Главное – правильно подобрать ключ

1242

С 13 по 17 февраля в Галерее А3, в Москве, проходила выставка «Open the Door» – шестая по счету выставка проекта Want and Paint. О стартапе, дающем возможность непрофессиональному художнику представить свои работы, представитель «АртМосковии» Ксения Горелова, побеседовала с куратором выставки Марией Петрусенко и руководителем Галереи А3 Владимиром Ивановым.

– Мария, когда возникла идея создать подобного рода проект?

Мария: Я сама пишу картины. Однажды подумала, что хочу выставляться. Звонила во всевозможные музеи, выставочные пространства, но художнику без имени, как правило, отказывают. Даже выпускники художественных училищ, имея на руках дипломы, не могут попасть в галерею и выставить свои работы, так как площадки такого уровня требуют наличие опыта.

Однажды встретилась с подругой. Мы архитекторы. Она рассказала, что предлагает своим знакомым художникам собираться раз в месяц в ее квартире и выставлять свои работы, ведь художник, он как пианист: без регулярной практики руки теряют былое умение.

Тогда у меня возникла идея устраивать выставки не только эскизов, но и масляной живописи. Буквально за месяц, по сарафанному радио, я нашла 10 художников, которые согласились сдать деньги на лофт и выставить свои картины на 4 часа. Мы сняли пространство недалеко от метро Киевская, купили вино. Зима, вечер, панорамный вид на Москва-Сити, приглушенный свет – так всё начиналось.

Зима, вечер, панорамный вид на Москва-Сити, приглушенный свет – так всё начиналось.

(Мария Петрусенко)

– Название проекта придумали тогда же?

Мария: Одна художница сказала: «Почему мы должны загонять себя в какие-то рамки, зависеть от культурных институций? Хочу и рисую». Так родилось название проекта Want and Paint.

– В чем его суть?

Мария: Это очень актуальная тема. Я не могу оценить, как искусствовед, работу художника. Но суть проекта в том, что каждый желающий, кто пишет картины, имеет возможность выставить свои работы на профессиональной площадке – в галерее или музее – не зависимо от наличия или отсутствия специализированного художественного образования и тем самым получить опыт, хорошие рекомендации, отзывы приглашенных гостей. Главное – это стремление. Я просто даю людям возможность выставиться, дальше все зависит от их мотивации и желания.

– Как давно выступаете в качестве куратора?

Мария: До Want and Paint я не сталкивалась с организацией выставок. То, что человек, который проводит выставку, называется куратором, узнала буквально полгода назад. За два года мы организовали уже 6 выставок. Долго выставлялись в лофтах, и этой осенью договорились с галереей А3. В этой выставке приняли участие 41 художник.

Мария Петрусенко на открытии выставки «Open the door»

Я просто даю людям возможность выставиться, дальше все зависит от их мотивации и желания.

(Мария Петрусенко)

– Владимир Борисович, чем для А3 интересен Want and Paint?

Владимир: Такие экспериментальные проекты для молодых возникают, в большей степени, у нас. Галерея А3 вот уже 33 года не боится экспериментов. Более тысячи выставок: Илья Кабаков, Эрик Булатов, Эдуард Гороховский. Выставлялись уникальные художники перестроечного периода, которым в советское время такую возможность давали редкие галереи. Галерея А3 собрала свою коллекцию картин. Она небольшая, 530 единиц, но очень знаковая. Василий Церетели (российский художник, исполнительный директор Московского музея современного искусства – прим. автора) сказал, что у него нет таких денег, чтобы собрать такую коллекцию. Наша задача – открывать имена, которые потом становятся очень известными. К примеру, Аня Желудь – лауреат Венецианской биеннале – начинала у нас. Проект – попытка найти среди непрофессиональных художников таланты мирового уровня. Здесь Галерея выступает в качестве некоего фильтра, трамплина для талантов.

– Кто может выставлять у вас свои картины?

Мария: Свою работу на наших выставках может показать любой желающий художник. Сейчас это работы маслом, акрилом, темперой или в смешанной технике, в дальнейшем планируем выставлять и графику, так как приходит множество заявок от художников. Также будем устраивать и выставки фотографий.

