Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

РАСПРОДАЖА

Новое на сайте

ДомойМир киноФауст для детей

Фауст для детей

В новой экранизации философской сказки Джеймса Крюса «Тим Талер, или проданный смех», представленной на фестивале Синемобиль, нашлось место и сатире на общество потребления.

Произведение Джеймса Крюса хорошо известно в России еще со времен существования СССР. Повесть немецкого писателя была переведена в 1966 году, в 1981 экранизирована белорусским режиссером Леонидом Нечаевым. Главную отрицательную роль – барона Трёча (Чёрта – игра слов) – исполнил артист Павел Кадочников.

Фаустианский мотив в отечественной литературе и культуре, признаться, можно встретить не только в переводах Бориса Пастернака, Николая Холодковского или Валерия Брюсова уже упомянутой трагедии Гёте. «Повесть о Савве Грудцыне» – памятник древнерусской литературы XVII века – описывает сделку Саввы с дьяволом, искус. Однако всё же русскому читателю больше известна трагедия великого немца и, конечно, роман «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова. Все эти мотивы можно увидеть в новой немецкой экранизации Андреаса Дрезена, представленной на фестивале Синемобиль в Москве. Фильм, следует отметить, выполнен в жанре современной сказки. Богатые декорации, пряничные домики, знакомые по всё тем же сказкам братьев Гримм, и проблемы насущной современности сосуществуют в едином пространстве.

Итак, Тим Талер (Arved Friese) потерял не только мать, но и отца (Bjarne Mädel). Однажды на ипподроме Тим знакомится с очень странным господином – бароном Трёчем (Justus von Dohnányi). Тот, не сразу, но уговаривает мальчика на пари – продажу смеха взамен постоянного выигрыша.

Барон Трёч управляет всем, сидя в кресле просторного офиса крупной корпорации, изредка спускаясь на землю грешную. Тем не менее, одному ему с темными делами не справится. Время от времени в фильме появляются его подручные – мошенники, превращающиеся в мышей, когда того требует ситуация. То и дело они пытаются «помочь» Тиму выжить в сложном реальном мире – на деле же обманывают и крадут деньги (у мальчика же в кармане оказывается простая бумага). Чем не мини-свита Воланда? После соответствующей «подготовки» Тим соглашается на пари, но дальше начинается совсем иная история. Изначально мальчика всё устраивает – он постоянно выигрывает и побеждает, принося солидные суммы выигрыша на ипподроме мачехе и её родному сыну. Но постоянно жить лишь только с выигрышем, не имея возможности улыбаться и смеяться, становится всё тяжелее и сложнее.

Надо сказать, что жертвой барона Трёча стал не только Тим. Его подружка Ида (Jule Hermann), дочь продавщицы в кондитерской, дабы «избавиться от косолапости» приобрела взамен острое зрение, помогающее читать даже в темноте. Правда, острым стала лишь физическая способность, сами «глаза» перешли к искусителю. Что же, сделка барона Трёча не ограничилась одним лишь мальчиком-сиротой. Детский непосредственный смех, незамутненный и открытый взгляд на мир необходимы повелителю тёмных сил. Растление детских неокрепших душ – его органика, занятие, смысл бытия.

Барон Трёч предлагает Тиму стать не только богатым и знаменитым (с соответствующей современной рекламной раскруткой, позированием перед публикой вместе с детьми из приюта), но и властителем мира сего – от гор шоколада и бесчисленных игрушек до железных дорог. В мире том, правда, не будет возможности и времени для проказ с «бывшими» друзьями (конечно, выбирать, с кем Тиму общаться, будет решать сам барон).

Выбор – вечный и мучительный выбор – между славой и богатством, смехом и добром – в фокусе экранизации. А ещё – красочная и очень внятная сатира на современное общество потребления, а главное – его искушения – красочные, заманчивые, но совершенно бездушные. К слову, по оценке жюри немецкого кино и медиа, экранизация признана «особо ценной» – «фильм, как и само произведение Джеймса Крюса, действие которого разворачивается в 1920-е годы, имеет ярко выраженный социальный посыл против алчности и неуемного потребления».

В конечном итоге, Тим возвращает смех и дружбу в свою жизнь, отказываясь не только от постоянных денежных побед, но и от возможности владеть миром, вернув не только свой заливистый родной смех, но и дружбу. Впрочем, Тим изначально всё же был не настолько доверчив, поэтому барону Трёчу пришлось приложить немало усилий, чтобы попытаться одержать победу над Добром в сердце и душе мальчика (хотя искус действительно был силен). Тим испытания выдержал, побрезговав напоследок даже «бриллиантовыми слезинками» барона. Как и в любой сказке, конец должен быть справедливым. Зло – наказано (барон Трёч испаряется, его подручным также – одна дорога – исчезнуть в небытии). Тиму же – жить в доме подружки Иды и её мамы – продавщицы в кондитерской – и, конечно, смеяться, смеяться и смеяться, ибо смех побеждает всё дьявольское в этом мире.

Марина АБРАМОВА,
Фото – сайт film.ru

Новое в рубрике

Рейтинг@Mail.ru