РАСПРОДАЖА

Новое на сайте

ДомойИнтервьюЕкатерина ГУСЕВА: «Инклюзия объединяет разные сферы»

Екатерина ГУСЕВА: «Инклюзия объединяет разные сферы»

Дмитрий Тейбаш и Екатерина Гусева, совладельцы музея «Сенсориум»

Несколько последних лет особое внимание компаний, общества и государства уделяется вопросу доступности общества, так называемой инклюзии. Мы решили разобраться в этой теме и задали несколько вопросов Екатерине Гусевой — совладелице молодого музея темноты «Сенсориум» на Старом Арбате, где экскурсии для гостей с обычным зрением проводят слепые гиды.

– Екатерина, вы вместе с мужем открыли инклюзивный музей. Почему, что стало причиной именно этой направленности?

– Мне всегда нравилась мысль про умное удобство и универсальность. Общество, одежда, архитектура, интерфейсы приложений, состояние души, — все это может быть подходящим для всех если найти интересное решение. Это я и называю инклюзией, которая в доступных для всех обстоятельствах помогает людям чувствовать себя нормальными в своей уникальности. Мне нравятся категории этичности, экологичности, функциональности, красоты, атмосферности и другие. Все это мы сочетаем в нашем музее.

Когда мы открывали музей в сентябре 2022 года, мир погряз в череде кризисов, и мы, с еще пока будущим мужем, приняли решение искать возможность сохранить музей и развивать его, несмотря на недружелюбную реальность. Надо признать, было очень много рисков.

С Димой* (теперь мой супруг и совладелец музея «Сенсориум») мы встретились, когда наш общий знакомый в начале 2022 года предложил ему стать инвестором другого проекта в сфере инклюзии, а мне — управленцем. Спустя время Дима открыл музей темноты на Арбате, а я после перерыва в работе была приглашена им в ряды сотрудников «Сенсориума».

Для Димы музей — это воплощение его профессионального психологического опыта и интереса. Он исследует влияние темноты на состояние человека, пишет статьи по психологии и проводит разные практики в темноте. Так у нас в музее есть отдельная комната для медитаций.

– Как шли дела в начале пути и как идут сейчас? Поделитесь данными в формате было/стало.

– Как я сказала ранее, мы зашли в тему инклюзии с подачи нашего знакомого. Оба были очень вдохновлены, но позже почувствовали, что в бизнесе что-то не так. Как оказалось, у него с соучредителем бизнеса серьезный конфликт, который со временем стал очевиден и инвестору и сотрудникам. Это и послужило причиной развала команды и разделения с инвестором, коим являлся Дима. В результате, вместо 30% прибыли от действующего проекта, ему пришлось вкладывать в свой собственный и трудоустраивать команду, которую в 1 день выгнали на улицу (я говорю о незрячих людях).

Усугубляло положение то, что мир вошел в политический кризис, мы пережили очень дорогой ремонт, чтобы ввести музей в эксплуатацию, далее стали делать с нуля брендинг и развивать каналы продаж, перестраивать мышление и привычки команды на более проактивные.

В итоге за полтора года мы увеличили квартальный доход с 0 до 8 + млн рублей. Подняли посещаемость с 30 человек в месяц до 2500 человек только в музее. Итогом за 2023 год — 17 000 человек. Плюс кофейня Blackout — 18 000 человек.

Когда в самом начале наша загрузка была пугающе маленькой, мы решили на пустые экскурсии приглашать детей с пострадавших территорий и из детских домов. Позже мы сделали программу «Добрый билет», к которой подключились посетители нашего музея и крупные компании типа HH.ru, ВкусВилл и многие фонды. На сегодняшний день благотворительную экскурсию-терапию в идеальной темноте посетили более 400 нуждающихся детей.

Из новичков в инклюзии мы превратились в экспертов. Всего через год после запуска музея мы создаем экспертную инструкцию и брифинг для сети магазинов ВкусВилл о том, как помогать незрячим людям совершать покупки. Сейчас 1500 магазинов ВкусВилл выглядят гораздо привлекательнее для людей с ОВЗ по зрению. Это огромные цифры.

