Элеонора Шумилова руководитель и идейный вдохновитель Камерного музыкального театра «Эль Арт». Как уникальный проект театр был задуман в 2008 году. На сегодняшний день в репертуаре театра не только спектакли, но и литературно-музыкальные программы для детей и подростков. Основные цели, которые ставит перед собой коллектив, — сделать искусство театра доступным для всех слоев населения, не только развлечь детей, но дать им определенные знания, пробудить у подрастающего поколения интерес к истории, литературе, музыке. Более подробно о становлении театра, его программах и артистах, перспективах Элеонора рассказала корреспонденту «Арт Московии».
– Элеонора, скажите, пожалуйста, как вам пришла сама идея создания своего театра, с чего все начиналось? У вас был опыт работы в театральной сфере или профильное образование? Какое событие стало решающим и подтолкнуло к созданию труппы?
– В 2006 году, работая режиссером-постановщиком Государственно музыкального театра национального искусства под руководством В. Назарова, я начала ставить детские спектакли и курировать работу театра со зрителями. И обнаружила серьезную проблему: дети из социально незащищенных слоев населения практически не знакомы с театральным искусством, особенно дети в специализированных социальных учреждениях. И это в Москве! Можно представить, что происходит в регионах России.
Ко мне обратились коррекционные школы г. Москвы с просьбой сыграть спектакли в их помещении, на их сцене в актовом зале. Конечно, мне пришлось отказать. В репертуаре театра не было спектаклей, которые можно было сыграть на такой сцене без ущерба для качества. Между тем, я прекрасно знала о небольших театрах (15 лет работала в Московской областной филармонии, была режиссером детско-юношеского объединения и сама создавала такой), спектакли которых вполне походят для таких площадок. Стало ясно, что каким-то образом такие театры и социальные учреждения необходимо познакомить друг с другом. Так родился Московский открытый фестиваль спектаклей для детей «Сказочный мир».
Проект поддержал «Союз женщин России», жюри фестиваля формировал Кабинет детских театров Союза театральных деятелей РФ, и в 2007 году прошел первый фестиваль на Камерной сцене ГМТНИ п/р В. Назарова. В нем приняли участие 33 московских камерных театра, было показано 47 спектаклей.
Фестиваль шел полгода ), а лауреатами фестиваля стали 9 спектаклей. И в 2008 году при поддержке Правительства г. Москвы спектакли-лауреаты были показаны в разных социальных учреждениях города.
С гордостью могу сказать: наша деятельность была не только очень востребована, мы дали толчок регулярной театрально-концертной реабилитационной работе с детьми в больнице Рошаля, детской психиатрической больнице №1, интернатах для детей с особенностями развития.
В 2009 году фестиваль, благодаря соучредителю Союзу женщин Росси, поддержке Общественной палаты России стал Всероссийским, показы спектаклей-лауреатов пошли по всей России. А я в 2008 году открыла при концертном агентстве «Раус» литературно-музыкальный театр «Эль Арт», труппа которого была сформирована из артистов театра П\р В. Назарова. Работали мы в свободное от основной работы время. Еще в этом, только зарождающемся театре, я поставила спектакль «Снежная Королева» при поддержке Департамента культуры г. Москвы для новогодней компании 2009 года в Московском Доме Музыки.
Вот в 2009 году и стало понятно, что совмещать свою деятельность по «Сказочному миру», вышедшему на Российский уровень, театру «Эль Арт» и работу в Государственном театре я уже не могу. И пришлось делать нелегкий выбор. Отказаться от собственных проектов я не смогла. Пришлось увольняться из Государственного театра, уходить в свободное плавание. Это очень тяжелый выбор для человека, 20 лет отработавшего в государственных учреждениях. Но я уже не могла не заниматься решением крайне важной социальной проблемы – помощи подрастающему поколению искусством театра, особенно оказавшемуся в трудной жизненной ситуации. Поэтому в 2010 году открыла некоммерческую организацию «Частное учреждение культуры Камерный музыкальный театр «Эль Арт». И понеслось…
В новогоднюю компанию наступающего 2010 года я работала сразу на трех проектах, рассчитывая заработать деньги для создания театра. По договорам не заплатили, даже за Поклонную гору, праздник на которой организовывался на самом высоком уровне, был официальный договор со мной как с главным режиссером.
