В Москве раздали главные призы 43-го Московского международного кинофестиваля. Главный приз, «Золотой Святой Георгий», достался румынской сатирической драме «#засранка» режиссера Андрея Хуцуляка. «Серебряного Святого Георгия» за режиссуру получил Алексей Федорченко за свой фильм «Последняя “Милая Болгария”». Специального приза жюри удостоилась немецкая комедия ужасов «Кровопийцы». Подводя итоги 43-го ММКФ, киноэксперт, основатель и главный редактор журнала «КиноРепортер» Мария Лемешева отметила, что сразу несколько картин стали яркими событиями фестиваля, причем не только те, что были представлены в конкурсной программе:
«Одна из самых громких премьер фестиваля – блокбастер Тимура Бекмамбетова “Девятаев”. Это первоклассная военная драма с яркими актерскими работами Алексея Филимонова, Евгения Серзина, Тимофея Трибунцева и, конечно же, исполнителя главной роли Павла Прилучного. Две новые картины российских мастеров авторского кино — драма Александра Миндадзе “Паркет” и детектив-мистерия “Последняя «Милая Болгария»” — имеют тяжелую творческую судьбу, поскольку режиссеры с трудом нашли деньги на производство. “Паркет”, показанный во внеконкурсной программе “8 ½ фильмов”, исследует запутанные отношения троих людей 40+, которых объединяет не только оставшаяся в прошлом личная связь, но и страсть к танцам. Любовный треугольник — тема, которую Александр Миндадзе исследовал еще в сценариях к фильмам Александра Абдрашитова. В “Паркете” он взглянул на, казалось бы, избитую тему под таким углом, который удивит даже искушенного зрителя. “Последняя «Милая Болгария»” — экранизация автобиографической книги Михаила Зощенко “Перед восходом солнца”. “Милая Болгария” – название сорта яблок, который в 1943 году выводит главный герой картины. Эти яблоки, как вишневый сад у Чехова, символизируют старую Россию — ту самую, о которой ностальгировал Зощенко в своих рукописях и дневниках. Фильмом закрытия ММКФ стал завораживающий не только песнями и танцами, но и изобразительными приемами французско-финский киномюзикл “Кафе моей памяти” — дебют режиссера из Хельсинки Вальто Бальцара. Балтийское побережье Финляндии показано в нем как романтичный французский портовый городок из знаменитого киномюзикла 60-х “Шербурские зонтики”. Фильм Бальцара — не ремейк, а скорее удачная попытка снять картину в духе классического образца. Фильм “#засранка”, победивший на ММКФ, — едкая сатира на социальные сети, которые влияют на людей гораздо сильнее, чем здравый смысл. Румынское кино про интернет в тренде — совсем недавно в Берлине победила еще одна драма о слитом в сеть порно. Но лучший фильм ММКФ-2021, на мой взгляд, использует более нестандартные и при этом изящные художественные приемы, исследуя проблему интернет-буллинга».
Фото Геннадий АВРАМЕНКО