Мы стали самым ярким проектом в одном из социальных акселераторов ФПСП (очень благодарны этому фонду и его команде), позже вошли в число экспертов, стали ключевым партнером на открытии павильона ФЕНИКС ВДНХ, модераторами Форума РОССИЯ, выступили на Форуме Абилимпикс 2023, на Первом Всероссийском Антибуллинговом форуме Росмолодежи (Министерство Культуры РФ), на закрытом мероприятии HH.ru, регулярно получаем запросы от СМИ.

Мы согласовали и открыли летнюю веранду нашего кафе Blackout.

Мы сделали около 10 социальных программ с крупными инклюзивными игроками: ВОС, Со-единение, Сенсор-Тех, Мосгортур, Мосволонтер, АСИ «Открыто для всех», Buy Social и другие.

В 2024 году, в планах яркие коллаборации, потому что для нас инклюзия — это не про ограничения, это про выбор жить счастливо при любых обстоятельствах. Например, недавно весь интернет пестрил новостью о том, что к нам в музей придет работать альпака с Городской Фермы.

Но самое главное достижение — это то, что наши гости возвращаются к нам снова и приводят друзей, дети приводят к нам своих родителей, к нам приходят топ блогеры и пишут о нас в своих личных СМИ (Артемий Лебедев, Карина Кросс, Александр Столяров, Катя Рыбакова, Оскар Хартман, Игорь и Наташа Будниковы — те, кого мы узнали среди гостей).

У нас более 1000 восторженных видео-отзывов, в Яндексе и других отзывниках около 1000 письменных. Для нас это главный показатель того, что наш труд высоко оценен. А так, я могу перечислять достижения долго. Но скажу честно, с учетом крупной финансовой потери вложений в чужой развалившийся бизнес на старте, переобувание того, что удалось сохранить, мы все равно еще не вернули инвестиции и бывают непростые времена.

Однако, близится момент самоокупаемости и мы верим в себя и в команду, которая с каждым сезоном становится все опытнее. Работать становится все приятнее, а кризисы превращаются в задачи, решение которых помогает нам найти совершенно новые подходы к клиентам и самой системе управления музеем.

Так, например, мы являемся единственным музеем в мире, который провел огромную психологическую и операционную работу, чтобы стать доступным для детей в возрасте 5+. Это наша гордость и восторг посетителей. Ведь семьям не приходится делиться или «сплавлять» младших детей, чтобы провести качественный досуг.

екатерина гусева

Вот из таких маленьких побед состоит профессионализм!

– Расскажите про форматы в музее: экскурсии, кофейня, МК?

У нас около 20 программ в темноте и 7 на свету. Основные продукты музея — экскурсия и свидание (несколько категорий). Сейчас сделали потрясающий формат VIP свидания. Гости в полном восторге, ведь целый музей работает только для них, программа с гидом плюс романтический ужин прямо в фойе музея с видом на ночной Арбат. Я создавала эту программу при помощи команды и считаю, что это новый уровень искренности, близости и знакомства с партнером. Не имеет значения, как долго вы знакомы. И главное, все наши программы пропитаны деликатным и благородным посылом. Гости это высоко ценят.

Мастер-классы в темноте: кулинарный, музыкальный, оригами, чайная церемония, медитация (веду я или Дима, есть вариант с аудиогидом). Это как потеряться и найтись заново. Открывается спектр чувств, о которых гости не подозревали ранее. Часто эти форматы просят на дни рождения.

Дима первый в мире сделал программу с друзьями и партнерами — гвоздестояние в темноте. На нее ходят наши незрячие гиды, гости музея и сотрудники крупных компаний. Аудитория взрослая. Я регулярно слышу отзывы о том, что участники совсем иначе раскрывают природу боли, испытывают глубочайшую связь со своим телом, работают с состояниями.

