Громкие продажи «Литфонда»

0
571

9,5 млн рублей за первый сборник Мандельштама, пиджак Лимонова за 1,7 млн рублей и другие рекордные итоги аукциона

На торгах Аукционного дома «Литфонд» 10 июня была продана уникальная подборка автографов и рукописей из частной коллекции. Список самых дорогих продаж аукциона возглавили первый сборник стихов Осипа Мандельштама «Камень» с автографом автора и собственноручное письмо поэта Николая Гумилева художнику Мстиславу Фармаковскому. Оба лота ушли с молотка за 9,5 млн рублей каждый. В тройку топ-продаж также вошла рукопись неопубликованного стихотворения «Ракета» Бориса Пастернака с запиской Льву Каменеву – ее купили за 7,5 млн рублей.

За два часа в онлайн-формате из 180 редчайших лотов, выставленных на торги, было продано около 150 на общую сумму порядка 90 млн рублей. Среди самых дорогих и редких продаж оказались также автографы и рукописи Исаака Бабеля (6 млн рублей), Михаила Кузмина (5 млн рублей), Сергея Есенина (5,5 млн рублей), Гавриила Державина (5,5 млн рублей), Марины Цветаевой (3,2 млн рублей).

«Бриллиантовые» рукописи и автографы

Именно подборка инскриптов занимала особое место в каталоге аукциона. Дело в том, что большая часть по-настоящему драгоценных автографов уже давно хранится в музеях и архивах. Этот факт делает любой подобный документ, обнаруженный в частном владении, не только уникальным, но и чрезвычайно дорогим. Например, как утверждают эксперты, найти автограф Марка Шагала, при определенном опыте и старании, может практически любой коллекционер. Однако книга, в которой художник оставил надпись с рисунком для министра культуры СССР Екатерины Фурцевой, автоматически делает ее непревзойденным и единственным в своем роде коллекционным экземпляром. На аукционе цена за этот автограф взлетела в два раз и составила 800 тыс. рублей.

Первая книга Осипа Мандельштама «Камень. Стихи» с автографом была выставлена на аукцион по уже рекордной цене 5 млн рублей, но в ходе торгов коллекционеры оценили ее почти в два раза выше, и сборник стихов ушел с молотка за 9,5 млн рублей.

«Камень. Стихи» вышла в Санкт-Петербурге в 1913 году. На титульном листе сохранился автограф Осипа Мандельштама: «Дорогому Павлу Николаевичу Лукницкому с сердечным уважением О. Мандельштам / Царское Село, 25/I/28».

Младший брат поэта Евгений Яковлевич Мандельштам (1898-1979) в своих воспоминаниях пишет: «Интереса история издания первого «Камня» — тоненькой книжечки с двадцатью тремя стихотворениями, написанными с 1909 по 1913 год. Издание «Камня» было «семейным» — деньги на выпуск книжки дал отец. Тираж — всего 600 экземпляров. Помню день, когда Осип взял меня с собой и отправился в типографию на Моховой и мы получили готовый тираж. Одну пачку взял автор, другую — я. Перед нами стояла задача: распродать книги. Дело в том, что в Петербурге книгопродавцы сборников стихов не покупали, а только брали на комиссию. Исключение делалось для очень немногих и уже известных поэтов. Например, для Блока. После долгого раздумья мы сдали весь тираж на комиссию в большой книжный магазин Попова-Ясного, угол Невского и Фонтанки, там, где теперь аптека. Время от времени брат посылал меня узнавать, сколько продано экземпляров, и когда я сообщил, что раскуплено уже сорок две книжки, дома это было воспринято как праздник. По масштабам того времени в условиях книжного рынка это звучало как первое признание поэта читателями».

К бриллиантам, показавшим на аукционе рекордную цену, относится и большое письмо поэта Николая Гумилева. В нем он рассказывает о своей жизни в Париже в 1908 году. И вместе с письмом отправляет адресату, художнику Мстиславу Фармаковскому, два только что написанных стихотворения. Уникальный документ также был продан за 9,5 млн рублей при начальной цене в 5 млн рублей.

«Льву Борисовичу Каменеву с глубоким уважением и восторженно Б. Пастернак» – рукопись неопубликованного стихотворения «Ракета» Бориса Пастернака адресована поэтом Льву Каменеву, на тот момент одному из членов Политбюро ЦК РКП(б), в июне 1922 года. Для многих представителей русской интеллигенции – это пока еще время подъема и больших надежд. «Быть хотя бы в четвертой доле олицетворением такой циклопической стихии, как Русская Революция — счастье сверхчеловеческое», — пишет в сопроводительной записке к стихотворению Пастернак.

