…Эту книгу, как говаривал классик, не стоит забывать на скамейке, ее желательно захватить с собой в отпуск этим летом. Ну, или в другой раз, но чтобы запамятовать о чем «Прерывистые линии» Анатолия Контуша – это, поверьте, невозможно. Сюжет при этом необязателен, не старайтесь: орнаментальная проза как нельзя лучше оттеняет наш быт, в котором то и дело случается день сурка.
Анатолий Контуш. Прерывистые линии. – СПб.: Алетейя, 2021
Итак, это история о любви, которой, как известно, нет конца – только яркий финиш, сладкие воспоминания. И так по несколько раз кряду в этой знойной прозе, где парочка то и дело приезжает в экзотическую страну – причем, как ни странно, по работе – и мы погружаемся в любовную нирвану с массой приятных мелочей, обязательных подробностей и эротического напряга. «Ballantines, Jack Daniels или Johnny Walker в каком‐нибудь баре, а потом шли танцевать или просто слушать музыку в джаз‐кафе, Fats Domino, Count Basie, Nat King Cole», сообщает герой, после чего героиня «спустилась на пляж, прошла к воде, стянула с себя рубашку и брюки, швырнула на песок лифчик, прыгнула в воду и поплыла к горизонту», и уж после уточняет, как «я лежал на теплом деревянном полу, щурясь от солнца, а ты ритмично поднималась и опускалась надо мной, постанывая от удовольствия и притягивая любопытные взгляды пожилых пар, неспешно прогуливающихся по песку возле воды».
Причем любовная нирвана нашей страстной парочки, которая в дальнейшем даже обзаведется необязательным чадом, продолжается даже в командировке, на каких-нибудь Гавайях, где герой наблюдает, как «какое‐то время ты внимательно смотришь себе в глаза, потом осторожно касаешься сосков обеими руками, захватываешь их пальцами, чуть‐чуть оттягиваешь и тут же отпускаешь; я вижу, как ты повторяешь это несколько раз, потом проходишь в комнату, падаешь на спину поперек постели, не отпуская сосков, и кладешь руку туда, где к тебе только что прикасались короткие, жесткие струи; ты остаешься в таком положении несколько долгих минут; я не могу оторвать взгляд от того, как вибрирует твое тело; наконец ты вздрагиваешь, резко изгибаешься мне навстречу, замираешь над простыней на несколько секунд с громким стоном и обессилено падаешь на спину, успевая увидеть меня над собой и не отнимая руку от тела».
Иногда содержание глав хочется запомнить надолго, чтобы позже, вспоминая, грустно улыбаться, зная о финале этой истории, наслаждаясь флером прежней страсти. Такое бывает, поверьте, и даже продается «в некоторых магазинчиках на набережной, где можно было купить заполненные этим воздухом консервные банки, которые запаивали прямо при вас». Потому что упомянутый финал – причем в каждом из эпизодов истории, которые автор проигрывает снова и снова, меняя партнерш, но не изменяя своей любви – все-таки случается, ведь именно тем летом ссорилось так бурно, так страстно, так хорошо… Словом, есть что вспомнить. «Я хорошо помню, когда после очередной нашей ссоры ты хлопнула дверью и вышла в город в этих облегающих джинсах с двумя широкими вырезами на месте задних карманов, которые ты до того одевала только для меня, когда мы оставались дома вдвоем; твои круглые белые ягодицы подрагивали в такт шагам, выдавливаемые наружу плотно прилегающей тканью, и у всех останавливающихся проводить тебя взглядом мужчин перехватывало дыхание и становилось тесно в брюках, потому что никто из них в своей жизни никогда не видел ничего подобного».
…И пускай это жизнь пунктиром, но ее лучшие моменты с любимой женщиной – эти самые точки между «прерывистых линий» в названии повести – складываются в книге Анатолия Контуша в ненавязчивую азбуку Морзе, которую все-таки стоит услышать, почувствовать, прочитать…
Олег БУГАЕВСКИЙ