– Как проходила подготовка к выставке?

Мария: Участники заранее присылали мне фотографии работ. Я, исходя из тематики произведений, техники исполнения, составляю развеску. Примерно за неделю до выставки я просто сообщала художникам в чате WhatsApp, что они могут привозить свои подписанные картины в галерею или лофт, и начиналась подготовка. Недавно мы сняли видео, в котором отвечаем на вопросы о том, что такое для нас живопись и искусство в целом, что значит быть художником. У каждого своя история, которую ребята и рассказывают публике, когда пишут картины. Также мы выпустили уже второй свой каталог с работами участников.

– Я слышала, что любую из представленных картин можно приобрести?

Мария: Так и есть. Недавно я осознала: мы не приучены к тому, что картины можно покупать, причем, довольно недорого. Люди не понимают, зачем тратить 5 тысяч на работу еще и неизвестного живописца. Мы своим проектом даем шанс пришедшим выбрать и приобрести картину, порой ничем не отличающуюся от тех, что выставлены в других галереях. Разве что статусом написавшего ее художника. Помните: картины в доме – это круто!

Картины в доме – это круто!

(Мария Петрусенко)

– Уже купили какую-нибудь из работ?

Мария: Обычно приобретают примерно по одной-две картине за выставку. Сегодня, на открытии, купили работу одной девушки.

– Кто оценит работы ребят, кроме приглашенных ими родных и друзей?

Владимир: Профессиональная среда, профессиональные кураторы, профессиональные искусствоведы – все знают Галерею А3. Мы, в свою очередь, приглашаем на выставки подобного плана метров живописи. Сегодня в гостях был современный художник Аладдин Гарунов – один из лучших, по мнению Василия Церетели. Он трижды номинировался на премию Кандинского. Шалва Бреус, ее учредитель, купил 12 картин Гарунова и тем самым завершил свою коллекцию современного искусства. Сегодня художник проводил экскурсию по выставке для Василия Ланового, советского и российского актера театра и кино. Мастера такого уровня смотрели, чем дышит молодежь.

Аладдин Гарунов и Василий Лановой на выставке «Open the door»

– Почему так важно присутствие деятелей искусства из профессиональной среды?

Владимир: Эта среда очень важна для талантов. Если они попадают в нее, их заметят, похлопают по плечу в знак одобрения. Такая своеобразная рекомендация – похлопывание по плечу – необходима, особенно, когда получаешь ее не от искусствоведа или куратора, а от художника. Расскажу вам историю. «Золотая Адель» Густава Климта могла быть уничтожена. Он писал ее больше года по заказу мужа девушки, еврейского банкира. Когда банкира поймали в Австрии, в гестапо, и арестовали, его коллекция должна была быть уничтожена, как дегенеративное искусство. Но один очень важный генерал СС берет работы арестованного еврея и идет к Гитлеру со словами «Адольф, это же Климт». Гитлер дал приказ не уничтожать «Адель», ведь когда-то именно Климт оценил его талант, сказав: «Вы гений, вам нечему здесь учиться!». В искусстве многое – случайность. Наша задача сделать так, чтобы случайности подобного рода оказались неслучайными.

В искусстве многое – случайность. Наша задача сделать так, чтобы случайности подобного рода оказались неслучайными.

(Владимир Иванов)

– Мария, расскажите о дальнейших планах Want and Paint.

Мария: В планах – расширение, поиск новых пространств и площадок, талантливых художников, новых форматов подачи искусства. Хочется сделать так, чтобы люди, посещая наши выставки, понимали то, что изображено на картинах. Поэтому мы и стараемся создавать каталоги, снимать видео, вести социальные сети. Я уверена, что проект будет успешным.

«У тебя есть возможность открыть дверь в любой мир, главное правильно подобрать ключ».

От редакции: К сожалению, выставка завершила свою работу. Но, познакомиться с творчеством художников, предоставивших свои произведения для выставочной экспозиции можно в каталоге (файл в формате PDF). Редакция СМИ «АртМосковия» выступила информационным партнером выставки.