Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

РАСПРОДАЖА

Новое на сайте

ДомойИнтервьюФедор ЗЕМЛЕРУБ: «Я поставил установку играть всегда настолько хорошо, эмоционально и качественно,...

Федор ЗЕМЛЕРУБ: «Я поставил установку играть всегда настолько хорошо, эмоционально и качественно, как если бы играл один…»

Лауреат международных и всероссийских конкурсов Фёдор Землеруб – концертмейстер группы виолончелей Большого симфонического оркестра имени П.И. Чайковского под управлением Владимира Федосеева и участник музыкально-просветительского проекта «Sound Out» рассказал об искусстве камерного музицирования и о том, как любит поводить свободное от концертной деятельности время.

– … Фёдор, как началось увлечение музыкой и когда вы поняли, что будете играть на виолончели?

— Всё очень просто, я бы сказал тривиально. Я родился в творческой семье, где каждый имеет непосредственное отношение к искусству: моя мама пианистка, а отец – художник. Все свое детство я слушал, как мама играет на фортепиано, ходил с ней на концерты. К нам в гости приходили друзья родителей – музыканты, художники и поэты, так что можно сказать, что я вырос в атмосфере пронизанной духом искусства. Что касается выбора инструмента, хоть я и начал заниматься музыкой с детства, не могу сказать, что знал тогда, на чем буду играть. Все стало понятно много позже. Мои педагоги посмотрели на руки, которые у меня довольно крупные, и предложили виолончель. Сейчас я понимаю, что выбор виолончели был наиболее органичным и удачным.

— Бытует мнение, что дети из спецшкол во многом лишены детства. Скажите, насколько на ваш взгляд, верно это высказывание? Вы учились в средней специальной школе им. Гнесиных. Как воспринимался плотный учебный график?

— Я бы не был столь категоричен, говоря, что такие дети лишены детства. Конечно, тогда в детстве мне хотелось и в футбол побегать, и с одноклассниками погулять по улицам. Школа располагалась в самом центре – очень всё интересно, особенно, если хорошая погода, но нужно было заниматься и делать уроки. Приходилось какие-то компромиссы искать. В общем, все прелести детства и юношества подвергались усечению, но сказать, что я был лишен детства будет не правильно.

— Многие начинающие музыканты участвуют во всевозможных музыкальных конкурсах. Как на ваш взгляд, это действительно необходимость, дающая билет в мир успешного сольного концертирования?

— На мой взгляд, на этот вопрос нельзя ответить однозначно. Это и польза, и вред. С одной стороны – определённая усиленная подготовка, серьёзная сценическая тренировка, которые, безусловно, положительно сказываются на качестве исполнительского мастерства. С другой — легко можно загубить хорошие качества, если муштровать, пытаясь вытащить всеми способами результат. Если говорить обо мне, то, наверное, конкурсы всё-таки принесли больше пользы, чем вреда.

А работа с фондами поддержки талантов? Насколько она необходима молодым музыкантам? Или талант, если он действительно талант – сам сможет заявить о себе?

— Фонды, это, в первую очередь, стимуляция. На конкурсах, например, есть жесткая нацеленность на результат, который неизвестно – будет ли ещё? Не дай Бог, ошибёшься. Ты трудился, трудился, готовился, тратил столько сил, нервов… нелепая случайность – и ты за бортом. Это удар по самооценке. А Фонд – дает возможности, при том, что условия для музыканта более мягкие. Тебе результат уже предлагают, тебя хотят слушать. Тебя отмечают, как какого-то особенного музыканта. И это снимает зажимы.

– Помимо работы в БСО Чайковского вы участвуете в камерных ансамблях. Какую роль для вас играют эти проекты?

– Камерные ансамбли – это возможность показать слушателю свое прочтение того или иного произведения, хотя, безусловно есть специфика. И в симфоническом оркестре, и в камерном ты находишься в ансамбле. Но если в большом оркестре возможность как-то выделиться малы, то в камерном ансамбле каждый может себя показать, хоть это и остается по-прежнему командной работой. Камерное музицирование – это некая граница между сольным и оркестровым исполнительством. Хотя для меня не имеет особого значения, в каком оркестре играть. Я себе поставил установку – играть всегда настолько хорошо, эмоционально и качественно, как если бы играл один. Не забывая, при этом, что нужно играть со всеми вместе. Если относиться к оркестровому ремеслу честно и по-музыкантски – это, в чём-то, сложнее, чем играть соло.

– Вы являетесь участником музыкально-просветительского проекта «SoundOut», расскажите про проект. Как в него попали и чем занимается коллектив?

Участники проекта «SoundOut» – Антон Мойсеенко (кларнет), Сергей Костылев (скрипка), Елена Мойсеенко (рояль), Федор Землеруб (виолончель)

– Участники проекта «Sound Out» – музыканты из БСО им. Чайковского, МГАСО под управлением Павла Когана*, а также лауреаты международных конкурсов, получившие признание как у нас в России, так и за рубежом. Создатели нашего коллектива – мои друзья Антон и Елена Мойсеенко. С Антоном мы вместе играем в БСО. Мы часто вместе музицировали, и идея создать просветительский проект родилась сама собой. На концертах мы не только играем, но ещё и рассказываем о музыке, которую исполняем, стараемся воссоздать картину жизни и мира вокруг конкретного композитора – что он из себя представлял, что он был за человек, какие чувства, впечатления испытывал, когда писал то или иное произведение. Наша задача – создать некий фон, чтобы максимально погрузить слушателя в атмосферу творчества и, судя по всему, у нас это получается!

– И последний вопрос о хобби… Как проводите досуг? Чем занимаетесь в свободное от концертов время?

— По-разному, в основном прикладным творчеством. Всегда любил прикладные искусства. Очень любил складывать оригами. Это хорошо фантазию развивает. С детства неплохо рисовал, увлекался резьбой по дереву. Ещё ювелирным искусством одно время увлёкся. Не слишком серьёзно, но… мама до сих пор носит сделанные мной серёжки. У меня дома есть небольшой уголок, в котором стоит настольный токарный станок: для меня работа на станке – отличный способ отдохнуть, делаю разные штучки. Увлёкся металлообработкой, фрезерованием. Нестандартные для музыканта интересы. Но вот такие…

Дмитрий БОЧАРОВ

_________________

* МГАСО — Московский государственный академический симфонический оркестр под управлением Павла Когана.

Новое в рубрике

Рейтинг@Mail.ru