У меня было много собственных костюмов, очень много костюмов и элементов декораций передали мне друзья и коллеги, декорации и костюмы спектакля «Снежная Королева». А где все это хранить? Где репетировать? И денег нет.
Поддержали театр тогда концертное агентство «Раус», и его директор Татьяна Лохтина, до 2015 года сотрудничавшая с театром, и мой друг Светлана Трощенко, обеспечившая ремонт зала в ДК Красный Октябрь, что дало нам возможность без аренды работать там 3 года.
Что для нас помещение? Судите сами — за 3 года поставлено 6 спектаклей. В партнерстве с Союзом женщин России фестиваль «Сказочный мир» перерос во всероссийскую социально-просветительскую программу «Сказочный мир», продолжающуюся по сей день и продвигающую и творчество театров России для детей, и различные методики работы с юным зрителем. А теперь еще и театральную педагогику при поддержке президентских грантов, Минэкономразвития, Минкульта, Комитета общественных связей, департаментов социального развития и культуры г. Москвы.
При поддержке Правительства г. Москвы создан проект «Наш общий разный мир» по легендам и музыке народов России, показы которого проходили по социальным учреждениям г. Москвы.
Прошли гастроли театра, как по городам России, так и международные.
Вот так все началось, так и продолжается. При поддержке Комитета общественных связей г. Москвы продолжается проект «Наш общий разный мир». Благодаря поддержке партнеров, прежде всего РГУ им. Косыгина, поддерживающего все социальные проекты театра (благотворительные показы, методические разработки театра, исследовательскую работу), а также АНО «Фонд поддержки воинов Афганистана», ИП Романа Коломойцева, Анастасии Бутенко, в репертуаре театра уже 19 спектаклей, осуществлено более 10 социальных проектов.
– Как сейчас формируется труппа и репертуар театра? От чего вы отталкиваетесь при их формировании?
– Основой труппы являются артисты Государственного музыкального театра национального искусства под руководством В. Назарова, хотя труппа театра увеличилась за годы существования театра.
Основной состав театра 15 человек, но есть постоянно сотрудничающие с театром артисты, художники и музыканты, принимающие участие в некоторых спектаклях. Разнообразие репертуара обеспечивается уникальностью артистов и высоким профессионализмом.
В нашей труппе ведущий артист театра, мастер сцены Филипп Матвеев-Витовский – артист-вокалист, артист драматического театра, артист-мульти инструменталист, владеющий многими музыкальными инструментами. Ведущий артист театра, мастер сцены Роман Бабин – солист-вокалист, обладатель уникального тенора, профессиональный артист-мульти инструменталист, владеющий несколькими инструментами. Музыкальный руководитель театра Юрий Наумкин – артист-вокалист, артист-мультиинструменталист, человек-оркестр, владеющий почти 100 народными инструментами. Ведущая артистка театра, мастер сцены Екатерина Назаренко – артистка-вокалистка, обладатель чудесного сопрано, артист-инструменталист, владеющая несколькими музыкальными инструментами. Ведущая артистка театра, мастер сцены Наталья Франкова – артистка вокалистка, владеющая музыкальными инструментами, еще и профессиональный режиссер-постановщик. Артисты театра Денис Сысоев, Геннадий Лернер, Вячеслав Токмаков Евгения Белова, Ирина Федорова – артисты-вокалисты с большим драматическим талантом, Вячеслав Токмаков также и профессиональный музыкант. Алексей Гарбарец — не только артист, но и профессиональный музыкант и композитор.
Я перечислила только артистов, занятых во многих спектаклях театра (ведущие артисты заняты во всем репертуаре), не стану перечислять всех прекрасных артистов-вокалистов и великолепных артистов-инструменталистов, принимающих участие в спектаклях театра. Все артисты театра имеют профессиональную хореографическую подготовку, а кроме этого в театре есть небольшая балетная группа, возглавляемая балетмейстером театра, солистом балета и артистом-вокалистом Юрием Плотниковым.