Учитывая имя адресата, объем и содержание рукописи, эксперты оценивают этот артефакт, как фантастический. Как и ожидалось, он стал одним из топ-лотов торгов. Стартовая цена уникального инскрипта составляла 4 млн рублей, но в ходе торгов его приобрели за 7,5 млн рублей.

«Все эти автографы, как машина времени, позволяют почувствовать, чем жила целая эпоха, безвозвратно ушедшая от нас; лучше понять место литературного кумира в этой эпохе, приблизиться к нему на расстояние вытянутой руки, — комментирует генеральный директор «Литфонда» Сергей Бурмистров. — Автографы известных людей 20 века во всем мире бьют ценовые рекорды. Но это не значит, что любой из них ценен и стоит баснословных денег. Отличие этого аукциона в том, что он собрал самые лучшие, можно сказать, «бриллиантовые» инскрипты известных людей литературы и искусства».

Детская книжка про зайчика – за миллион

На аукционе «Литфонд» также представил чудом сохранившиеся детские книги эпохи авангарда и конструктивизма. Всего в каталоге можно найти более 35 детских книг, изданных в 20-30-х гг. Часть изданий невозможно найти в библиотеках, книжных магазинах и даже антикварных салонах.

Судя по продажам, больше всего коллекционеров впечатлила детская сказка про зайчика, изданная в 1923 году. В интерпретации советского графика Веры Ермолаевой народная сказка из известного каждому «Раз, два, три, четыре пять – вышел зайчик погулять» превратилась в гениальный трагифарс. Иллюстрации талантливой художницы-авангардистки наполнены острым политическим подтекстом.

По утверждению Евгения Ковтуна, известного отечественного специалиста по русскому авангарду, тираж этой сказки не превысил 150 экземпляров. Специалисты Аукционного дома «Литфонд» оценили ее начальную стоимость в 220 000 рублей, но покупатели не постояли за ценой и приобрели ее за 1 млн рублей.

Две детские книжки Пастернака «Карусель» и «Зверинец» также были быстро проданы – по 340 тыс. рублей за каждую, а «2 трамвая» Осипа Мандельштама c иллюстрациями Бориса Эндера – за 400 тыс. рублей.

Советское кино 20-х и коллекционные афиши

«История советского плаката пишется теперь не только на выставках, но и на аукционах», – в первой половине 90-х писали отечественные газеты. Спустя почти три десятилетия среди коллекционеров не ослабевает интерес к этому виду искусства, наглядно отражающему процессы общественной и культурной жизни страны. На аукционе «Литфонда» редкие образцы советского рекламного плаката 20-30-х годов – политические, торговые… Отдельного внимания коллекционеров заслужили кинематографические афиши, цена на которые стремительно росла в ходе торгов.

К ценнейшим экземплярам плакатного искусства, можно смело отнести коллекционную редкость музейного уровня – афишу к фильму Якова Протазанова 1926 года «Процесс о трех миллионах». Ее авторы – советские конструктивисты, мастера киноплаката и сценографии, братья Стенберги. В итоге, за киноафишу покупатели предложили 1,1 млн рублей.

В каталоге «Литфонда» оказался и другой вариант афиши этой криминальной комедии по мотивам повести Умберто Нотари. Примечательно, что один из экземпляров того же тиража, в 2015 году на аукционе MacDougall`s был продан более чем за 10 тыс. фунтов стерлингов. На торгах в Москве киноплакат приобрели за 900 тыс. рублей.

Знаменитый пиджак Эдуарда Лимонова

Цветной пиджак, сшитый самим Лимоновым из 114 лоскутков в 1972 году, был одним из последних лотов аукциона. За него развернулась, пожалуй, самая яркая борьба. В результате, цена артефакта выросла в 4 раза: торги стартовали с 380 тыс. рублей, а завершились на отметке в 1, 7 млн рублей.

Напомним, что пиджак долгое время хранился у художника и литератора Вагрича Бахчаняна (1938-2009), который долгие годы был дружен с писателем и даже придумал ему литературный псевдоним. Что же касается портновской ипостаси Эдуарда Лимонова, то сохранились свидетельства о том, что в числе множества разнообразных занятий будущего писателя и политического деятеля (грузчик, продавец, строитель, монтажник) было искусство кройки и шитья. Он шил джинсы для харьковской, а потом и московской богемы. Говорят, что среди клиентов Лимонова были Эрнст Неизвестный и Булат Окуджава.

Источник – сайт сетевого СМИ artmoskovia.ru.
Предыдущая статьяВ 2021 году новые музыкальные инструменты поступят в 37 ДШИ Подмосковья
Следующая статьяРазбираемся в кино с Moscow Shorts

ПУБЛИКУЕМ КОММЕНТАРИИ ПОЗИТИВНО НАСТРОЕННЫХ ЛЮДЕЙ:

Оставьте ваш комментарий
Ваше имя