу и некую мистику в их чередовании в афише фестиваля неоднократно отмечали как создатели и участники фестиваля, так и зрители, на общих обсуждениях после окончания спектакля. Эти тёплые встречи сделали фестиваль домашним, личным, своим для каждого. Почувствовать себя частью театрального действа, задать вопрос, рассказать о том, что «со мною сделал этот спектакль», – эта роскошь была доступна абсолютно всем. Звучали польский, украинский, русский, английский языки. И как-то всё и все так органично перемешивались, что казалось даже странным, что это до сих пор не всеобщая традиция.

Программно и эмоционально фестиваль не был ориентирован на какую-либо определённую аудиторию. Зритель любого возраста и отношения к театру, думается, не жалел ни о чём, погружаясь в истории любви и разлуки, задумываясь вместе с героями о том, что такое любовь, смерть, обман, иллюзия, взаимность, ностальгия, надежда, несвобода, перемещаясь по разным эпохам и странам.

Супруги, прожившие вместе более 50 лет; совсем юные влюблённые, на глазах зрителя превратившиеся во взрослых, но таких же любящих, несчастных по одиночке; двое бывших одноклассников – она смешная, нелепая и наивная, опалившая своей нежностью циничного вора; двое мужчин эмигрантов, так вынужденных терпеть друг друга, что доходит и до настоящей любви к ближнему; советский лектор «по Маяковскому», потерпевший от режима и потерявшийся от страшного свидетельства. Кто-то ищет любовь, кто-то нашёл и потерял, потом снова нашёл, кто-то потерял страну и всё вместе с ней, и понял это не сразу… Калейдоскоп переживаний, впечатлений, мыслей, чувств. Добавьте сюда множество историй от самих артистов, как за 2500 км ездят, чтобы сыграть спектакль, и из зала суда выходят на сцену, с болью рассказывают про русские драматические театры на Украине, про русскую классику на польской сцене. Такими разнообразными по содержанию, но в то же время едиными по духу и настроению были «Диалоги».

Галина Панибратец и Виталий Бондарев в спектакле «Нежность». Театр «ЛанжеронЪ» (Харьков)

Последний день фестиваля был немного грустным. Когда что-то прекрасное заканчивается, всегда бывает грустно. Но создатели обещали нам продолжение. Не пропустите! Позвольте себе ещё раз окунуться с головой в прекрасную театральную стихию, наверное, самую манящую и прекрасную из всех существующих.

Софья ТИХОМИРОВА

Оригинал публикации находится на сайте сетевого СМИ artmoskovia.ru | Если вы читаете её в другом месте, не исключено, что её украли.