Театр выживает только благодаря разносторонним талантам труппы, все работники театра владеют профессионально разными профессиями. Даже директор театра Арслан Геллер-Шумилов еще и артист, и заведующий постановочной частью, и видеорежиссер многих спектаклей, и дизайнер и….
К сожалению, отсутствие собственного помещения театра приводит к нерегулярности работы театра, всем артистам приходится работать еще и в других местах, совмещая деятельность в театре с другой работой, а, зачастую, работать в социальных проектах театра безвозмездно.
Могу смело утверждать, что артисты театра не только высокопрофессиональны, но обладают и высокими моральными качествами, очень неравнодушные люди. Только благодаря труппе существует театр.
– Есть ли в репертуаре вашего театра полностью авторские спектакли? Кто выступает режиссером и репетирует с артистами?
– Театр получился полностью авторским. Часть пьес и все инсценировки написаны мной. Я член Российского авторского общества более 20 лет, автор всех социальных проектов театра. Я режиссер всех спектаклей и проектов театра, часто и сценограф спектаклей.
С удовольствием приглашаю к сотрудничеству высоких профессионалов, но мы лишены возможности оплачивать их работу. И все же в театре работают уникальные профессионалы: музыкальный руководитель театра Юрий Наумкин, доцент Академии им. Гнесиных, балетмейстер Юрий Плотников, солист балета, объехавший весь мир; звукорежиссер Сергей Зейдель и художник по свету Олег Страшкин. Удалось привлечь к постоянному сотрудничеству с театром художников с мировой известностью: Сергея Феофанова, Ирину Волкодаеву.
– Приглашаете ли вы на работу начинающих артистов и специалистов?
– Для работы в нашем театре требуется большой опыт – репетиций всегда мало из-за отсутствия собственного помещения. Требуется высокая профессиональная квалификация. Вместе с тем в театре существуют молодежная труппа, принимающая участие в некоторых спектаклях театра.
– В репертуаре очень много спектаклей для детей. Это целенаправленная политика? Насколько большая конкуренция именно в этом направлении? Есть ли интерактивные спектакли? Как современные дети выдерживают часовые спектакли, чем их можно зацепить?
– Да, большое количество спектаклей для детей – это целенаправленная политика. Возможно, это прозвучит неожиданно, но современным детям не хватает радости бытия. Поясню: индустриальное общество – общество потребления, а ведь не хлебом единым жив человек! Народные сказки любого народа (русские в особенности) — это, по сути, программа поведения в человеческом обществе, возможность познакомиться со сложностями, которые могут встретиться в жизни. И достойные выходы из этих непростых ситуаций, своего рода морально-нравственный кодекс, позволяющий, что важнее всего, не впасть в отчаяние, а стать счастливым человеком! Вся великая литература для детей посвящена этому. А уже современные молодые родители мало читали, что говорить об их детях!
Музыка — величайшее благо человечества, на эту тему написаны тома психологической литературы, тонны исследований, доказавших, как сильно мы зависим от музыки, какое огромное влияние она оказывает на формирование человека. А дети лишены возможности познакомиться со всем ее разнообразием.
Музыкальных спектаклей для детей, увлекательных, светлых и наполненных классической и, особенно, народной музыкой, очень немного.
Наша задача – в увлекательной форме музыкального спектакля, мюзикла, познакомить подрастающее поколение как с классическими литературными произведениями, так и с классической и народной музыкой России и мира. У нас нет конкурентов, мне лично не знакомы театры с такой специализацией. Вместе с тем, наша задача понижает нашу коммерческую востребованность, ведь наши спектакли не несут просто развлекательного контента.
Мне известно совсем немного интерактивных спектаклей, действительно имеющих отношение к театральному искусству. Эти спектакли — лауреаты фестиваля «Сказочный мир», можно только восхищаться работой режиссеров — создателей. В массе своей такие спектакли ближе к интерактивным развлекательным программам.
