Специалисты Владимиро-Суздальского музея-заповедника заменили световое оборудование в Успенском соборе на современное, которое позволило увидеть знаменитые росписи Андрея Рублёва и Даниила Чёрного в новых красках. Работы были проведены за счёт собственных средств ГВСМЗ.
Ценность и значение для мирового сообщества фресок Успенского собора во Владимире сложно преувеличить. Два монаха – Андрей Рублёв и Даниил Чёрный – в начале XV века совершили, по сути, переворот в сознании людей и их восприятии Страшного суда. Вместо ожидаемого ужаса, связанного с предстоящей расплатой за грехи, «рублёвские» росписи дарят надежду на спасение и воскрешение. Любовь, которой переполнены святые, открыто читается в их ликах. И сейчас посетители собора могут получить именно такое восприятие фресок, которые можно рассмотреть во всех подробностях.
Первое осветительное оборудование было установлено в Успенском соборе в начале 2000-х годов. Позже на спонсорские средства удалось частично его заменить, но добиться желаемого успеха долгое время не получалось. В этом году Владимиро-Суздальский музей-заповедник на собственные средства закупил и заменил оборудование на современное – светодиодное, – которое соответствует новым требованиям и ГОСТам. Освещённость старинных фресок не должна превышать 50 люксов с минимальным влиянием ультрафиолетового и инфракрасного спектров. Нарушение этих нормативов может привести к выгоранию пигмента.
К работе были привлечены сотрудники музея-заповедника и специалисты из Москвы. Совместными усилиями получилось добиться равномерного освещения фресок, чтобы полностью исключить так называемые «тёмные зоны». Кроме фресок Рублёва, туристы теперь смогут увидеть фрагменты орнаментальной росписи, которая сохранилась с XII века в северной галерее храма, и элементы украшения аркатурно-колончатого пояса первого храма, до его перестройки после пожара.
Генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Светлана Мельникова, говоря о проделанной работе, отметила, что она позволит посетителям ещё глубже понять весь смысл композиции «Страшный суд», увидеть русские лики святых, списанные с наших предков, живших в непростые и жестокие времена.
– Сегодня, когда наши фрески благодаря современным технологиям будут озарены новым светом, когда мы увидим этот «ближний свет издалека», мы сможем ещё раз задуматься: кто мы, зачем пришли в этот мир, наследниками кого и чего мы являемся, – подчеркнула она.