29 апреля в Музее Москвы открывается выставка «Уют и Разум», которая реконструирует художественную жизнь Москвы первого постсоветского десятилетия. В залах музея будет представлено более 200 произведений 1990-х годов: от живописи и графики до видеоарта и инсталляций. Многие работы будут выставлены впервые, а нереализованные ранее инсталляции — выстроены по чертежам художников.
«Четвёртая высота». Фотография из серии «Вкус победы». 2005. Из архива группы «Четвёртая высота»
Владимир Могилевский. Фрагмент инсталляции «Осень Средневековья». Французский и английский королевские дома. Старшая линия Капетингов и династия Плантагенетов. 1991. Из архива Владимира Могилевского
Андрей Соболев. Кот и Рыба-колобок. 1997-1999. Из архива Андрея Соболева
Андрей Соболев. Лист из альбома «Игрушки». 1991. Из архива Сергея Воронича
Андрей Соболев. Мы не знаем, никогда не знаем… 1992. Из архива Андрея Соболева
Основа экспозиции — работы художественных групп «Инспекция «Медицинская герменевтика»», «Облачная Комиссия», «Россия», «ТаРТу», «ФенСо», «Четвертая высота». Участники этих объединений относятся к младшему поколению московских концептуалистов, которое сформировалось к концу 1980-х годов. Вслед за старшим поколением — Ильей Кабаковым, Виктором Пивоваровым, Виталием Комаром, Александром Меламидом, Андреем Монастырским и другими — младоконцептуалисты делают центром своих художественных практик не столько сам объект — картину, рисунок или скульптуру, сколько идею и концепцию, для которой подбирается наиболее подходящая форма воплощения. Художники этого круга стали уделять больше внимания интересам отдельной личности. Герои их произведений часто мечтают, придумывают себе альтернативные миры, как в фильмах или компьютерных играх, стирают границы между сновидением и реальностью. Так, ведущим мотивом выставки в Музее Москвы станет сон, который художники этого направления считали высшим проявлением личной свободы.
Название выставки заимствовано из текста «Уют и Разум» 1994 года, в котором писатель, теоретик и сооснователь группы «Инспекция «Медицинская герменевтика»» Павел Пепперштейн размышляет о силе языка — важной категории в творчестве представленных художественных групп. В контексте выставки слова «Уют» и «Разум» приобрели новое, автономное значение. Экспозиция будет поделена на две условные части: пространство «Уюта», где будут размещены произведения художников, и пространство «Разума», где можно будет увидеть артефакты художественной жизни 90-х — фотографии, афиши, приглашения и каталоги выставок.
«»Медгерменевтика» была не только инспекцией или сторонним взглядом, она также была, как писал Павел Пепперштейн, «лабораторией искусственных идеологий», которая расширяла привычный взгляд на вещи и размывала границы концептуального метода, — говорит один из кураторов выставки Дарья Тишкова. — Художник становится метафизическим контрабандистом, доставляющим нам свое искусство из свободного мира сновидений. Мерцание смыслов, объектов и картин превращает пространство выставки в обсерваторию искусства, а процесс наблюдения — в магию жизни. Мы ставили целью показать не только сами произведения и передать их идеи, но и погрузить зрителя в волшебный сон ощущений».
Вслед за младоконцептуалистами посетители выставки отправятся в путешествие по снам, фантазиям и знаковым местам 90-х. Сначала зрители попадут в комнату Павла Пепперштейна на Речном вокзале, где когда-то встречались и обсуждали свои проекты «медгерменевты». Затем их ждет выездная лаборатория «Облачной Комиссии» — юрта с работами и документами участников группы, инопланетные леса «ФенСо» и Сергея Шутова, сказочные герои графики Александра Мареева и Андрея Соболева.
В «Комнате архива» раскрывается топография художественной жизни: через каталоги, фотографии и видео будут показаны первые выставки первых московских галерей. В конце пути каждый может попасть на рейв 90-х: посмотреть видеоработы, созданные художниками для вечеринок культового московского клуба «Птюч».
Также специально для проекта по чертежам и эскизам 1990-х годов впервые созданы несколько инсталляций. Художники получили возможность взглянуть на свои идеи 20 лет спустя и реализовать их в залах Музея Москвы. Среди таких работ — «Маршак Поднебесный Таврический (Юрт-каст)» художников Дмитрия Лигейроса и Аркадия Насонова из «Облачной Комиссии», «Комнатка за перегородкой. Государственная квартира на Речном» и «Конец СССР» Сергея Ануфриева, Павла Пепперштейна и Владимира Фёдорова из «Инспекции «Медицинская герменевтика»».
Заглавным изображением афиши выставки стал рисунок одного из бланков «Облачной Комиссии» — самой многочисленной художественной группы 90-х, в которую вошли почти полторы сотни участников, в том числе и члены других групп: Павел Пепперштейн, Сергей Ануфриев и Владимир Фёдоров из «Инспекции “Медицинская герменевтика”», Антон Смирнский и Антон Черняк из «ФенСо», Иван Дмитриев из «России», Александр Мареев, Сергей Шутов, Владислав Мамышев-Монро и многие другие. Образ облаков связан с мечтами и фантазиями и созвучен сну. Также на афише можно увидеть листья, которые вдохновлены холстами еще одного участника «Облачной Комиссии» — Владимира Могилевского. В инсталляции «Осень Средневековья» он перенес древа королевских династий на холсты, превратив их в цветные деревья.
Музей Москвы как музей, рассказывающий о городе во всех его проявлениях, продолжает серию выставок о московской художественной жизни. Проект «Уют и Разум» хронологически следует за выставкой 2015 года «Духовка и нетленка. Фрагменты из жизни» о советском неофициальном искусстве и квартирных выставках.
«Уют и Разум» — это первый дипломный проект из серии выставок в рамках совместной магистерской программы НИУ ВШЭ и Музея современного искусства «Гараж» «Практики кураторства в современном искусстве», над которым работали студенты первого набора Дарья Тишкова, Иван Карамнов, Елена Бугакова и Таисия Струкова.
Параллельно выставке пройдет публичная образовательная программа. На лекциях, дискуссиях и экскурсиях можно будет больше узнать о феномене групп 90-х и творчестве отдельных художников.