Россия – одна из ведущих стран мира, где среднее образование дает молодому поколению большие возможности для поступления в различные ссузы и вузы, полноценно и разносторонне подготавливая подростков к профильной специализации. В последние годы все больше внимания уделяется направлениям, ориентированным на развитие творческого потенциала молодого поколения.
Вместе с тем, любое креативное направление – художественное, вокальное, актерское, литературное и т.д. – не отменяет необходимости воспитания физической культуры, занятий спортом и понимания у молодежи необходимости вести здоровый образ жизни. Однако, как показало недавно проведенное в России исследование, именно эти направления в том виде, как они представлены в школе, не вызывают большого интереса у учащихся.
Институт проектирования и разработок (ИПИР) провёл Всероссийскую интернет-конференцию по обсуждению наиболее важных вопросов по привлечению школьников к занятиям физической культурой и мотивации к ведению здорового образа жизни. В конференции приняли участие высшее 420 человек: преподаватели физической культуры, директора школ, представители органов управления образованием из более чем 45 регионов России, а также известные представители профессионального сообщества и эксперты, представляющие исследовательские и образовательные организации и спортивные федерации.
В ходе работы конференции были продемонстрированы первичные результаты масштабной аналитической работы, проведенной Институтом проектирования и разработок в 57 регионах России и охватившей 720 000 детей. Из результатов следует, что в большинстве отечественных школ слабо ведется деятельность по продвижению здорового образа жизни.
Многие дети не считают интересными школьные и городские спортивные мероприятия, и участвуют в них под давлением. Участники конференции отметили, что в школах существует практика привлечения к внеурочным спортивным активностям одних и тех же наиболее инициативных детей, в то время как большинство оказывается вне таких занятий.
Вместе с тем, педагоги и руководители школ отметили положительный опыт реализации проекта «Точки Роста». Данный проект позволяет качественно изменить преподавание таких предметов как «Технология», «Основы безопасности жизнедеятельности». Была предложена идея включить предмет «Физическая культура» в проект «Точки роста».
Резюмировал итоги конференции вице-президент Российской федерации северной ходьбы, вице-президент Московской федерации джиу-джитсу, лауреат Премии Правительства РФ в области образования, кандидат социологических наук Алексей Коршунов.
«Мотивация детей к занятиям спортом – это главная задача урока физической культуры в школе. Вся урочная и внеурочная деятельность должны быть направлены на пробуждение в детях интереса к физической активности, к поощрению достижений в этой сфере и созданию по-настоящему эффективной системы вовлечения детей в ведение здорового образа жизни», — сказал Алексей Коршунов.
Резолюция конференции, а также результаты исследования будут использованы для разработки проектов, позволяющих привлечь детей к различным формам физической активности и здоровому образу жизни.