Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

РАСПРОДАЖА

Новое на сайте

ДомойВыставкиГромкие продажи «Литфонда»

Громкие продажи «Литфонда»

9,5 млн рублей за первый сборник Мандельштама, пиджак Лимонова за 1,7 млн рублей и другие рекордные итоги аукциона

На торгах Аукционного дома «Литфонд» 10 июня была продана уникальная подборка автографов и рукописей из частной коллекции. Список самых дорогих продаж аукциона возглавили первый сборник стихов Осипа Мандельштама «Камень» с автографом автора и собственноручное письмо поэта Николая Гумилева художнику Мстиславу Фармаковскому. Оба лота ушли с молотка за 9,5 млн рублей каждый. В тройку топ-продаж также вошла рукопись неопубликованного стихотворения «Ракета» Бориса Пастернака с запиской Льву Каменеву – ее купили за 7,5 млн рублей.

За два часа в онлайн-формате из 180 редчайших лотов, выставленных на торги, было продано около 150 на общую сумму порядка 90 млн рублей. Среди самых дорогих и редких продаж оказались также автографы и рукописи Исаака Бабеля (6 млн рублей), Михаила Кузмина (5 млн рублей), Сергея Есенина (5,5 млн рублей), Гавриила Державина (5,5 млн рублей), Марины Цветаевой (3,2 млн рублей).

«Бриллиантовые» рукописи и автографы

Именно подборка инскриптов занимала особое место в каталоге аукциона. Дело в том, что большая часть по-настоящему драгоценных автографов уже давно хранится в музеях и архивах. Этот факт делает любой подобный документ, обнаруженный в частном владении, не только уникальным, но и чрезвычайно дорогим. Например, как утверждают эксперты, найти автограф Марка Шагала, при определенном опыте и старании, может практически любой коллекционер. Однако книга, в которой художник оставил надпись с рисунком для министра культуры СССР Екатерины Фурцевой, автоматически делает ее непревзойденным и единственным в своем роде коллекционным экземпляром. На аукционе цена за этот автограф взлетела в два раз и составила 800 тыс. рублей.

Первая книга Осипа Мандельштама «Камень. Стихи» с автографом была выставлена на аукцион по уже рекордной цене 5 млн рублей, но в ходе торгов коллекционеры оценили ее почти в два раза выше, и сборник стихов ушел с молотка за 9,5 млн рублей.

«Камень. Стихи» вышла в Санкт-Петербурге в 1913 году. На титульном листе сохранился автограф Осипа Мандельштама: «Дорогому Павлу Николаевичу Лукницкому с сердечным уважением О. Мандельштам / Царское Село, 25/I/28».

Младший брат поэта Евгений Яковлевич Мандельштам (1898-1979) в своих воспоминаниях пишет: «Интереса история издания первого «Камня» — тоненькой книжечки с двадцатью тремя стихотворениями, написанными с 1909 по 1913 год. Издание «Камня» было «семейным» — деньги на выпуск книжки дал отец. Тираж — всего 600 экземпляров. Помню день, когда Осип взял меня с собой и отправился в типографию на Моховой и мы получили готовый тираж. Одну пачку взял автор, другую — я. Перед нами стояла задача: распродать книги. Дело в том, что в Петербурге книгопродавцы сборников стихов не покупали, а только брали на комиссию. Исключение делалось для очень немногих и уже известных поэтов. Например, для Блока. После долгого раздумья мы сдали весь тираж на комиссию в большой книжный магазин Попова-Ясного, угол Невского и Фонтанки, там, где теперь аптека. Время от времени брат посылал меня узнавать, сколько продано экземпляров, и когда я сообщил, что раскуплено уже сорок две книжки, дома это было воспринято как праздник. По масштабам того времени в условиях книжного рынка это звучало как первое признание поэта читателями».

К бриллиантам, показавшим на аукционе рекордную цену, относится и большое письмо поэта Николая Гумилева. В нем он рассказывает о своей жизни в Париже в 1908 году. И вместе с письмом отправляет адресату, художнику Мстиславу Фармаковскому, два только что написанных стихотворения. Уникальный документ также был продан за 9,5 млн рублей при начальной цене в 5 млн рублей.

«Льву Борисовичу Каменеву с глубоким уважением и восторженно Б. Пастернак» — рукопись неопубликованного стихотворения «Ракета» Бориса Пастернака адресована поэтом Льву Каменеву, на тот момент одному из членов Политбюро ЦК РКП(б), в июне 1922 года. Для многих представителей русской интеллигенции – это пока еще время подъема и больших надежд. «Быть хотя бы в четвертой доле олицетворением такой циклопической стихии, как Русская Революция — счастье сверхчеловеческое», — пишет в сопроводительной записке к стихотворению Пастернак.