Мафия в темноте (такой тоже нет нигде) — мы сделали реплику известной игры, окультурили роли. Даже те, кто не в восторге от классики, к нам возвращается регулярно. Игра очень эмоциональная, я испытываю невероятную эмпатию к игрокам, научилась безошибочно чувствовать их роли. Думаю, это новый уровень развития для тех, кто играет в Мафию профессионально и разрыв шаблона для тех, кто просто решил попробовать.

Шоу-даун в темноте. В одной из локаций музея у нас стоит реальный стол для этого вида спорта. Эту локацию обожают мужчины и мальчишки, после экскурсии они часто описывают именно ее. Бесценная тренировка реакций для тех, кто занимается пинг-понгом, теннисом, сквошем, бадминтоном и похожими видами спорта. Мяч можно ощущать, слышать, но не видеть, все органы чувств концентрируются, наступает полная осознанность. Ну, а если гостей мало и вам посчастливилось поиграть с гидом (можно арендовать отдельно), то ваше представление о своих возможностях и тем более о возможностях незрячих людей прежним больше не будет.

Корпоративные тренинги и командные игры в темноте. Тоже несколько программ, которые любят заказывать на корпоративы или для тимбилдингов крупных компаний. Тут много причин — коллектив сближается вокруг социально-значимой темы, закрываются KPI по PR, маркетингу, HR, KCO, ESG (кстати представители ООН у нас тоже были с детьми), продажам, благотворительности и др.

Регулярно пробуем новые программы на себе. А еще играем в прятки в темноте, но это уж, простите, эксклюзив для нашей команды. Гиды очень чуткие, спрятаться от них в темноте — истинное искусство. Но чем чаще мы посещаем наши мероприятия, тем лучше развивается наша эхолокация.

Детская сказка «Морские волки» – придумал наш незрячий гид-методолог Максим Петров. Дети целый час в восторге от борьбы с пиратами, поиска провизии, спасения принцессы и познавания основ корабельного дела. Любят этот формат также заказывать на детские дни рождения.

Мастер-классы на свету: если у нас проходит мероприятие на 70+ человек, то кто-то точно скажет, что хочет оставаться на свету. Тогда мы предложим Брайль — сама пишу на нем, немного читаю — удивительная система, достигшая идеала сквозь века. Усиливает логику, концентрацию, способствует математическому мышлению. Ловишь истинный кайф, когда получается учесть одномоментно столько нюансов и написать слово или свое имя верно. Все это гиды подкрепляют историческими и бытовыми фактами. Копилка опыта зрячего человека сильно расширяется.

Гербарий в стекле. Этот МК часто веду я. Успокаивает, гармонизирует, концентрирует внимание. Объединяет витражную технику Тиффани, искусство создания композиции гербария, работу с разными материалами. Голова отдыхает. Даже вести его приятно. И на выходе гарантирован шедевр, который существенно повышает самооценку тех, кто думает, что руки растут не из плеч.

Художественный МК. Можно для новичков. На выходе вы легко создадите серьезную картину.

Флористическая композиция в керамике, сделанной руками людей с ментальными ОВЗ.

Лила Чакра. Трансформационную игру ведет Дима. Регулярно хожу сама, все наши друзья и сотрудники. Прекрасный инструмент поиска ответов внутри себя. Дима — опытный и деликатный ведущий.

Со многими из этих программ мы выезжаем под заказ в компании, школы, на сторонние площадки под клиента.

Изюминка на торте наш авторский уличный маршрут-перформанс «Арбат вслепую». Это целый квест по Арбату с сопровождением незрячего гида или команды волонтеров. Участники узнают реальный быт в темноте, пройдут по оживленной улице, купят продукты (партнер ВкусВилл), далее обсудят этот опыт друг с другом в уютной атмосфере нашего кафе. Это настоящий тренинг на преодоление внутренних барьеров или же удивительное путешествие. Кто как воспринимает.

– Как вам удается мотивировать инклюзивную команду, в чем сложности и особенности.