Как режиссер-постановщик музыкального театра, я создаю классические театральные спектакли, в некоторых из них есть элементы «интерактивности», но они обусловлены самим спектаклем и работают на сверхзадачу спектакля (например, в некоторых спектаклях артисты выходят в зрительный зал).
Другое дело, интерактивные программы, которые идут до и после спектаклей, и помогают зрителю лучше воспринять спектакль. Они очень востребованы, а для некоторой публики просто необходимы. Особенно из социально незащищенных слоев населения. Довольно много зрителей сейчас обладают недостаточными знаниями, интерактивные программы помогают восполнить пробелы.
Мы проводили социологические исследования, результаты которых показали снижение общего уровня знаний зрителей до 35 лет, особенно в области классической литературы и музыки. Перед спектаклем «Зачарованный лес» о приключениях скомороха Вани, разработана специальная игровая скоморошья интерактивная программа, знакомящая маленького зрителя с деятельностью скоморохов и русскими народными играми и потешками.
Современные дети прекрасно смотрят спектакли, и не час, а и два (спектакли «Сказка о царе Салтане – 2ч.15 мин с антрактом, также «Ночь перед Рождеством», «Двенадцать месяцев») . С детьми все просто: им интересно – будут смотреть, неинтересно – не будут. Дело не в «интерактивности», она, при неверном использовании, наоборот, может помешать восприятию спектакля, прервать действие. При работе с детской аудиторией нужно учитывать скорее психологию детей, особенности их восприятия, и играть с полной самоотдачей. Зато и благодарность детей искренняя, и тоже с полной самоотдачей.
– Есть ли постоянное здание у театра, или он осуществляет только выездные представления?
– Увы, нет. Только выездные.
– Как театр пережил прошлый «карантинный» год? С какими сложностями сталкивается негосударственный театр в наши дни? Есть ли те, кто помогает? Как наше государство помогает таким театрам и их учредителям?
– Пережили «волшебно», умудрились даже не прекратить свое существование. И не забудьте, еще ничего не закончилось.
В начале 2020 года заключили договор о сотрудничестве с Театром Мимики и Жеста, планировали начать там регулярные выступления. Выстроили с марта 2020 года по январь 2022 года репертуарный план, заключили договор на техобслуживание спектаклей. Решили делать там проект «Театр рядом», в рамках которого на каждый спектакль планировалось не меньше 25% мест бесплатных для социальных учреждений для детей и взрослых. Известили социальные учреждения, вложились в рекламу, в организацию билетного стола, начали готовить премьеру нового проекта- театрального сериала «Призраки любви» по произведениям Аркадия Аверченко в стиле театра-кабаре с музыкой начала ХХ века в живом исполнении. Открыли проект 7 марта детским музыкальным спектаклем «Зачарованный лес», надо сказать, что открытие прошло просто прекрасно. Показало высокую заинтересованность аудитории. И все! 16 марта 2020 года закрылись по указу Мэра Москвы. Прямо на репетиции!
Денег у театра не осталось – все было вложено. Вся труппа ушла за свой счет. Я предложила всем уволиться, но за весь наш «ковидный» период уволилось только 3 человека. И то под давлением личных обстоятельств.
В конце марта-начале апреля стало очевидно, что карантин очень депрессивно сказывается на артистах театра, и мы начали делать на добровольной основе он-лайн проекты: «Декамерон. Читка», «Песни военных лет» к 9 мая, «Любимые песни военных лет – поем вместе» для Московского дома общественных организаций г. Москвы к 9 мая, программу ко дню защиты детей «Сказки в театре», программу ко Дню Рождения А.С. Пушкина «Аптеку позабудь ты», программу к Дню независимости России, мастер-классы по народным инструментам Юрия Наумкина, осенью для Российской государственной детской библиотеки сделал мастер-класс по своей методике привлечения детей к чтению, затем для всероссийского фестиваля языков России сделали видео проекты по мордовской сказке, мастер-класс мой и Юрия Наумкина…
А в августе разрешили продавать билеты в театр! Нужно отметить, что очень мало пострадали к этому моменту от возвратов билетов. Наши зрители не спешили их сдавать, после того, как мы объявили о действительности купленных билетов на следующий театральный сезон. Мы перенесли все спектакли марта-апреля мая на октябрь, ноябрь, декабрь.