Учитывая имя адресата, объем и содержание рукописи, эксперты оценивают этот артефакт, как фантастический. Как и ожидалось, он стал одним из топ-лотов торгов. Стартовая цена уникального инскрипта составляла 4 млн рублей, но в ходе торгов его приобрели за 7,5 млн рублей.

«Все эти автографы, как машина времени, позволяют почувствовать, чем жила целая эпоха, безвозвратно ушедшая от нас; лучше понять место литературного кумира в этой эпохе, приблизиться к нему на расстояние вытянутой руки, — комментирует генеральный директор «Литфонда» Сергей Бурмистров. — Автографы известных людей 20 века во всем мире бьют ценовые рекорды. Но это не значит, что любой из них ценен и стоит баснословных денег. Отличие этого аукциона в том, что он собрал самые лучшие, можно сказать, «бриллиантовые» инскрипты известных людей литературы и искусства».

Детская книжка про зайчика – за миллион

На аукционе «Литфонд» также представил чудом сохранившиеся детские книги эпохи авангарда и конструктивизма. Всего в каталоге можно найти более 35 детских книг, изданных в 20-30-х гг. Часть изданий невозможно найти в библиотеках, книжных магазинах и даже антикварных салонах.

Судя по продажам, больше всего коллекционеров впечатлила детская сказка про зайчика, изданная в 1923 году. В интерпретации советского графика Веры Ермолаевой народная сказка из известного каждому «Раз, два, три, четыре пять – вышел зайчик погулять» превратилась в гениальный трагифарс. Иллюстрации талантливой художницы-авангардистки наполнены острым политическим подтекстом.

По утверждению Евгения Ковтуна, известного отечественного специалиста по русскому авангарду, тираж этой сказки не превысил 150 экземпляров. Специалисты Аукционного дома «Литфонд» оценили ее начальную стоимость в 220 000 рублей, но покупатели не постояли за ценой и приобрели ее за 1 млн рублей.

Две детские книжки Пастернака «Карусель» и «Зверинец» также были быстро проданы – по 340 тыс. рублей за каждую, а «2 трамвая» Осипа Мандельштама c иллюстрациями Бориса Эндера – за 400 тыс. рублей.

Советское кино 20-х и коллекционные афиши

«История советского плаката пишется теперь не только на выставках, но и на аукционах», – в первой половине 90-х писали отечественные газеты. Спустя почти три десятилетия среди коллекционеров не ослабевает интерес к этому виду искусства, наглядно отражающему процессы общественной и культурной жизни страны. На аукционе «Литфонда» редкие образцы советского рекламного плаката 20-30-х годов — политические, торговые… Отдельного внимания коллекционеров заслужили кинематографические афиши, цена на которые стремительно росла в ходе торгов.

К ценнейшим экземплярам плакатного искусства, можно смело отнести коллекционную редкость музейного уровня – афишу к фильму Якова Протазанова 1926 года «Процесс о трех миллионах». Ее авторы – советские конструктивисты, мастера киноплаката и сценографии, братья Стенберги. В итоге, за киноафишу покупатели предложили 1,1 млн рублей.

В каталоге «Литфонда» оказался и другой вариант афиши этой криминальной комедии по мотивам повести Умберто Нотари. Примечательно, что один из экземпляров того же тиража, в 2015 году на аукционе MacDougall`s был продан более чем за 10 тыс. фунтов стерлингов. На торгах в Москве киноплакат приобрели за 900 тыс. рублей.

Знаменитый пиджак Эдуарда Лимонова

Цветной пиджак, сшитый самим Лимоновым из 114 лоскутков в 1972 году, был одним из последних лотов аукциона. За него развернулась, пожалуй, самая яркая борьба. В результате, цена артефакта выросла в 4 раза: торги стартовали с 380 тыс. рублей, а завершились на отметке в 1, 7 млн рублей.

Напомним, что пиджак долгое время хранился у художника и литератора Вагрича Бахчаняна (1938-2009), который долгие годы был дружен с писателем и даже придумал ему литературный псевдоним. Что же касается портновской ипостаси Эдуарда Лимонова, то сохранились свидетельства о том, что в числе множества разнообразных занятий будущего писателя и политического деятеля (грузчик, продавец, строитель, монтажник) было искусство кройки и шитья. Он шил джинсы для харьковской, а потом и московской богемы. Говорят, что среди клиентов Лимонова были Эрнст Неизвестный и Булат Окуджава.

Новое в рубрике

Рейтинг@Mail.ru