– Если честно, нет сил, времени и возможности кого-то мотивировать. Мне всегда казалось, что это довольно обывательское отношение к работе «давайте вдохновляйте меня!». Когда я пришла в Сенсориум директором по развитию, я правда столкнулась с такой позицией. Но позже нам удалось взглянуть на ситуацию иначе. У нас благородные намерения, прекрасная человечная миссия, хорошая добросовестная команда, месторасположение, куда приятно приходить на работу, мы любим и заботимся о команде, но и для этого соблюдаем строгие честные правила, регулярно поддерживаем техническое состояние музея, даем нашим сотрудникам возможности для развития. Я не вижу причин кого-то мотивировать. Скорее важно делать честный вклад, осознавать и беречь эту ценность, уважать своих пользователей, регулярно работать над качеством продукта и искать себе в команду себе подобных. Как и в любом бизнесе есть ребята, которые прошли с нами весь путь до сегодняшнего дня, они уже давно равные и мы их любим как семью, есть те, кто ушел, когда мы подняли планку, есть талантливые новички, работать с которыми — одно удовольствие.

дмитрий - музей сенсориум

Мы с Димой не из тех, кто держит бизнес за горло мертвой хваткой и стремится к тотальному контролю. Мы за честность, здравую открытость, разумное делегирование. Такая наша настройка дает великолепные перспективы для роста сотрудников.

Те, кого нужно мотивировать при всей той ценности, которую я обозначила — просто не наши люди. Это нейтральное заявление, просто таков наш выбор. Я всегда честно говорю, что у нас и не самые большие зарплаты на старте, что у нас довольно высокие требования. По мне, пусть люди, которые хотят больше получать, чем давать, обходят нас стороной. «Ты лучше голодай, чем что попало есть», — для меня идеально описывает этот принцип.

Сейчас те сотрудники, кто умел жить по средствам, обладал самыми высокими моральными принципами, любовью к своему делу, уважением к старшим в команде, награждены высокими статусами и доверием в музее, но и их качества позволили им стать настоящими профессионалами, которых мы с Димой уважаем. Это ли не закономерно. ОВЗ тут, кстати, ни при чем.

— А что с финансированием, как привлекаете средства? Есть ли здесь сложности?

– Финансирование всегда было нашим. У Димы был актив в виде двух квартир в Москве, плюс мы брали кредиты и займы. Один раз мы выиграли в конкурсе Малого Бизнеса Москвы финансовую поддержку (огромная благодарность).

Сейчас мы уже близки к точки окупаемости. Для наших вложений и расходов достичь такого уровня за 1,5 года — это высокий профессионализм. Хотя если честно почивать на лаврах совсем нет времени, да и восприятие у нас совсем другое. Нас вдохновляет именно личный рост в процессе роста бизнеса.

Недавно Игорь Рыбаков выразил намерение стать нашим патроном. И мы открыты к таким союзам. У нас было предложение поддержки от депутатов, а также спонсорская заинтересованность крупных компаний.

Мы действительно готовы оформить отношения со спонсором, даже проработали мощный спонсорский пакет. Однако, тщательно подходим к выбору такого партнера, поскольку в этом году мы делаем яркие проекты с хедлайнерами из сфер искусства, дизайна, инклюзии, спорта, кино и театра, экологии и другими. Нам нужен спонсор, который видит в нас мощного репутационного партнера и готов усиливать наш социальный эффект кратно.

Еще одно направление, которое мы прорабатываем — импакт инвестиции. Мы интересны как проект, который осуществляет мощнейший вклад в формирование общественных ценностей и нового качества жизни населения. Совокупное информационное покрытие наших проектов за 2023 год достигло 5000000 человек. Наша миссия — толерантное, психологически здоровое, доступное общество. И это далеко не слова, а фактически оцифровываемые результаты нашей ежедневной деятельности с B2C аудиторией 5+, образовательными учреждениями, B2B и B2G секторами.

Сложности с финансами есть у всех на определенном этапе. Думаю, чем выше и актуальнее ценность того, что мы делаем, тем проще их привлекать. В этом году мы определенно подошли к новому рубежу развития.