В начале сентября вместе с Театром Мимики и Жеста начали проект «Артфойе», поставили театральную игру для социально незащищенной взрослой аудитории «Ваш выход», но….. в конце сентября — начале октября снова резко подскочила заболеваемость. И мы снова отменили все спектакли и программы в Театре Мимики и Жеста, проект «Театр рядом» не осуществился.
В октябре 2020 года начали съемки видеопроекта «Театр и К», но не хватило финансовых средств на его осуществление.
Государством была оказана финансовая поддержка негосударственным учреждениям культуры. Но коммерческим, только бизнесу. А мы некоммерческая организация, социально-ориентированное НКО. Нам простили налоги за 2020 год и предложили участвовать в грантовых конкурсах, которых, надо отдать должное, было проведено очень много.
Наш театр, в партнерстве с Союзом женщин России, выиграл конкурс для НКО, проводимый Министерством культуры РФ и, на средства Российского фонда культуры, осуществил в 2020 году проект «Театр+школа: точки роста», направленный на развитие театральной педагогики в регионах России. На участие в других конкурсах и осуществление еще проектов уже не было сил и возможностей.
Все наши запланированные спектакли на октябрь-декабрь в Доме Музыки, ДК им. Зуева, ЦДРИ и новогодние компании были отменены, перспективы у театра были совсем безрадостными.
Но в декабре 2020 года началось волшебство, из «ниоткуда» стали появляться спектакли: в январе 2021 года сыграли «Ночь перед Рождеством» в Светлановском зале Дома Музыки, сыграли «Щелкунчика» в ДК «Зодчие», с февраля пошли запланированные спектакли в Театральном зале Дома Музыки, правда, за половину стоимости билетов.
А с конца апреля начали новый проект с Театром-мастерской Олега Буданкова, в рамках которого наконец-то приступили к осуществлению Театрального сериала «Призраки любви», премьера 1 серии состоялась 27 марта, в Международный День Театра. Мы этот день вообще отметили ударным трудом: 2 благотворительных показа спектакля-путешествия «Садко» (в российской детской библиотеке и в Театре-мастерской Олега Буданкова) и вечером – премьера. Зрители приняли нас прекрасно, премьера прошла успешно. Все это придает сил работать дальше.
Премьера 2 серии «Призраков любви» намечена на 22 апреля, 3-й серии — на 20 мая. Произойдут ли? Не ведаем.
– Участвуете ли вы в каких-либо творческих показах и фестивалях? Есть ли премии и награды?
– Театр является лауреатом нескольких фестивалей, но заниматься фестивальной деятельностью у нас нет возможности. Для этого нет ни человеческих, ни финансовых ресурсов. Так же, как вы уже, наверное, заметили, нет ресурсов на PR театра.
– Какая программа спектаклей планируется летом, или театр уходит на каникулы?
– Я отказалась от планирования, почти уже ничего от нас не зависит. Все будет согласно Божественному плану.
– Планируется ли расширение программы спектаклей и введение таких направлений как мюзикл, опера?
– Мюзиклы уже есть в репертуаре театра. Спектакль «Дюймовочка» — комическая опера, просто мы так не позиционируем его, чтобы не пугать зрителя.
Я лично очень хотела бы поставить оперу. Моей дипломной работой как режиссера музыкального театра была «Иоланта» П. И. Чайковского, очень бы хотелось поставить этот спектакль в нашем театре. Но у нас нет состава для полноценного оперного спектакля и финансовых средств.
– Спасибо вам большое за интервью! Обязательно к вам придем на спектакли!
Беседовала Анна (УШТАН) ВОРОБЬЕВА