– Вы в вопросах трудоустройства людей с ОВЗ «съели собаку». Обучаете ли вы других людей, которым интересно социальное предпринимательство? Если да, то как и когда?

– Да, пару раз у нас брали консультации. Регулярно берут комментарии для статей, приглашают в подкаты, на тв и др. Также мы входим в список экспертов АСИ, других фондов и инфо-агентств, выступаем на форумах и в обучающих акселераторах.

Сейчас крупные компании законом вынуждены трудоустраивать людей с ОВЗ по квоте 2-4% или пользоваться услугой альтернативного трудоустройства согласно 366 поправке к закону у таких компаний как «Сенсориум». Тут мы также помогаем решать подобные вопросы в сфере трудоустройства.

По факту никакой «собаки» нет. Если посмотреть на инклюзию и общество взглядом думающего человека, то все довольно понятно и доступно. Есть разные законные варианты сотрудничества с такими людьми, которые подходят под разные ситуации и организационные структуры бизнеса. Есть плюсы и минусы и только вам решать, что перевешивает в вашей ситуации.

Если мы находим время, то с радостью участвуем в процессе просвещения. Всегда открыты к сотрудничеству, но очень чутко относимся к нашим приоритетам.

– Какие планы на ближайшее время, что хотите сделать и почему именно это?

– Частично упомянула ранее. Мы подходим к состоянию активного роста. С одной стороны нам важно работать над удержанием и усилением качества текущей системы, с другой усиливать внешний PR, активно покрывать направление маркетинга.

У нас уже расписана дорожная карта на 2024 год. В списке серьезные коллаборации со значимыми проектами. Называть публично имена и бренды до момента реализации проектов не люблю. Но их точно знают все.

Максимальное внимание уделять команде. Усилить продажи вдвое. Выйти в операционный плюс и накопить фонд аренды и оплаты труда на полгода вперед с учетом текущей аналитики по сезонности. Также прошедший год показал нам, что сезонность мы успешно можем нивелировать корпоративами, комплексными праздниками, ведь огромное количество компаний хочет провести социально-значимое мероприятие в самом центре города. А мы идеально подходим. У нас прекрасное расположение, атмосферная площадка, вкусная еда и напитки, программа на любой вкус, англоговорящий персонал. Это позволяет нам весь год расти.

– Совет людям, которые имеют ОВЗ. Как не опустить руки и в чем найти свою реализацию.

– Это очень заботливый вопрос и очень трудный. Ведь сколько советов не давай, важно лишь внутреннее решение. На него влияет слишком много факторов.

Проще всего преодолевают, по моему опыту, кризисы люди, которые в контакте со своими эмоциями. Проживать радость проще, чем горе. Многим кажется, что блокировать эмоции – это выход. Но как установила психология, что мы не отгоревали – ушло в тело. Прожить утрату важно, хоть и очень больно. Дать себе на это время и позволение.

Дальше принять решение жить дальше в новых обстоятельствах. Это сильный выбор. И лучше найти то окружение, которое в новой вашей уникальности увидит нормальность. Окружение, которое воспринимает человека с ОВЗ без жалости, без снисхождения, но с пониманием и добротой. Если действительно целью является реализовать себя при новых обстоятельствах, я думаю, это самый действенный вариант.

Наш музей и наша команда – прекрасная ролевая модель для таких целей. Посетители же идут к нам не переживать за незнакомца, они приходят, чтобы ощутить вдохновение, качественно провести досуг с семьей, пойти на открытый диалог с человеком, который живет по соседству, но совсем другую жизнь.

Когда гиды рассказывают о фактах из своей жизни, когда помогают зрячим посетителям отпустить свои страхи, контроль, ощутить доверие своему телу и человеку, которого ранее считали уязвимым, когда испытывают чистую благодарность за то, что имеют, — мы знаем, что наша темнота зажгла в них внутренний свет. Мы видим эти изменения. Это наш вклад и наша поддержка.

____________
* Дима – Дмитрий Тейбаш.

Новое в рубрике

Рейтинг@Mail.ru